Место теории государства и права

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Основы теории государства и права» является общетеоретической дисциплиной, изучение которой предусмотрено Государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0203 - Правоохранительная деятельность.

Значение учебной дисциплины «Основы теории государства и права» для профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что с ее помощью у обучаемых формируются общие представления о наиболее важных государственно-правовых явлениях, закладываются основы юридического мировоззрения, вырабатываются начальные профессиональные навыки.

В рамках учебного курса обучаемые знакомятся с основными юридическими понятиями; уясняют содержание принципов правового регулирования в различных сферах жизнедеятельности общества; учатся находить и принимать оптимальные решения в процессе правоприменительной деятельности. Место и роль дисциплины «Основы теории государства и права» в системе учебных дисциплин предусмотренных Государственным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0203 – Правоохранительная деятельность определяется также и тем, что с ее помощью устанавливаются междисциплинарные связи способствующие целостному восприятию и эффективному усвоению учебной программы.

Учебник составлен с учетом современного состояния теоретико-правовой науки и юридической практики. Представленные в учебнике тематические разделы охватывают наиболее значимые вопросы общей теории государства и права. При этом в отличие от большинства учебников и учебных пособий рассчитанных на студенческую аудиторию высших учебных заведений, предлагаемый учебник адаптирован к условиям среднего специального образования, поэтому авторы попытались максимально упростить излагаемый материал, не нарушая при этом его целостности и логической последовательности.

Структура учебника соответствует содержанию тематического плана и рабочей программы курса «Основы теории государства и права», что позволяет рационально организовать работу обучаемых на лекциях, семинарах и практических занятиях, а также облегчает подготовку к итоговому экзамену.

В процессе работы над учебником авторским коллективом были систематизированы и переработаны материалы уже публиковавшиеся ранее в различных работах научного и учебно-методического характера, кроме того, отдельные блоки разработаны и публикуются впервые.

Предлагаемый учебник является первым в своем роде, специализированным изданием, рассчитанным в основном на курсантов учебных заведений МВД России, вместе с тем он будет полезен и для студентов общеобразовательных учебных заведений в которых изучаются дисциплины юридического профиля.

ТЕМА 1

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА

И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Вопросы:

1. Место теории государства и права в системе юридических наук.

2. Предмет и методология теории государства и права.

3. Значение теории государства и права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Место теории государства и права

В системе юридических наук.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленной на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. В зависимости от направленности исследовательских интересов наука как целостное явление подразделяется на естествознание (естественные науки), изучающее объективную реальность, существующую независимо от человеческого сообщества (физика, химия, биология, математика и т.д.) и обществознание (социальные науки), исследующее процессы общественной жизнедеятельности (социология, политология, экономика, и др.).

К числу социальных наук относится и правоведение, которое представляет собой систему юридических наук.

Все юридические науки изучают право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом.

Систему юридических наук составляют историко-теоретические, отраслевые, межотраслевые, прикладные (специальные) науки, а также юридические науки изучающие международное право и право иностранных государств.

Для историко-теоретических наук характерным является исследование наиболее общих закономерностей формирования и функционирования различных государственно-правовых систем, которые рассматриваются в динамике исторического развития. К историко-теоретическим наукам относятся: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений.

Теория государства и права – изучает наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, формулирует определения основных понятий и принципов юриспруденции, дает представление о методах используемых в процессе познания юридической действительности.

История государства и права – исследует государство и право как изменяющиеся и развивающиеся в процессе исторического развития общества явления. При этом исследуются реально существовавшие государственно-правовые системы возникновение и эволюция которых связывается с достаточно четко очерченными историческими периодами.

История политических и правовых учений – изучает процесс эволюции политико-правовых идей, концепций, теорий, доктрин выдающихся мыслителей прошлого и современности. В рамках данной юридической науки анализируются воззрения ученых и политиков, в которых излагаются представления о проблемах формирования, функционирования и развития государства и права, а также предлагаются теоретические модели «идеальных» государственно-правовых систем.

