УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра конституционного и международного права

    УТВЕРЖДЕНА решением кафедры конституционного и международного права Протокол от «29» августа 2016 г. № 1  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.10. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

краткое наименование отсутствует

по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профили: Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы;

квалификация бакалавр

для очной и заочной форм обучения

Год набора -2016 г.

Екатеринбург, 2016 г.

Автор–составитель:

к.ю.н., доцент А.С. Морозова

Заведующий кафедрой

конституционного и международного права И.В. Выдрин

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……...……………………………….……………………………………………...    
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы…………………..……..……………….……………………………..  
3. Содержание и структура дисциплины………………………....…..……………
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине ……….…….  
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ………………………………………………………………………..…………….  
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  
6.1. Основная литература …………………………………………………….…..…..
6.2. Дополнительная литература ………………………..…………………...………
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы…………………
6.4. Нормативные правовые документы ………………………………….…………
6.5. Интернет-ресурсы ……………………….……………………………………….
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы……...............................  
     

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1. Дисциплина обеспечивает овладение следующими компетенциями:

– компетенции, формирование которых завершается в течение изучения данной дисциплины:

УК- 5- способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества

ОПК- 1 -способность соблюдать законодательство РФ, в т.ч. Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

1.2.В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:

- сформированы знания:

- о месте конституционного права в правовой системе РФ

- о сущность и содержание основных понятий конституционного права, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений;

- о правовых основах деятельности органов публичной власти в РФ, гарантии и ответственность публичных органов и должностных лиц в реализации конституционных правоотношений;

- об основах конституционного статуса человека и гражданина

- сформированы умения:

- работать с нормативными правовыми актами, регулирующими конституционные права человека и гражданина, и решать с их помощью конкретные ситуации.

- оперировать юридическими понятиями и категориями.

-сформированы навыки:

- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений;

- разрешения правовых проблем и коллизий;

2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО

Изучение учебной дисциплины «Конституционное право» базируется на положениях основ теории государства и права. Вместе с тем «Конституционное право» выступает как основополагающая отрасль права, носящая системообразующий характер. Изучение конституционного права дает учащимся первоначальное представление о всей правовой системе страны, понимание основополагающих принципов политической и общественной жизни, организации государственной власти и правового положения человека и гражданина. «Конституционное право» тесно связано с муниципальным, административным правом, другими юридическими дисциплинами.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часов.

3. Содержание и структура дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука - Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 2. Основы конституционного строя Российской Федерации - Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 3. Конституционный статус личности в Российской Федерации - Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 4. Федеративное устройство Российской Федерации   Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 5 Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти, государственных органов и местного самоуправления в Российской Федерации - Аудиторная работа Домашняя работа
Промежуточная аттестация           экзамен
Всего: - 64+36  
Заочная форма обучения
Раздел 1. Конституционное право Российской Федерации как отрасль права и наука   - Аудиторная работа  
Раздел 2. Основы конституционного строя Российской Федерации   - Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 3. Конституционный статус личности в Российской Федерации   - Аудиторная работа Домашняя работа  
Раздел 4. Федеративное устройство Российской Федерации   - Аудиторная работа Домашняя работа
Раздел 5 Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти, государственных органов и местного самоуправления в Российской Федерации   - Аудиторная работа Домашняя работа
Промежуточная аттестация           экзамен
Всего: - 195+13  

Содержание дисциплины

Тема 1. Конституционное право России- ведущая отрасль российского права

Понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права.

Система конституционного права (конституционно-правовые нормы, инс­титуты)

Конституционно-правовые отношения: понятие структура и виды.

Источники конституционного права РФ: характеристика нормативно-правовых актов в Российской Федерации, порядок опубликования и вступления в силу Конституционная ответственность и меры принуждения.

Тема 2. Конституционное развитие и Конституция Российской Федерации

Конституционализм и конституционное развитие России. Характеристика Конституции Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства, принципы, функции,

Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Порядок пересмотра Конституции РФ. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ

Тема 3. Основы конституционного строя Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие и система органов государственной власти и иных органов государства в Российской Федерации. Государственный, народный, национальный суверенитет: понятие, формы реализации. Конституционно-правовая характеристика государственного языка РФ. Конституционно-правовая характеристика государственных герба РФ, особенности использования. Конституционно-правовая характеристика государственных гимна РФ, особенности использования. Конституционно-правовая характеристика государственных флага РФ, особенности использования. Статус столицы РФ. Порядок введения и отмены режима чрезвычайного положения: особенности реализации основных прав и свобод. Порядок введения и отмены режима военного положения: особенности реализации основных прав и свобод. Особенности режима государственной границы. Особенности режима государственной тайны.

