Вопрос: Публичное и частное право

В континентальной семье, со времен римского права принято делить на публичное и частное.

Публичное регулирует отношения, в которых непосредственно затрагивается государственный интерес (Конституционное, административное, налоговое, уголовное права)

Частное право охватывает отношения, в которых государственный интерес на прямую не затрагивается и которые являются средством удовлетворения личных или частных интересов граждан или организаций (гражданское, брачно-семейное, трудовое права)

Деление права на публичное и частное обуславливает различные способы воздействия права на общественные отношения. Для отраслей публичного права, эти методы более жесткие оставляющие меньше свободы участника правоотношения.

Для частного права эти методы предельно мягкие.

Вопрос: Принципы права

Принципы права - это ключевые идеи права выражающие его сущность. Принципы права существуют объективно и отражают закономерности общественного развития ценности и потребности общества в правовой сфере.

По этому Принципы права можно рассматривать как общегосударственную правовую идеологию на которой формируются. Принципы права могут быть закреплены в конкретных правовых нормах, но могут и логически выводится из их совокупности.

Принципы права:

1. Общеправовые, характерны для всего права в целом

А. Принцип законности, в системе основных источников права является закон, то есть норм нормативно правовых актов которые принимает парламент с соблюдением особой законодательной процедуры, все остальные нормативно правовые акты являются подзаконными, то есть принимаются во исполнение закона, не должны противоречить и дополнять закон.

Б. Принцип справедливости, требует, чтобы право выражало и закрепляло оценку поведения человека, которые соответствуют оценке с точки зрения морали.

В. Принцип гуманизма, состоит в закреплении права гуманистических идеалов и ценностей.

Г. Принцип равенства

Д. Принцип единства прав и обязанностей. Предоставляемые гражданину права и свободы сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое субъективное право может быть реализовано через чью-то обязанность.

Е. Принцип демократизма. Право должно отражать максимально широкие социальные интересы.

2. Межотраслевые, действуют в нескольких смежных отраслях права, например отрасли гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права регулируют порядок рассмотрения дел в судах, поскольку и уголовный и гражданский процесс построены практически по одной схеме, то и принципы этих отраслей многим схожи. В частности принцип назначаемости судей, принцип открытости судебного разбирательства, принцип сочетания коллегиальности и единоличия при рассмотрении дел судом.

3. Отраслевые, действуют в рамках одной отрасли права и отражают ее специфику. Например: принцип равенства супругов в брачно-семейном праве.

Вопрос: Право и политика

Вопрос о соотношении права и политики по-разному трактовался на протяжении развития науки Теория Государства и Права.

В настоящее время очевидно, что полностью разграничить эти два понятия не возможно.

С одной стороны право в его нормативном понимании создается государством которое является организацией политической власти, поэтому принимаемые правовые нормы неизбежно будут нести на себе отпечаток политики, выражать интересы тех сил, которые в данный момент находятся у власти.

С другой стороны, право регулирует общественные отношения, в том числе и политические, т.е. политика должна осуществляться правовыми средствами на основе существующих правовых норм.

Вопрос: Право и экономика

Экономика - это совокупность производственных отношений, материальная основа жизни общества. В современной правовой науке вопрос о соотношении права и экономики решается следующим образом.

1. Содержание права определяется потребностями экономического развития и право должно соответствовать его уровню.

2. Помимо экономических на право оказывают влияние и другие факторы: Историческая преемственность, давление других государств, квалификация законодателе, причем они могут отодвигать требования экономики на второй план.

3. Право это лишь закрепление избранной экономической стратегии государства, в случае если нет четкого представления о том, как развивать экономику, то законодательство неизбежно будет противоречивым или не будет действовать вообще.

4. Право может играть чрезвычайно активную роль по отношению к экономике, с помощью правовых норм можно ускорить либо замедлить экономическое развитие.

Наши рекомендации