Влияние института президентской власти на форму правления Российской Федерации
Институт главы государства является основополагающим элементом формы правления государства. Именно поэтому для того, чтобы определить конституционно-правовую модель формы правления в Российской Федерации необходимо рассмотреть вопрос о становлении и развитии института главы государства - Президента Российской Федерации. Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». Родиной института президента является США, где в 1787 году впервые был учрежден пост Президента. В Европе первыми странами, где была введена должность Президента в 1848г., стали Франция и Швейцария.
В СССР идея учреждения поста Президента возникла в 1936 г., но в Конституции СССР она не получила своего закрепления. В 1964 г. при разработке проекта новой Конституции СССР Н.С. Хрущев предложил учредить пост главы государства, данное предложение не было рассмотрено. Позже в СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР - в 1991 г. Первым Президентом РФ был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О президенте РСФСР» от 24.04.1991 года.[18] Президент определялся как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти РСФСР. После принятия Конституции РФ 1993 г.[19] вышеуказанный закон был отменен, а ст. 80 Конституции Российской Федерации определяет, что Президент РФ является главой государства. Придание Президенту статуса главы государства вызвано, прежде всего, тем, что этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, это соответствовало бы высокому статусу государства, и не ставило бы исполнительную власть выше законодательной.
Охарактеризуем конституционно-правовой статус Президента РФ. Правовой статус, как юридическая категория, характеризуется установленным в правовом порядке, назначением органа, его местом и ролью в системе органов государственной власти, совокупностью функций и обязанностей данного органа по реализации, возложенных на него задач, ответственностью за осуществление его полномочий.[20] Ю.Н. Старилов отмечает, что правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми, именно в осуществлении предоставленных им полномочий.
Козлова Е.И. и Кутафин О.Е. пишут, что характеристики правового статуса, учреждаемого Конституцией органа государственной власти являются, установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая функциональное назначение государственного органа, и место, которое отводится в Конституции посвященным ему нормам.[21] Суворов В.Н. отмечает, что конституционный статус Президента РФ, отражает: во-первых, традиционное понимание Президента как главы государства; во-вторых, концепцию «арбитра» обеспечивающего взаимодействие, согласованную работу государственных органов, гаранта Конституции; в-третьих, его определяющее положение по отношению к исполнительной власти, его права по ее осуществлению.[22] Правовой статус главы государства определяется Конституцией и принимаемыми на ее основе законами.
Как известно юридическое понятие статуса может быть выражено, прежде всего, через компетенцию органа, которая представляет собой совокупность полномочий по предметам ведения, отнесенным к данному органу Конституцией и законами. Статус государственного органа, органа государственной власти или должностного лица характеризуется его функциональным назначением, управленческим профилем, структурно функциональными качествами и особенностями, его наименованием, определением принадлежности к видам и уровням государственной власти, положением в иерархии государственных органов. Определение конституционно - правового статуса необходимо для того, чтобы Президент имел ясные права и обязанности и не мог, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан.
Основными элементами правового статуса президента являются его функции и полномочия. Под функциями Президента РФ понимают наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти[23], например: Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Необходимо также помнить важную особенность положения Президента как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президента всех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Полномочия вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. Если функции и полномочия присущи исключительно главе государства, они называются прерогативами Президента, например: присваивать высшие воинские звания. Как и в других государствах, Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения его от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить в суд в качестве свидетеля и т. д.
