Понятие и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
Характеристика конституционных прав и свобод:
1.Жизненно важны и социально значимы как для конкретного человека, так и для всего общества - основные права и свободы;
2.Признаются и защищаются государством, как необходимое условие его существования;
3.Неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
4.Составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод;
5.Закрепляются за каждым человеком и гражданином;
6.Характеризуются всеобщностью - они равны и едины для всех (каждого человека и гражданина);
7.Особое основание возникновения основных прав и свобод гражданина РФ - принадлежность к гражданству РФ; не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина, принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
8.Имеют особую юридическую форму их закрепления - в Конституции (имеет высшую юридическую силу);
9.Обеспечиваются повышенной правовой охраной - конституционные нормы, их закрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции; в УК РФ имеется специальная глава 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».
Конституционные обязанности человека и гражданина - конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшая конституционная обязанность - соблюдение Конституции и законов!
Правовой статус человека и гражданина включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество).
Основные обязанности человека и гражданина: имеют всеобщий характер; не зависят от конкретного правового статуса лица; закрепляются на высшем, конституционном уровне.
Причем, в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ.
К обязанностям граждан РФ Конституция относит :
1.платить законно-установленные налоги и сборы; законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют - из добровольного исполнения этой обязанности гражданами в значительной мере зависит выполнение государством своей социальной роли;
2.сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам - ФЗ «Об охране окружающей среды» от 21.01.2002;
3.защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998; Конституция закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (часть 3 статьи 59);
4.обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании и образовании;
5.обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях;
6.беречь памятники истории и культуры.
Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданинаПо содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:
1. Личные (гражданские) - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:
Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.
Особенности личных прав и свобод человека и гражданина:
- являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;
- включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан.
2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.
3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.
Билет 20
Референдум в России (виды, порядок назначения, проведения и определения результатов).
1)ФКЗ «О референдуме РФ» 2004 г.,
Референдум – форма прямого волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам гос. и местного значения в целях принятия решений.
ВидыПо территории проведения федеральный, субъекта, местный.
Федеральный Референдум назначает Президент, Субъекта – законодательный(представительный) орг.суб., местный – представительный орг. муниципального образования. Дата голосования в случае положительного заключения Конституционного Суда от 60 до 100 дней со дня офиц. опубликования о назначении реф-ма.
По обязанности принятия решения консультативный и императивный. Консультативный (окончательное реш. принимает орг. публичной власти)
По содержанию нормативные и нет
Инициаторы граждане (на фед уровне не менее 2 млн имеют право, субъекта мин. количество уст. Субъект, но не более 2% от числа зарегистрированных участников, местный не более 5%. Общественные объединения имеющие право на проведение реф-ма, должны собрать подписи в поддержку. Фед. орг. гос власти предусмотрено международным договором и ФЗ о реф-ме. Конституционное Собрание в случае пересмотра КРФ
Стадии референдума:
1)Инициирование - ее субъекты реализуют свое право, определяются вопросы, применяются процедуры регистрации, осуществляется сбор подписей 45 дней, информирование граждан, агитация, создается фонд реф-ма.
2)Назначение – подготовка решения о назначении, принятие компетентным органом(д.лицом) решения о проведении референдума, офиц. Обнародование даты реф-ма.
3) Организационная подготовка проведения референдума- составление списков участников, определение округа и образование участков, формирование комиссий, агитация, информирование граждан
4) Проведение Референдума – голосование, поведение итогов, определение результатов, информирование гр-н общественный контроль
5) реализация решения референдума – исполнение решения реф-ма, принятие, к примеру правового акта принятого на референдуме (не позднее 3 месяцев), ответственность за неисполнения решения референдума
ЦИКомиссия обеспечивает реализацию и защиту права, осуществляет подготовку и проведение реф-ма.
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняли более половины участников реф-ма, внесенных в списки на территории проведения. Комиссия признает решение принятым, если проголосовало более половины голосовавших.
Голосование может быть назначено только на воскресенье не допускается на праздничные дни, или в рабочее воскресенье
Вопросы которые можно вносить на референдум
1. Проект новой Конституции (Конституционным Собранием)
2. Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение которых предусмотрено м/д РФ
Нельзя выносить вопросы:
1. Об изменении статуса субъектов РФ
2. О досрочном прекращении или продлении срока Президента, депутатов, гос. деятелей, досрочном прекращении полномочных органов образованных в соответствии с м/д
3. Принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности
4. Вопросы отнесенные к исключительной компетенции федеральных органов гос. власти
Требования к вопросам – должны быть сформулированы так чтобы не имели многостороннего толкования, чтобы исключались неопределенность правовых последствий принятого на реф-ме решения.