Вопрос: Правотворческий процесс
Правотворческий процесс – это совокупность действий по подготовке принятию или изданию и опубликованию НПА. В обобщенном виде можно выделить следующие стадии правотворчества:
1. Принятие решения о подготовке принятия акта
2. Разработка проекта
3. Правотворческая инициатива, внесение акта на рассмотрение органам уполномоченного принимать данный акт
4. Принятие или издание НПА
5. Внесение акта в национальный реестр правовых актов
6. Опубликование акта (доведение его содержания до сведения адресатов другим способом, если акт не публикуется)
7. Введение акта в действие
Подготовка и принятие любого нормативно правового акта осуществляется в рамках этих стадий, содержание каждой из них определяется в значительной степени, особенности самого НПА, его видом, объемом, сложностью, характером регулируемых отношений.
Наиболее полно содержание всех стадий правотворческого процесса можно проследить на примере процедуры принятия закона.
Законотворчество – это важнейший вид правотворчества, деятельность по подготовке законопроектов и принятие законов. Абсолютное большинство законов принимается парламентом. Законодательный или законотворческий процесс, включает следующие стадии:
1. Законодательная инициатива – реализация права, внести законопроект на рассмотрение парламента. В РБ таким правом обладают президент РБ, депутаты палаты представителей, совет республики национального собрания РБ, Совет министров, правительство РБ, а также граждане, обладающие избирательным правом в количестве не менее 50000 человек.
Право законодательной инициативе об изменении и дополнении Конституции имеют: президент или более 150 тыс человек.
2. Разработка законопроектов, как правило законопроект готовиться в организациях соответствующих его профилю, а затем если это необходимо, согласовывается со всеми заинтересованными государственными, а также направляется на юридическую экспертизу.
3. Обсуждение и принятие законопроектов парламентом. В начале законопроект обсуждается на сессии нижней палаты парламента (палаты представителей) «чтение закона». В законопроект могут быть внесены поправки в процессе чтения. В результате законопроект или принимается или отклоняется нижней палатой парламента (палатой представителей). Если принятый нижней палатой законопроект одобряется верхней палатой парламента, по общему правилу закон считается принятым если за него проголосовало большинство от полного от каждой из палат.
Конституционные законы считаются приняты, если за их принятие проголосовало абсолютное большинство (2/3) от полного состава каждой из палат.
4. Принятый парламентом закон, направляется на подписание президенту, который должен его рассмотреть в течение 14 дней. Президент имеет право не подписывать закон (право отлагательного вето), в этом случае закон возвращается в парламент, такой закон будет считаться принятым лишь тогда когда парламент повторно проголосует за него не менее чем 2/3 голосов от полного состава каждого из палат.
5. Официальное опубликование закона и вступление его в силу
Вопрос 4: Порядок опубликования и вступления в силу НПА
В РБ правило опубликования и вступления в силу установлены декретом президента РБ №3 от 24 февраля 2012 «о некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов РБ»
Официальным опубликованием НПА является доведение этого акта до всеобщего сведения, путем размещения его текста в полном соответствии с подписанными подлинниками на национальном правовом интернет портале РБ, кроме того акт публикуется в специальных печатных изданиях однако такое опубликование не является официальным. Датой официального опубликования акта считается дата его размещения на национально правовом интернет портале. Акты которые не включаются в национальный реестр правовых актов РБ, вступают в силу со дня принятия или издания. Особый порядок установлен для актов местных органов местного управления и самоуправления. Эти акты могут официально публиковаться, как в официальных периодически печатных изданиях так и на официальных сайтов этих органов либо сайтах вышестоящих государственных органов.