Конституционный механизм обеспечения стабильности Конституции республики
Конституция Кабардино-Балкарской Республики в главе X закрепила ряд норм, характеризующих Конституцию Республики как жесткую. Так, статья 137 основного закона республики предоставила право вносить предложения о поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики и пересмотре ее положений в Парламент Кабардино-Балкарской Республики Президенту Кабардино-Балкарской Республики, Правительству Кабардино-Балкарской Республики, а также группе депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Статья 138 Конституции Кабардино-Балкарии, которая впоследствии была исключена в ходе конституционной реформы, устанавливала, что положения глав I, II, X Конституции Кабардино-Балкарской Республики не могут быть пересмотрены Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. Если предложение о пересмотре положений глав I, II, X Конституции Кабардино-Балкарской Республики будет одобрено тремя четвертями от установленного числа депутатов каждой из палат Парламента Кабардино-Балкарской Республики, созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание состояло из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кабардино-Балкарской Республики, депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики и депутатов органов местного самоуправления всех уровней Кабардино-Балкарской Республики. Решение Конституционного Собрания о пересмотре положений глав I, II, X Конституции Кабардино-Балкарской Республики считалось принятым, если за него проголосовало две трети состава Конституционного Собрания.
Статья 139 закрепила институт конституционных поправок. В отличие от многих других конституций, предусматривающих институт конституционных поправок, часть 2 статьи 139 Конституции Кабардино-Балкарии предоставляет Президенту Кабардино-Балкарской Республики право вето на такие законы. Отклоненный Президентом Кабардино-Балкарской Республики закон о поправке к Конституции Кабардино-Балкарской Республики считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее трех четвертей от установленного числа депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
В научной литературе высказывается мнение о том, что поправки к Конституции Кабардино-Балкарской Республики не могут иметь форму обычного республиканского закона в силу ряда доводов. Во-первых, между этими двумя актами существует различие в предмете их регулирования: республиканские законы принимаются по широкому, строго не определенному кругу вопросов, а закон о поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики имеет целевое назначение – вносит изменения в Конституцию. Во-вторых, для внесения поправок требуется процедура более сложная по сравнению с установленной в отношении обычного республиканского закона: для последнего требуется простое большинство депутатов Парламента и две трети – чтобы преодолеть вето Президента Кабардино-Балкарской Республики, а для внесения поправок – соответственно две трети и три четвертых голосов депутатов. Таким образом, делается вывод, если закон о поправках по предмету регулирования и по порядку принятия отличается от обычных республиканских законов, то и форма такого закона должна быть отличной. С этой целью следовало бы использовать понятие «конституционный закон»[283].
Представляется однако, что в таком наименовании нет необходимости. Закон о поправке к Конституции Кабардино-Балкарской Республики выделяется Конституцией среди обычных республиканских законов достаточно четко. Прежде всего, это принципиально иной вид законов, а именно закон о поправке к Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, это иные субъекты права законодательной инициативы – не те, которые предусмотрены частью 1 статьи 106 Конституции Кабардино-Балкарской Республики. Это субъекты права внесения поправок – им посвящена отдельная статья 137 Конституции республики. Особый порядок принятия закона о поправке к Конституции Кабардино-Балкарской Республики также закреплен отдельно. Термин «конституционный закон» обычно используется в конституционном тексте в ином значении – непосредственно продолжающего и дополняющего конституционный текст закона, органически его развивающего. Не случайно наряду с термином «конституционный» закон применительно к таким законам используется термин «органический». Конституционные законы как отдельный вид законов предусмотрен в некоторых учредительных актов субъектов Российской Федерации[284]. В Конституции Кабардино-Балкарской Республики такие законы также предусмотрены, но они не выделяются в отдельный вид законов. Это, в частности, законы «О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики», «О мировых судьях в Кабардино-Балкарской Республике», «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики», «Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики» и другие.
* * *
Подводя итог анализа положений Конституции Кабардино-Балкарской Республики в ее первоначальной редакции, можно констатировать, что, пожалуй, главным результатом принятия основного закона стало конституционное закрепление правового статуса Кабардино-Балкарии как демократического правового государства – субъекта Российской Федерации. Конституция Кабардино-Балкарской Республики вобрала в себя все основные и самые современные достижения страны в сфере конституционного строительства. Эти достижения отчасти были обогащены накопленным в последние годы собственным опытом в государственном строительстве республики.
Вместе с тем, не менее важным политическим итогом явилось сохранение Кабардино-Балкарии как единого субъекта Российской Федерации, а не как двух самостоятельных ее субъектов – Кабарды и Балкарии. Необходимо отметить, что среди пяти обсуждавшихся проектов основного закона республики были и варианты закрепления Кабардино-Балкарии как союза равноправных Кабарды и Балкарии, однако в ходе дебатов не нашли поддержки депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики. В этой связи можно утверждать, что Конституция Кабардино-Балкарской Республики явилась логическим результатом пути, пройденного народами республики не только за последние несколько лет, но, прежде всего, – результатом опыта их исторического развития на протяжении всей совместной жизни, стремления к обретению реальной государственности.
Сущность и значение принятия Конституции Кабардино-Балкарской Республики очень четко обозначил первый Президент Кабардино-Балкарской Республики В.М. Коков: «Высокий уровень государственной и правовой дееспособности нашей Конституции обусловлен тем, что она не является результатом поспешных кабинетных размышлений. Ее основное содержание – цельный и органичный сплав общепризнанных принципов конституирования демократических государств, конституционной системы Российской Федерации, собственного политического опыта многонационального народа КБР. В ней зафиксирована система властных институтов и конституционно-правовых норм, продиктованных самой жизнью, в значительной мере освоенных обществом. Таким образом, сущность нашей Конституции может быть выражена в неразрывном единстве трех положений: она является актом закрепления демократии в КБР; она является правовым оформлением национальной государственности ее народов; она является основным законом государства в составе Российской Федерации»[285].
Конституция Кабардино-Балкарской Республики явилась нормативно-правовой формой завершенной в определенной степени институционализации современной государственности республики[286]. Принятие ее, тем не менее, не означало завершение конституционной реформы в республике, хотя и явило собой, как отмечено выше, некий правовой, политический и логический результат сложного процесса формирования новой государственности Кабардино-Балкарии в условиях независимой и суверенной Российской Федерации.