Правопорядок и общественный порядок.
С законностью тесно связано другое правовое явление — правопорядок (правовой порядок). Понятие «правопорядок» широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка – важнейшая функция государства. Несмотря на это в отечественной науке до сих пор не выработано единого определения данного феномена.
Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Но «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а право. Законность же – условие правопорядка.
Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок – это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такой урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правового опосредования – реально существующая фактическая урегулированность общественных отношений.
Исходя из сказанного:
Правопорядок – основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правопорядок – состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.
Особенности правопорядка:
1. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни.
2. Это порядок, предусмотренный нормами права.
3. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования.
4. Правопорядок обеспечивается государством.
Как известно, далеко не все нормы права реализуются повсеместно, нередки и отступления от требований правовых норм, правонарушения. Поэтому необходимо различать реально существующий правопорядок (итог правового регулирования) и правопорядок, к достижению которого стремился законодатель на том или ином этапе развития общества (цель правового регулирования).
Рально существующий правопорядок зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры общества, состояния законодательства, характера законности и др. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные характеристики. Поэтому не случайно в сфере функционирования государства можно отметить направления деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению, охране) правопорядка.
Правопорядок не должное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений.
Принципы правопорядка.
Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.
С одной стороны, конституированное правом и функционирующее в строго установленных рамках государство составляет важнейшее звено правопорядка.
С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно правовое регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц осуществляется по принципу «Дозволено только то, что прямо разрешено».
Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в общественных отношениях.
Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д.
Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.
Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства.
С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка является правопорядок.
С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК РФ предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.
Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэтому не случайно основным направлением деятельности профессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).
Контрольные вопросы к главе 3:
1. Что такое законность?
2. Каковы требования законности?
3. Назовите принципы законности?
4. Каково соотношение законности и законодательства?
5. Какие существуют гарантии законности?
6. Дайте определение понятию «правопорядок».
7. Каково соотношение правопорядка и общественного порядка?
8. Как соотносятся между собой законность и правопорядок?
9. Как законность связана с уровнем общей культуры людей в обществе?
10.Как вы понимаете римскую пословицу «Законность – основа государства»?
Рекомендуемая литература к главе 3:
Артемов В.M. Правопорядок в современном российском обществе: Концептуальные обоснования и инновации. – M., 1998.
Борисов В.В. О гарантиях законности // Вопросы теории государства и права. – Саратов, 2000. – Вып. 2. – С. 36-41.
Ведяхин В.М.. Ефремов А.Ф. Политические гарантии законности // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 59-72.
Духно Н.А. Теоретические основы правового порядка // Актуальные проблемы правопорядка. – M., 2000. – Вып. 2. – С. 3-9.
Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 261-271.
Законность в Российской Федерации. – М.: Изд-во Спарк, 1998.
Казаков В.H. О некоторых чертах современного международного правопорядка // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 88-92.
Кашенов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. – 1998. – № 2.
Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности ОВД // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 154-162.
Минниахметов P.Г. Право и законность – исторически неразрывные понятия // Труды МГЮА: Сборник статей. – 2003. – №. 10. – С. 111-114.
Муксинов Н.Ш., Сафонов В.Е., Хабибулин А.Г. Проблема укрепления законности в республиках Российской Федерации // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 95-97.
Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. – 2000. – № 8. – С. 17-20.
Правовой режим законности: Вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. – СПб., 2001.
Правопорядок и борьба с преступностью // Актуальные проблемы правоведения. – Самара, 2001. – № 1. – С. 112-129.
Сахиев Р.А., Фатхуллин Н.С. Законность и правопорядок: к новой парадигме // СОЦИС. – 1998. – № 11.
Суляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере применения права. – M., 2002.
Тагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и правопорядка в современной правовой науке // Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 8-15.
Талянин В.В. Режим правозаконности (теоретико-правовой аспект): Дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 1999.