Тема 4. Негосударственные объединения в Российской Федерации

Конституционно-правовой статус политических партий. Конституционно-правовой статус общественных объединений. Конституционно-правовой статус религиозных объединений.

Правовой статус средств массовой информации. Национально-культурная автономия в РФ: понятие, виды, порядок образования. Коренные и малочисленные народы РФ

Тема 5. Формы демократии в Российской Федерации

Обращение граждан: понятие, формы, виды, порядок рассмотрения.Референдум в РФ: понятие, общая характеристика, виды референдумов, субъекты.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.Порядок реализации права граждан на митинги, демонстрации, шествия, пикеты.

Тема 6. Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционные права, свободы и обязанности гражданина и человека (понятие, виды, гарантии реализации).

Тема 7. Гражданство в Российской Федерации

Гражданство РФ: понятие, формы. Принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства

Тема 8. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, лиц без гражданства и иных лиц с особенностями правового статуса

Правовое положение иностранных граждан в РФ: виды, права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса. Правовое положение беженцев в РФ: права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса. Правовое положение вынужденных переселенцев в РФ: права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса. Конституционно-правовой статус политического убежища в РФ: порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса.

Тема 9. Федеративное устройство Российской Федерации

Основы конституционного статуса Российской Федерации. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе РФ нового субъекта.

Тема 10. Президент Российской Федерации

Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия, акты, место в механизме госу­дарства. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Порядок и основания прекращения полномочий Президента РФ. Органы, действующие при Президенте РФ

Тема 11. Федеральное Собрание Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ - парламент России: общая характеристика, место в системе органов государственной власти. Государственная Дума Федерального Собрания РФ (порядок формирования, состав, компетенция, структура, основания прекращения полномочий). Совет Федерации Федерального Собрания РФ. (порядок формирования, состав, компетенция, структура). Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ: понятие, полномочия, основания прекращения депутатских полномочий.

Тема 12. Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты законо­дательной инициативы.

Тема 13. Федеральные органы исполнительные органы государственной власти в Российской Федерации

Правительство РФ (порядок формирования, компетенция, акты, основания прекращения полномочий). Федеральные органы исполнительной власти в РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты)

Тема 14. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

Судебная система в РФ и принципы правосудия в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, компетенция, акты. Конституционный статус судей в РФ

Тема 15. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации

Органы законодательной власти в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия). Органы исполнительной власти в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты). Органы судебной власти в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты).

Тема 16. Государственные органы с особым статусом

Уполномоченный по правам человека в РФ: порядок назначения, полномочия.

Характеристика федеральных округов в РФ и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Центральный банк РФ. Центральная избирательная комиссия РФ. Счетная Палата РФ. Прокуратура РФ

Тема 17. Конституционные основы местного самоуправления

Конституционные основы местного самоуправления. Предметы ведения местного самоуправления. Гарантии и ответственность местного самоуправления

4.Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины конституционное право используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

при проведении занятий семинарского типа (тесты, задания, доклады).

4.1.2. Экзамен проводится в письменной форме по билетам.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Методические рекомендации при подготовке к практическим занятиям

4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоение компетенции Наименование этапа освоения компетенции
УК-5 способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества компетенции, формирование которых завершается в течение изучения данной дисциплины способность проявлять толерантность в условиях межкультурного разнообразия общества в процессе анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений;
ОПК-1 способность соблюдать законодательство РФ, в т.ч. Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации компетенции, формирование которых завершается в течение изучения данной дисциплины способность соблюдать законодательство РФ, в т.ч. Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации при решении юридических задач

Шкала оценивания

Для бакалавровочной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой дисциплины (см. Приложение 1. Технологическая карта).

Требования к качеству выполнению контрольных работ и иных мероприятий аналогичны требованиям, предъявляемым к работам бакалавров заочной формы обучения.

Итоговой формой контроля знаний является написание итоговой письменной работы, состоящей из двух разделов:

- задачи, работа с правовыми актами, оценивается в 10 баллов;

- теоретическое задание (студент должен проявить теоретические знания учебного курса), также оцениваемое в 10 баллов.

Критерии оценки ответа на теоретический вопрос:

«5» - студент продемонстрировал глубокое, всестороннее знание вопроса. Информация изложена последовательно, системно и логично. Вывода правильны и обоснованы. Приведены различные точки зрения и мнения по заданному вопросу. Изложенные фактические и иные данные подкреплены ссылками на актуальные нормативные акты и другие источники. Обозначено собственное оригинальное мнение по вопросу.