В сферу интересов отраслевых юридических наук входят реально сложившиеся юридически значимые отношения, которые существуют в конкретном государстве и регулируются нормами, закрепленными в действующем законодательстве (действующей конституции, законах, подзаконных нормативно-правовых актах). Отраслевыми юридическими науками являются: конституционное право, административное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, семейное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, трудовое право, экологическое право, финансовое право.

Межотраслевые науки исследуют однородные общественные отношения (правовые институты), возникающие в сфере правового воздействия различных отраслей права. В частности предмет межотраслевой юридической науки «Прокурорский надзор» составляют отношения в сфере прокурорской деятельности, возникающие в связи с необходимостью обеспечения законности в процессе реализации уголовного, административного, конституционного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и т.д. К межотраслевым юридическим наукам относятся: криминология, прокурорский надзор, правоохранительные органы, коммерческое право, муниципальное право и т.д.

Специальные (прикладные) науки исследуют юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственно-юридического значения (например, предметом судебной психиатрии являются юридически значимые отношения, возникающие в области общей психиатрии). Таким образом, данные науки требуют специальных познаний в неюридических областях. К специальным юридическим наукам относятся: криминалистика, судебная медицина, юридическая психология, судебная психиатрия, правовая статистика и т.д.

Науки, изучающие право иностранных государств в качестве предмета исследования рассматривают специфику формирования и функционирования правовых институтов, особенности структуры и содержания механизмов правового воздействия применительно к иностранным государствам. К данной группе юридических наук относятся: римское право, конституционное право зарубежных стран.

Науки изучающие международное право исследуют вопросы связанные с правовым регулированием отношений складывающихся в сфере международного (межгосударственного) общения. К данной группе юридических наук следует отнести международное публичное и международное частное право, право прав человека.

Теория государства и права является базовой юридической наукой и по праву занимает ведущее место в системе правоведения. Рассматривая соотношение теории государства и права с другими юридическими науками, следует, прежде всего, отметить, что наиболее тесно теория связана с историей государства и права, а также с историей политических и правовых учений. Объединяет эти науки, прежде всего, то обстоятельство, что все они предполагают комплексное всестороннее изучение государственно-правовых систем, рассматриваемых в динамике исторического развития. Говоря об отличительных чертах необходимо выделить целый ряд обстоятельств.

Во-первых, теория государства и права характеризует государственно-правовые системы как обобщенно-абстрактные конструкции рассматриваемые вне непосредственной связи с реальными политико-правовыми системами либо историческими эпохами. В свою очередь история государства и права рассматривает возникновение и развитие на различных исторических этапах реальных политико-правовых институтов и механизмов. Что же касается истории политических и правовых учений, то эта наука исследует теоретические взгляды, концепции, доктрины конкретных мыслителей, на мировоззренческие позиции которых оказывали непосредственное воздействие государство гражданином которого мыслитель являлся и эпоха современником которой он был.

Во-вторых, теория государства и права формулирует определения основных понятий, раскрывает содержания категорий и принципов юриспруденции, которые затем конкретизируются и развиваются в рамках отраслевых и прикладных наук.

В-третьих, теория государства и права, являясь методологической базой отечественной юриспруденции, «вооружает» исследователя познавательным инструментарием, позволяет уяснить сущность и содержание основных приемов и способов юридического мышления, раскрывает значение наиболее важных принципов юридической техники.

Таким образом, говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических наук, нужно сказать о том, что:

1. теория государства и права является базовой (понятийно-категориальной) основой для всех юридических наук, так как содержит информацию об основных юридических понятиях, категориях, институтах. Полученные при изучении теории знания впоследствии конкретизируются в отраслевых и прикладных юридических науках (например, абстрактное понятие нормы права приобретает конкретное содержание в рамках уголовного, конституционного, гражданского права, где речь идет о соответствующих этим отраслям юридических нормах);

2. теория государства и права является методологической юридической наукой. Без знания основных частно-правовых методов исследования, невозможно получить достоверную информацию в сфере юриспруденции.

Предмет и методология

Теории государства и права.

