Понятие и виды инкорпорации.

Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в определенном порядке. Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся инкорпоративной переработке, не изменяется.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы, общественные организации и отдельные граждане. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативных правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной инкорпорации различаются официозная, профессиональная и обыденная.

Официозная инкорпорация предполагает издание сборников нормативных правовых актов под эгидой государственного органа (государственного должностного лица), но без придания сборникам официального характера. Считается, что такие сборники составляются под контролем соответствующих государственных органов и должны наиболее полно и точно отражать состояние правового регулирования того или иного вида общественных отношений.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативных правовых актов.

В зависимости от принципа объединения нормативного материала различается хронологическая, предметная и смешаннаяинкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой нормативные правовые акты объединяются по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить сборники нормативных актов по отраслевому законодательству или регулирующих отдельные виды деятельности.

Смешанная инкорпорация представляет собой объединение хронологического и предметного критериев. Как правило, это проявляется в учетной инкорпорации.

Следует выделять три способа инкорпорации: учет, выборку и контроль.

Учет – способ инкорпорации, предполагающий создание динамической системы законодательства путем объединения в нее действующих источников права. Наиболее удобной формой учета в связи с развитием информационных технологий является электронная. Это выражается в функционировании различных справочных правовых информационных систем («Гарант», «Консультант» и т.п.) и банков данных в сети «Интернет».

Другим способом инкорпорации является выборка. Здесь речь идет о комплектации инкорпорационного сборника за счет объединения части нормативного материала.

Третьим способом выступает контроль. Здесь имеется в виду своевременное внесение в нормативные правовые акты изменений и дополнений, исключение утратившего юридическую силу нормативного материала.

Понятие и виды кодификации.

Кодификация - наиболее сложная и совершенная форма систематизации, представляющая собой деятельность, направленную на коренную, как внешнюю, так и внутреннюю, переработку действующего законодательства путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта. Посредством кодификации устраняются пробелы, архаизмы и противоречия в законодательстве, облегчается выбор и упрощается процесс формулирование нормы, подлежащей применению, а также пользование нормативными актами. Кодификация приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту органом, его принявшим. Происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях и формулируются новые нормы права. Результатом кодификации законодательства является нормативный правовой акт. Он может носить особое наименование — основы, кодекс, устав, положение и т.п. В нем объединены различные правовые нормы, институты, регламентирующие разнородные общественные отношения определенной правовой отрасли. Целью кодификации является комплексное правовое регулирование однородных общественных отношений. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, Федеральных служб, агентств и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, проведения их консолидации и кодификации, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативные правовые акты.

Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:

1. Инкорпорация - постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. При кодификации мы имеем дело с правовыми нормами и юридическими институтами, а при инкорпорации - с нормативными правовыми актами, их технической обработкой. Таким образом, у них различен предмет воздействия.

3. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативных правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, а кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт. Его текст является официальным, на него должны ссылаться правоприменительные органы.

4. Кодификция всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами, а инкорпорация не придерживается таких жестких рамок и может проявлять себя в разных вариантах, в т.ч. на обыденном уровне.

Несмотря на указанные различия, кодификация связана с инкорпорацией по обработке (внутренней и внешней) и упорядочению законодательства, его расчистке и ревизии, устранению противоречий и других несогласованностей, т.е. с операциями технико-систематизационного характера.

По объему регулируемых общественных отношений различается отраслевая и специальная кодификации.

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и другие).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).

По способу подготовки проекта кодификационного акта можно выделить комплексную кодификацию и консолидационную (консолидацию).

Комплексная кодификация предусматривает помимо объединения правового материала, содержащегося в различных нормативных правовых актах, существенную корректировку действующих и выработку принципиально новых юридических норм.

Консолидация представляет собой простое объединение мелких нормативных правовых актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в укрупненный нормативный правовой акт. Это возможно в тех случаях, когда нормативный материал отличается раздробленностью и множественностью.

Консолидация наряду с комплексной кодификацией выступают способами разработки проекта нормативного правового акта, у которых одинаковая цель – оптимизация правового регулирования определенного круга общественных отношением путем принятия нормативного правового акта. А необходимость включения или невключения в кодифицированный акт новых норм во многом зависит от степени урегулированности общественных отношений существующими нормами и от усмотрения субъекта права на правотворчество.

Систематизация законодательства объективно отражает состояние юридической науки и практики государства. Наличие большого числа кодифицированных нормативных правовых актов отражает квалификацию и качество работы правотворческих органов. Объединение нормативных актов в сборники характеризует стремление к надлежащему правоприменению. А четко организованный учет нормативного правового материала свидетельствует о высоком уровне правовой культуры субъектов систематизации законодательства.

Наши рекомендации