«4» - студент продемонстрировал глубокое, всестороннее знание вопроса. Материал изложен логично и последовательно. В целом ответ верен. Однако студент не смог продемонстрировать собственной позиции по вопросу, не привел разнообразных мнений и точек зрения по нему или не смог обосновать ответ ссылками на нормативные акты и иные источники. Допускаются некоторые незначительные неточности по вопросу.

«3» - студент продемонстрировал неполные, не достаточно глубокие знания по вопросу либо допустил достаточные фактические ошибки. Не знает нормативных актов по вопросу. Отсутствует самостоятельный анализ и выводы по вопросу. Материал изложен непоследовательно или бессистемно.

«2» - студент продемонстрировал слабые знания по вопросу, однако относительно удачно попытался подменить их собственными оригинальными выводами близкими к правильным.

«1» - студент продемонстрировал крайне слабые знания по вопросу, однако пытался самостоятельно прийти к выводам по заданной теме, попытки анализа первоисточников достигли результатов близких к правильным.

«0» - студент продемонстрировал полное незнание материала и не предпринял попыток добиться верных результатов.

Положительная оценка итоговой письменной работы - не менее 12 баллов. В том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно» вне зависимости от количества набранных баллов в семестре.

Итоговая оценка по предмету:

«Отлично» - 81-100 баллов

«Хорошо» - 66-80 баллов

«Удовлетворительно» - 50-65 баллов

4.4. Методические материалы

Требования к промежуточной аттестации.

Первый и второй и третий вопросы направлены на проверку уровня знаний и умений

- о месте конституционного права в правовой системе РФ

- о сущность и содержание основных понятий конституционного права, категорий, институтов, правовых статусов субъектов конституционных правоотношений;

- о правовых основах деятельности органов публичной власти в РФ, гарантии и ответственность публичных органов и должностных лиц в реализации конституционных правоотношений;

- об основах конституционного статуса человека и гражданина

- оперировать юридическими понятиями и категориями.

Практическое задание направлено на проверку уровня навыков

Основной целью выполнения задания является отработка навыков работы с юридическими актами и их применения к конкретному юридическому факту. Основным критерием оценки выполнения данного задания является полнота и обоснованность решения, указанного в задании.

- основными навыками толкования правовых норм с целью выявления правовых запретов, требующих от субъекта правоотношения выполнения определенного алгоритма поведения, обеспечивающего действие правовой нормы

-навыками анализа различных государственно-правовых явлений, юридических фактов,правовых норм и правовых отношений;

- навыками оценки деятельности субъектов правоотношений с точки зрения законности и правопорядка в различные исторические периоды и в различных государствах

30 билетов

1 вопрос – история государства и права древнего мира

2 вопрос – история государства и права средних веков

Практическое задание (с использованием Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран)

правильный и полный ответ – отлично;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – хорошо;

неточный и неполный ответ– удовлетворительно.

неправильный ответ – неудовлетворительно.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- не использована научная и учебная литература (список рекомендуемой литературы приведен к каждой теме в рабочей учебной программе дисциплины);

- ответ не содержит описание вопроса, но не содержит выводов.

Пример экзаменационного билета

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

1. Порядок внесения изменений и дополнений в статью 65 Конституции РФ.

2. Конституционно-правовая ответственность: понятие, содержание.

3. Федеральное Собрание РФ: понятие, место в системе органов государственной власти РФ, структура.

Практическое задание:

Николаев В.Н., гражданин Российской Федерации, проживающий в РФ, решил выехать на постоянное место жительства в Германию, в связи с чем обратился с просьбой в соответствующий орган для решения вопроса о прекращении гражданства РФ. Какой орган в РФ будет рассматривать просьбу гражданина Николаев В.Н? Каков порядок прекращения гражданства РФ?

Примерные вопросы для подготовки к экзамену

1. Понятие, предмет, метод конституционного права как отрасли права.

2. Система конституционного права (конституционно-правовые нормы, институты)

3. Конституционно-правовые отношения: понятие структура и виды.

4. Источники конституционного права РФ: характеристика нормативно-правовых актов в Российской Федерации, порядок опубликования и вступления в силу

5. Конституционная ответственность и меры принуждения

6. Конституционализм и конституционное развитие России

7. Характеристика Конституции Российской Федерации: понятие, сущность, юридические свойства, принципы, функции,

8. Правовая охрана Конституции Российской Федерации.

9. Порядок пересмотра Конституции РФ

10. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ

11. Основы конституционного строя Российской Федерации.