Предмет любой науки – это то, что данная наука изучает. Соответственно, предметом теории государства и права являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве неразрывно связанных, взаимообусловливающих друг друга явлений. Однако наряду с теорией комплексный подход к изучению государственно-правовых явлений предполагают и другие юридические науки (история государства и права, история политических и правовых учений, политология и др.). Особенность предмета теории государства и права состоит в следующем:

Во-первых, общая теория государства и права рассматривает государство и право «вообще», т.е. дает этим явлениям абстрактно-обобщенную характеристику (в отличие от истории государства и права, предмет которой составляют модели политико-правовых систем, существовавшие в реальных государствах на различных этапах общественного развития, или же от истории политических и правовых учений, изучающей идейно-теоретические представления наиболее известных мыслителей (философов, юристов, политиков), касающиеся становления и развития государства и права).

Во-вторых, теоретико-правовая наука, являясь базовой, фундаментальной юридической наукой, уделяет серьезное внимание анализу основополагающих юридических понятий, являясь своеобразной «юридической азбукой». В курсе теории государства и права раскрывается сущность и содержание таких фундаментальных категорий и понятий как сущность государства и права, правовое сознание и законность и т.д. Теория государства и права изучает понятия и категории общие для всех юридических наук, используя при их формулировании опыт отраслевых и прикладных юридических наук.

В-третьих, теория государства и права исследует технико-юридические аспекты права (особенности правотворчества, правоприменения, юридической ответственности и т.д.), рассматривая право как систему общеобязательных и общезначимых социальных регуляторов, а государство как механизм, гарантирующий действенность и реальную жизненную силу правовых предписаний.

Таким образом, предмет теории государства и правасоставляют наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции, теоретические модели «идеальных» государственно-правовых систем.

Методология теории государства и права представляет собой комплекс взаимосвязанных методов (т.е. приемов, способов, подходов) и принципов, при помощи (на основании) которых осуществляется процесс изучения предмета данной науки. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Его использование позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный характер объекта изучения, а с другой выявить различные типы связей, характеризующие место и роль объекта в однородной системе. Например, характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие (понятие и признаки юридической нормы, виды норм), так и оценку внутренней структуры (норма с точки зрения единства гипотезы, диспозиции, санкции) и, вместе с тем, ее положение в системе права (где норма рассматривается как первичный образующий элемент).

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и других сферах общественной жизни.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

Специальные методы – это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в сфере естественных либо же социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы как анкетирование, опросы населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, правонарушения и т.д.).

Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики, расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

Частно-правовые методы – это приемы и способы познания, выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права – это способ уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.).

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и праваследует выделить: историзм, объективность, универсальность, плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение, общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальный характер теории государства и права заключается в том, что она изучает общие закономерности развития государства и права, безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы сформулированные в курсе теории государства и права выступают в качестве оценочных критериев в сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации) государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных идейно-теоретических подходов, концепций, школ порою отстаивающих противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма, знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

ТЕМА 2

ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ

Вопросы:

1. Современные подходы к пониманию феномена «государство».

2. Признаки государства.

3. Социальная сущность и функции государства.

Феномена «государство».

В теории государства и права термин государство понимается в различных смысловых значениях. Как правило выделяют три основных подхода к пониманию государства: географический, социологический, политико-правовой.

В рамках географического подхода государство рассматривается как обособленное территориальное образование – страна.

В рамках социологического подхода государство рассматривается как специфическая социальная организация, членов которой (граждан (подданных) государства) связывают друг с другом, а также с аппаратом государственной власти устойчивые связи, обусловливающие их взаимные права и обязанности и непосредственно не зависящие от места нахождения гражданина (подданного).

В рамках политико-правового подхода государство рассматривается как система публичной политической власти, при помощи которой обеспечивается разработка, принятие и реализация общезначимых правил поведения (правовых норм) направленных на регулирование общественных отношений и защиту этих отношений от различного рода посягательств.

Признаки государства.

В качестве основных общетеоретических признаков, в той или иной степени, характеризующих любое государство, независимо от исторического типа, формы правления, государственного устройства, политического режима, следует выделить: территорию, население, аппарат публичной власти, суверенитет.