В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих Президенту РФ стать авторитарным правителем. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента РФ 6 лет, в порядке его всенародных выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста президента более 2-х сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда. Федеральный Закон от 12.02.01 г. «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», закрепляет систему гарантий, предоставляемых экс-президенту (неприкосновенность, материальное обеспечение и т.д.). Принципиально новым в определении статуса Президента РФ является то, что он занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Президент должен лишь обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Следующим элементом статуса Президента является его юридическая ответственность. И.В. Калинина пишет, что, юридическая ответственность субъекта это основанная на законе, объективно зафиксированная в юридических критериях и выступающая в качестве специфической юридической обязанности необходимость отвечать за свое юридически значимое поведение (деятельность), концентрирующая в себе императивную силу права, реализующуюся в действительности через регулятивные отношения, в которых обязанный субъект находится в состоянии ответственности.[24] Специфика ответственности Президента заключается в том, что, будучи по своей сути конституционной, она может наступать и при нарушении норм отраслевого законодательства. Например: отрешение Президента РФ от должности возможно, если Верховный Суд РФ установит наличие в действиях Президента признаков преступления. 4.1 ст.93 Конституции РФ, в данном случае затронуты нормы уголовного права.
При осуществлении своих функций, Президент должен придерживаться очерченных законом и Конституцией рамок, определяющих объем его компетенции. В случае нарушения данного положения наступает конституционная ответственность. В настоящее время возникает проблема разграничения конституционной и политической ответственности. Н.М. Колосова по этой проблеме отмечает, что «основанием конституционной ответственности для высших должностных лиц является нарушение их конституционных обязанностей, тогда как политическая ответственность означает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо может лишиться политической поддержки в силу той или иной причины».[25] С данным утверждением можно согласиться, но лишь добавив, что не стоит основание конституционной ответственности ограничивать лишь нарушением конституционных обязанностей.
Установление конституционной ответственности Президента является тем механизмом, который позволит противостоять произволу государственной власти. Ссылка на невозможность реализации ответственности ввиду отсутствия установленных четких оснований данной ответственности не может само по себе ставить под сомнение наличие ответственности, так как уже сам факт наделения полномочиями и одновременная возможность применения к нему определенной санкции делает основание говорить о наличии у него ответственности. Для устранения разногласий по данному вопросу необходимо принятие Федерального Закона, где были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента».
Основным источником, определяющим правовой статус Президента является Конституция РФ. Глава четвертая Конституции РФ называется «Президент Российской Федерации», в ней закреплены основные функции Президента, требования, предъявляемые к кандидату в Президенты.[26] В ст. 82 Конституции РФ определен текст присяги, которую он приносит при вступлении в должность. В ст.83-89 Конституции РФ содержатся нормы о полномочиях главы государства. Они связаны главным образом с назначением некоторых высших должностных лиц, например, Председателя Правительства РФ, с формированием, путем назначения органов при Президенте РФ, например, Совета Безопасности РФ, с представлением кандидатур Совету Федерации для назначения на другие высшие государственные должности, например, судей Конституционного Суда, Генерального прокурора РФ и др.
Конституция РФ устанавливает начало срока исполнения обязанностей Президента РФ, а также предусматривает условия досрочного прекращения его полномочий. Статья 93 Конституции РФ определяет порядок досрочного отрешения Президента от должности парламентом. В других главах Конституции также закреплены полномочия Президента в сфере законодательной, исполнительной и судебной власти. На основе Конституции принимаются Федеральные конституционные законы и Федеральные законы, конкретизирующие правовой статус Президента Российской Федерации. ФКЗ от 30.01.2002 г. «О военном положении» определяет порядок введения военного положения на территории РФ, оно вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом Федеральному Собранию. Вопрос об утверждении Указа о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого Указа. ФКЗ от 30.05.2001 г. «О чрезвычайном положении». Ст. 4 данного закона определяет порядок введения чрезвычайного положения Президентом РФ.
ФКЗ от 17.12.1997 г. в редакции от 31.12.1997 г. «О Правительстве РФ» закрепляет взаимоотношения Президента и Правительства РФ. Так ст. 7 закрепляет, что Президент РФ уведомляет Федеральное Собрание об освобождении Председателя Правительства в «день принятия решения». Более существенной является норма Закона, предусматривающая, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства РФ. В соответствии с ФКЗ от 28.04.2004 г. «О референдуме РФ» глава государства назначает референдум. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. в ст. 82 определяет резервный фонд Президента в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Данные средства расходуются на финансирование непредвиденных расходов, предусмотренных Указами Президента РФ. ФЗ от 10.01.2003 г. «О выборах Президента РФ» определяет порядок формирования избирательных комиссий, их полномочия, условия выдвижения кандидатов в Президенты их регистрация, а также проведения предвыборной агитации. Регулирует финансовую сторону проведения выборов. Определяет порядок голосования и подсчета голосов, объявление результатов выборов.