12. Понятие и система органов государственной власти и иных органов государства в Российской Федерации.

13. Государственный, народный, национальный суверенитет: понятие, формы реализации.

14. Конституционно-правовая характеристика государственного языка РФ.

15. Конституционно-правовая характеристика государственных герба РФ, особенности использования.

16. Конституционно-правовая характеристика государственных гимна РФ, особенности использования

17. Конституционно-правовая характеристика государственных флага РФ, особенности использования.

18. Статус столицы РФ

19. Порядок введения и отмены режима чрезвычайного положения: особенности реализации основных прав и свобод

20. Порядок введения и отмены режима военного положения: особенности реализации основных прав и свобод

21. Особенности режима государственной границы.

22. Особенности режима государственной тайны

23. Конституционно-правовой статус политических партий.

24. Конституционно-правовой статус общественных объединений

25. Конституционно-правовой статус религиозных объединений.

26. Правовой статус средств массовой информации

27. Национально-культурная автономия в РФ: понятие, виды, порядок образования

28. Коренные и малочисленные народы РФ

29. Обращение граждан: понятие, формы, виды, порядок рассмотрения

30. Референдум в РФ: понятие, общая характеристика, виды референдумов, субъекты.

31. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации

32. Порядок реализации права граждан на митинги, демонстрации, шествия, пикеты.

33. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина и человека (понятие, виды, гарантии реализации).

34. Гражданство РФ: понятие, формы. Принципы гражданства. Основания приобретения и прекращения гражданства

35. Правовое положение иностранных граждан в РФ: виды, права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса.

36. Правовое положение беженцев в РФ: права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса.

37. Правовое положение вынужденных переселенцев в РФ: права, обязанности, порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса.

38. Конституционно-правовой статус политического убежища в РФ: порядок и основания предоставления, утраты, лишения статуса.

39. Основы конституционного статуса Российской Федерации

40. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации

41. Порядок принятия в РФ и образования в ее составе РФ нового субъекта.

42. Президент РФ: конституционно-правовой статус, полномочия, акты, место в механизме госу-дарства.

43. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

44. Порядок и основания прекращения полномочий Президента РФ.

45. Органы, действующие при Президенте РФ

46. Федеральное Собрание РФ - парламент России: общая характеристика, место в системе органов государственной власти.

47. Государственная Дума Федерального Собрания РФ (порядок формирования, состав, компетенция, структура, основания прекращения полномочий).

48. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. (порядок формирования, состав, компетенция, структура).

49. Правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ: понятие, полномочия, основания прекращения депутатских полномочий.

50. Законодательный процесс: понятие, стадии, субъекты законодательной инициативы

51. Правительство РФ (порядок формирования, компетенция, акты, основания прекращения полномочий).

52. Федеральные органы исполнительной власти в РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты)

53. Судебная система в РФ и принципы правосудия в Российской Федерации

54. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, компетенция, акты.

55. Конституционный статус судей в РФ

56. Органы законодательной власт в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия)

57. Органы исполнительной власти в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты)

58. Органы судебной власти в субъектах РФ (виды, порядок формирования, полномочия, акты)

59. Уполномоченный по правам человека в РФ: порядок назначения, полномочия

60. Характеристика в федеральных округов в РФ и полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

61. Центральный банк РФ

62. Центральная избирательная комиссия РФ

63. Счетная Палата РФ

64. Прокуратура РФ

65. Конституционные основы местного самоуправления

66. Предметы ведения местного самоуправления,

67. Гарантии и ответственность местного самоуправления.

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов.

Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной и заочной форм обучения.

– при проведении занятий лекционного типа:

С использованием интерактивных форм проводится:

Лекция–дискуссия - в ходе занятия с использованием данного метода студенты участвуют в диалоге по некоторым ключевым вопросам, что способствует лучшей фиксации в памяти всего материала

Практические занятия проводятся с использованием активных и интерактивных форм обучения.

Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров.

Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для бакалавров заочной форм обучения:

Экзамен на заочной форме обучения также состоит из двух разделов – практического и теоретического заданий, оцениваемых аналогично очному отделению в совокупности по пятибалльной системе.

Для бакалавров заочной формы обучения

Система оценки контрольной работы:

Каждое задание контрольной работы оценивается по шкале от 0 до 10 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 5 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов.

Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы. Должно быть использовано действующее законодательство, судебная практика, научные и учебные издания. В конце решения задания должен содержаться вывод.

Правила оценки представленного решения:

правильный и полный ответ – 9-10 баллов;

точный, но неполный ответ либо полный, но неточный ответ – 5 - 6 баллов;

неточный и неполный ответ или неправильный ответ – 0 баллов.