Государственная территория. Под государственной территорией в юридической науке принято понимать часть земного шара, находящаяся под верховной властью (суверенитетом) определенного государства.

Составными частями государственной территории являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, государственная территория как признак государства включает в себя в качестве составляющих элементов фактическую и юрисдикционную территории.

Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами.

Юрисдикционная территория – это территория, находящаяся вне пределов государственных границ, но на которую распространяется суверенитет государства. Таким образом, законы государства действуют не только на фактической государственной территории, но и на объектах приравненных к таковой (зарубежные дипломатические представительства, полярные станции на материке Антарктида, морские и воздушные суда, космические объекты носящие флаг или отличительные знаки государства, телеграфные кабели, трубопроводы находящиеся вне пределов фактической территории и т.д.).

Значение территориального признака заключается в том, что территория представляет собой необходимую материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств являющиеся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений необходимых для существования и нормального функционирования государства.

В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Так, например, «государства кочевников», это, по сути, ни что иное, как конгломерат племен, а Организация освобождения Палестины это всего лишь политическая организация, еще только борющаяся за свою государственность.

Население государства.Сущность данного признака заключается в возникновении качественно-нового (по сравнению с кровнородственным) типа социальных связей. В данном случае людей объединяет сам факт их связанности с государством, наличия у них гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод. При этом сам факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством (наличие у человека гражданства (подданства) данного государства) означает возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав (гражданской прерогативы), которыми не обладают (либо обладают не в полной мере) неграждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством) государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.

Аппарат публичной политической власти.Важнейшим признаком государства является сосредоточение властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Аппарат государственной власти как орган социального управления обладает публичным характером. Государственно-властные предписания одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому и общеобязательному правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах.

Государственный суверенитет.Являясь комплексным признаком и важнейшим условием существования государства, суверенитет рассматривается как совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в обществе (корпоративная власть, религиозная, семейная и т.д.), а с другой – определяющих независимость государства в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.

Государственный суверенитет как признак государства обладает совокупностью свойств.

Во-первых, государственный суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т.е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике.

Во-вторых, государственный суверенитет характеризует верховенство политической власти. Собственно термин «суверенитет» происходит от латинского корня super т.е. верховный.

В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально (вряд ли можно себе представить полностью независимых друг от друга субъектов социальных отношений), а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.

В-четвертых, суверенитет характеризуется такими свойствами как единство и неотчуждаемость т.е.как признак государства он не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.

Перечисленные признаки государства позволяют сформулировать следующее определение:

Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на определенную территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части.

ТЕМА 3

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Вопросы:

1. Понятие и структура государственного механизма.

2. Государственный аппарат.

3. Государственные органы.

4. Место ОВД в системе государственных органов.

Государственный аппарат.

Государственный аппарат представляет собой систему органов и должностных лиц, с помощью которых осуществляются управленческие функции государства.

Деятельность государственного аппарата направлена на разработку и принятие общеобязательных правил поведения (юридических норм); установление системы юридических гарантий обеспечивающих эффективную реализацию правовых предписаний; осуществление надзора и контроля за соблюдением законности и поддержанием правопорядка; осуществление правосудия.

Рассмотрение государственного аппарата в качестве обособленной части государственного механизма, предполагает наличие у него специфических качеств – признаков.

Признаки государственного аппарата:

1) формируется по воле государства с целью реализации государственных функций;

2) от имени государства осуществляет законотворческую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по отправлению правосудия;

3) обладает монополией на государственное принуждение;

4) включает органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

5) в основу формирования и функционирования государственного аппарата положен профессиональный принцип (сотрудники государственного аппарата осуществляют свои полномочия на профессиональной основе и не должны заниматься иными видам возмездной деятельности).

Формирование государственного аппарата осуществляется путем создания органов государственной власти, деятельность которых непосредственно связана с реализацией функций государства. В настоящее время, наиболее распространенными способами замещения управленческих должностей являются выборы и назначения. Как правило избираются депутаты законодательных собраний и главы государств - президенты (при республиканской форме правления), однако в ряде случаев предусматривается выборный порядок замещения должности монарха.

