Значение теории государства и права

для профессиональной подготовки

Сотрудников органов внутренних дел.

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника ОВД является охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом, сотрудник в процессе служебной деятельности должен:

во-первых, иметь четкое представление о том, защита каких именно прав граждан входит в его профессиональную компетенцию.

во-вторых, четко представлять себе какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности;

в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки, изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности должен понимать смысловое значение слов «право», «государство», «правовая норма», «правоспособность», «дееспособность», «правоотношение», «правонарушение», «юридическая ответственность», «законность», «правопорядок» и т.д.

Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и др. видов юридической деятельности, является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед личным составом ОВД.

Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников ОВД высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и правопорядка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности юридической науки?

2. Какова классификация юридических наук?

3. Какие науки принято относить к: а) историко-теоретическим; б) отраслевым; в) прикладным?

4. В чем выражается методологическое значение теории права и государства для отраслевых и прикладных юридических наук?

5. Каковы особенности предмета теории права и государства как науки и как учебной дисциплины?

6. Какие методы принято относить к: а) общенаучным; б) специальным; в) частно-научным?

7. Какие функции присущи теории права и государства?

8.В чем основное значения теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Учебная литература:

1. Теория пава и государства (схемы и комментарии). Учебное пособие / Под ред. Р.А. Ромашова. СПб, 2000. С. 11 – 21.

2. Теория права и государства: основные схемы и определения (альбом схем). Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России / Под общ. ред. В.П. Сальникова, 1999. С.5 – 11.

3. Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х томах. Т.1. М.: Юридическая литература, 1981. С. 9 – 36.

4. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Нижний Новгород, 1997. (Разд.1).

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С.12 – 16.

Дополнительная литература:

6. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М.: Аванта+, 2000.

7. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

8. Магазинер Я.М. Объект права // Правоведение. 2000 №4.

9. Сурилов А.В. О месте и значении общей теории государства и права в системе юридических наук // Республиканский межведомственный научный сборник. Вып. 41. Киев, 1980.

10. Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. М.,1980.

11. Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. 2001 №1.

ТЕМА 2

ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ

Вопросы:

1. Современные подходы к пониманию феномена «государство».

2. Признаки государства.

3. Социальная сущность и функции государства.

Современные подходы к пониманию

Феномена «государство».

В теории государства и права термин государство понимается в различных смысловых значениях. Как правило выделяют три основных подхода к пониманию государства: географический, социологический, политико-правовой.

В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.

В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).

В рамках политико-правового подхода государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.

Признаки государства.

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: территорию, население, аппарат публичной власти, суверенитет.

Государственная территория. Под государственной территорией в юридической науке принято понимать часть земного шара, находящаяся под верховной властью (суверенитетом) определенного государства.

Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, государственная территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, находящаяся вне пределов государственных границ, но на которую распространяется суверенитет государства. Таким образом, законы государства действуют не только на фактической государственной территории, но и на объектах приравненных к таковой (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, морские и воздушные суда, космические объекты носящие флаг или отличительные знаки государства, телеграфные кабели, трубопроводы находящиеся вне пределов фактической территории и т.д.).

Значение территориального признака заключается в том, что территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.

В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников», это, по сути, ни что иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за свою государственность.

Население государства.Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В данном случае людей объединяет сам факт их связанности с государством, наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. При этом сам факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Аппарат публичной политической власти.Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

Государственный суверенитет.Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в обществе (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой – определяющих независимость государства в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет как признак государства обладает совокупностью свойств.

Во-первых, государственный суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

Во-вторых, государственный суверенитет характеризует верховенство политической власти. Собственно термин «суверенитет» происходит от латинского корня super т.е. верховный.

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимых друг от друга субъектов социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, суверенитет характеризуется такими свойствами как единство и неотчуждаемость т.е.как признак государства он не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение:

Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на определенную территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части.

Наши рекомендации