Оценка может быть снижена в следующих случаях:

- использованы нормативные правовые акты, утратившие силу (до 0 баллов);

- не использована научная и учебная литература (на 2-3 балла);

- работа содержит описание вопроса, но не содержит решения и вывода (на 4-5 баллов);

- работа выполнена небрежно, содержит недопустимые сокращения, зачеркивания, неразборчивый почерк (на 1-2 балла).

Оценка выставляется в размере 0 баллов в следующих случаях:

- были сданы две одинаковых работы;

- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;

- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.

Работа оценивается положительно, если решены все задания и минимум по ним была выставлена положительная оценка (5 и более баллов по каждому).

Если работа не зачтена, ее необходимо доработать в соответствии с требованиями рецензента и сдать вновь с исправлениями и дополнениями.

Контрольную работу желательно выполнить в машинописном варианте на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman 12 через 1,5 интервал, оставив на каждой странице поля 2х2х2х2. На титульном листе необходимо обязательно указать ФИО, номер группы, название факультета, наименование кафедры, название дисциплины, номер варианта и ФИО преподавателя. Контрольную работу необходимо сдать на кафедру за 10 календарных дней до даты отчетности по данному предмету по одному из указанных вариантов.

Варианты контрольных работ установлены следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются с буквы «А» до «Д» включительно, выполняют первый вариант, от «Е» до «Л» - второй вариант, от «М» до «Р» - третий вариант, от «С» до «Я» - четвертый вариантариант

Вариант 1.

Задание № 1.

Опишите основные этапы развития конституционализма в нашей стране (Российская империя, СССР, Российская Федерация)

Задание №2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Президенту Российской Федерации. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти и порядок взаимодействия с ними, порядок выборов, вступления в должность и прекращения полномочий.

Задание № 3.

Президент России подписал указ о досрочном прекращении полномочий мэра Москвы. Высшее должностное лицо субъекта федерации отстранено с формулировкой «в связи с утратой доверия Президента России».

Дайте юридическую оценку ситуации. Правомерно ли поступил Президент России. Опишите основания и порядок отрешения от должности глав субъектов федерации Президентом России.

Задание № 4.

Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ

Федеральный закон

Стадии Содержание стадии (этапы). Порядок рассмотрения. Срок рассмотрения Форма принятия решения. (кол-во голосов) Каким актом оформляется решение, Кем и кому передаётся закон (законопроект) Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим
             

Вариант 2.

Задание №1.

Опишите основные этапы развития института Президентства в нашей стране (СССР, Российская Федерация)

Задание №2.

Охарактеризуйте механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами.

Задание №3.

После3-х кратного отклонения предложенной кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ Иванова С.К. Президент не распустил Государственную Думу, а начал вести переговоры с лидерами депутатских фракций и в результате предложил новую кандидатуру, которая и была утверждена Государственной Думой.

Вправе ли П резидент РФ трижды предлагать для утверждения Государственной Думы одну и ту же кандидатуру? Приведите правовые аргументы со ссылками на действующие правовые акты в обоснование своей позиции. Вправе ли Государственная Дума утвердить четвертую по счету кандидатуру на должность Председателя Правительства, или она должна потребовать своего роспуска?

Задание № 4.

Заполните таблицу: Законодательный процесс в РФ

Федеральный конституционный законы о поправках в Конституцию РФ 3-8 главы

Стадии Содержание стадии (этапы). Порядок рассмотрения. Срок рассмотрения Форма принятия решения. (кол-во голосов) Каким актом оформляется решение, Кем и кому передаётся закон (законопроект) Сроки передачи закона (законопроекта) от одних участников процесса к другим
             

Вариант 3.

Задание №1.

Опишите основные этапы развития системы органов власти в нашей стране с 1918 г. (СССР, Российская Федерация). Сравните советскую и современную модели.

Задание № 2.

Дайте конституционно-правовую характеристику Федеральному Собранию. Проанализируйте его конституционные полномочия (в сравнении с иными органами), обозначите его место в системе органов власти, порядок формирования. Охарактеризуйте статус его членов.

Задание №3.

Группа депутатов Государственной Думы обратилась в Коснтитуционный Суд РФ с просьбой проверить, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения Конституции Республики Башкортостан, согласно которым Республика Башкортостан есть суверенное государство; Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории.

Дайте аргументированную оценку соответствия приведенных положений оспариваемого акта Конституции Российской Федерации.

Задание № 4.

Заполните таб

Наши рекомендации