ФЗ от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ» определяет круг вопросов, которые вправе решать Президент РФ. ФЗ от.21.12.1999 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет полномочия Президента РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ФЗ от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» закрепляет полномочия Президента в области гражданской обороны. Такие как, определение основных направлений единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждение Плана гражданской обороны и т.д.
ФЗ от 19.07.1998 г. «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» определяет полномочия, Президента в сфере военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, например, осуществляет руководство государственной политикой в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. ФЗ от 06.02.97 г. «О внутренних войсках МВД РФ» определяет полномочия Президента в сфере деятельности внутренних войск и по руководству ими.
Конституционный Суд РФ выносит Постановления по делам о толковании некоторых статей Конституции РФ, которые, согласно ст. 106 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», являются официальными и общеобязательными. Например, Постановление Конституционного Суда от 11.12.1998 г. №28-П определяет, что Президент вправе распустить Государственную Думу, после трехкратного отклонения предложенной Президентом одной и той же кандидатуры на должность Председателя Правительства. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 г. №15-П по делу о толковании ч.2 ст. 137 Конституции РФ, предоставляет право Президенту вносить изменения в ст.65 Конституции РФ.
Указ Президента РФ от 01.09.2000 г. «Об утверждении Положения о Государственном Совете РФ», который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Указ Президента от 15.02.1999 г. №319 «О штандарте (флаге) Президента РФ» определяет символ президентской власти в РФ, а также подробное описание флага Президента.
Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ (ЦИК РФ) от 16.12.2003 г. №68/605-4 «О разъяснении порядка формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов при проведении выборов Президента РФ». Устанавливается порядок назначения уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, его полномочия. Создание избирательных фондов, расходование денежных средств.
Основные функции Президента РФ определены в ст.80 Конституции РФ. К сожалению в Конституции РФ не нашли своего должного закрепления функции и полномочия Президента в осуществлении таких важных внутренних функций российского государства, как экономическая, социальная, научно-технического прогресса и культуры, экономическая.[27] В ч.2 ст.80 Конституции РФ установлено, что Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Однако практика показывает, что эта обязанность Президента РФ воспринимается чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливыми, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже с судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как гарант Конституции, прав человека обязан им помочь.
Активное использование Президентом своих полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении, является главной гарантией действия Конституции РФ. Функцию гаранта Конституции России М.А. Краснов трактует, в частности, как верховный контроль Президента за тем, чтобы ни один институт власти не мог посягнуть на прерогативы другого, не мог узурпировать власть в стране или приостановить чьи-либо властные полномочия.[28] Однако Л.А. Окуньков по этому поводу возражает и отмечает, что в Конституции РФ, ни буквально, ни по смыслу, не говориться о верховном контроле Президента. Президент, как гарант Конституции, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому государственному органу, с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ.
Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходя не только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации.
Функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, закреплена в ч.2 ст.80 Конституции РФ. Государственный суверенитет означает, что государство независимо внутри страны и за ее пределами. Внутри страны оно независимо от политических партий и иных общественных объединений, а за ее пределами - от других государств. Понятие целостность территории РФ, означает недопустимость ее деления на самостоятельные государства, сепаратизма, т.е. стремления к полному отделению субъектов РФ или других территориальных единиц. Неприкосновенность территории РФ означает недопустимость притязаний на нее иностранных государств и решимость защищать ее в случае внешнего вооруженного нападения.[29] М.В. Баглай отмечает, что: «Только сам Президент, и в меру своего разумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия».[30] Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить установленном Конституцией порядке. Так, согласно ч.2 ст. 87, в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозе агрессии, Президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение. В этих целях Президент РФ может использовать также введение чрезвычайного положения - ст.88. Однако в жизни могут возникнуть ситуации, в отношении которых порядок действий Президента Конституцией не предусмотрен. В этом случае Президент обязан действовать решительно, прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда РФ.