Назначение, в отличие от выборов, осуществляется не всеми дееспособными гражданами, а строго определенными субъектами. Например, Президент России может в индивидуальном порядке решить вопрос о назначении министра обороны, министра внутренних дел, а в исключительных случаях и Председателя Правительства. Если решение принимается коллегиальным органом, то в отношении кандидата на должность проводится голосование. Например, назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Назначение не предполагает альтернативы. Если представленный кандидат не утверждается на должность, то, либо представляется новая кандидатура, либо обсуждение и голосование по поводу той же кандидатуры проводится еще раз. Например, Президент России выносит на обсуждение Государственной Думы кандидатуру возможного Председателя Правительства. В случае если Государственная Дума отклоняет представленную кандидатуру, Президент может в течение недели представить Думе нового кандидата либо предложить провести повторное голосование по ранее выдвинутой кандидатуре.

Основными принципами функционирования государственного аппарата являются законность, демократизм, централизм, профессионализм и т.д.

Государственные органы.

Государственный орган – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное для этого соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных структур, являются:

1) формирование по воле государства и осуществление своих полномочий от имени государства. Государственные органы нередко называют органами государственной власти, подразумевая, что при их помощи реализуется государственный суверенитет в области установления и реализации требований института власти;

2) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности (законодательной, исполнительной, охранительной и т.д.);

3) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, установленного положения в системе властной иерархии, определяющего характер и объем принадлежащих государственному органу полномочий, а также порядок его взаимоотношения с другими государственными (негосударственными) органами и организациями;

4) В основу формирования, функционирования и взаимодействия государственных органов положена совокупность специальных принципов.

В качестве принципов формирования, функционирования и взаимодействия органов государства, прежде всего, следует выделить такие как:

Принцип единства и разделения государственной власти. Данный принцип предполагает, что государственные органы вне зависимости от объема властных полномочий, структурных особенностей и характера профессиональной деятельности выступают от имени всего государства и в процессе реализации принятых ими правовых актов могут опираться на государственные гарантии (в том числе и на государственный механизм принуждения). Разделение властей возможно только в демократическом государстве. Суть данного принципа заключается в рассредоточении властных полномочий между одноуровневыми государственными органами, которые взаимоуравновешивают и взаимоконтролируют деятельность друг друга, используя систему «сдержек и противовесов».

Принцип координации и субординации. Этот принцип подразумевает как вертикальное (субординационное) взаимодействие между государственными органами, основанное на иерархическом (ступенчатом) построении и подчиненности одного государственного органа другому, и горизонтальное взаимодействие между государственными органами, т.е. отношения построенные на основании общности интересов. Горизонтальное структурирование государственного аппарата осуществляется в соответствии с выполняемыми разными государственными органами конкретных функций и задач в определенных сферах.

Принцип централизации и децентрализации подразумевает с одной стороны сосредоточение и единство государственной власти, что вытекает из государственного суверенитета. С другой стороны, такая жесткая концентрация власти в едином центре сковывает процессы государственного функционирования, так как предполагает длительную передачу управленческих решений по вертикали. В этой связи возникает необходимость предоставления определенной автономии государственным органам в принятии управленческих решений на местах, что предопределяется как лучшей ориентацией в конкретно-сложившейся обстановке, так и оперативностью в разрешении конкретных задач.

Выступая в качестве субъектов социально-правовых отношений, государственные органы характеризуются как юридические лица публично-правового характера. Их существование не зависит от воли и желания индивидуальных лиц, которые формируют те или иные государственные органы (например, назначение или отставка министра правительства не влияет на процесс существования самого правительства как органа государства). При этом будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, государственные органы отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения служебных полномочий и т.д.

Классификация государственных органов может быть осуществлена на основании следующих критериев:

1. По юридической силе:

- федеральные органы государственной власти;

- государственные органы субъектов.

2. По порядку образования:

Наши рекомендации