Следующей функцией Президента РФ является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов федерации и между различными субъектами РФ. Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в частности это проявляется в использовании Президентом РФ согласительных процедур и других мер преодоления кризисов в разрешении споров. В целях реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, Указом Президента РФ от 01.09.2000 г.[31] Образован совещательный орган - Государственный Совет РФ. Согласно ч.3 ст.80 Конституции РФ, Президент в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, которые содержатся в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В целом процесс определения основных направлений политики государства развивается в сотрудничестве Президента и Федерального Собрания, но которое всегда сохраняет возможность откорректировать президентский курс по тому или иному вопросу, путем принятия соответствующего Федерального Закона.
Определение внутренней и внешней политики обычно является прерогативой органов и должностных лиц исполнительной власти. Например, согласно ст.20 Конституции Французской Республики - Правительство определяет и осуществляет политику нации, ст. 9 5 Конституции Итальянской Республики - Председатель Совета Министров руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность, ст.95 Конституции ФРГ - Федеральный канцлер устанавливает основные положения политики и несет за них ответственность, ст.97 Конституции Испании - Правительство руководит внутренней и внешней политикой. Таким образом, в конституционном статусе Президента РФ отчетливо проявляются некоторые полномочия, характерные для правительств и их глав.
Следующая функция Президента содержится в ч.4 ст.80 Конституции РФ. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ, это и есть право представительства «внутри страны». В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 г., был преобразован институт полномочных представителей президента РФ в регионе, в институт полномочных представителей Президента РФ в Федеральном округе. Данным Указом утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. В главе 2 ч.1 ст. 5 Положения, основной задачей полномочного представителя, является организация в соответствующем федеральном округе работы, по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностными лицами от имени РФ без поручения Президента РФ, могут быть объявлены им недействительными. Данные положения конкретизированы в ст.83 п. «м», ст.86 п. «б», «в», «г» Конституции РФ.
Президент РФ обязан гарантировать не только Конституцию РФ в целом, но и права и свободы человека и гражданина, которые согласно ст.2 Конституции РФ являются высшей ценностью. Тем самым Конституция РФ указывает на основной смысл существования и государства и самой Конституции РФ. Президент как гарант Конституции создает условия и для гарантирования прав и свобод человека и гражданина. В конечном счете, этой же цели служит и суверенитет, и целостность государства.
Особого внимания заслуживает вопрос о месте Президента РФ в системе государственной власти. Нынешний способ организации высших органов государства в РФ можно рассматривать как смешанную форму правления с преобладающими чертами президентской республики. В.Е. Чиркин оценивает его как «полупрезидентскую, полупарламентскую республику с доминирующим положением Президента в структуре власти».[32] Его можно так же охарактеризовать и как «нетипичную» президентскую республику. Представляется, что в данном случае очень заметно влияние французской модели президентства. Во Французской V Республике Президент возвышается как бы «над ветвями власти», обладая рядом собственных полномочий, осуществление которых не требует контрассигнации, в том числе право роспуска Национального собрания и право введения чрезвычайного положения в стране. Конституционная роль Президента как арбитра, сочетание преимуществ исполнительной власти при президентской республике и мощное средство воздействия на законодательную власть - право роспуска, свойственное парламентарным странам, создают правовые предпосылки устойчивой исполнительной власти, согласованной деятельности исполнительной и законодательной властей, дают радикальные средства разрешения противоречий между ними. Эти черты выглядели актуально в период конституционного кризиса в РФ 1992-1993 гг. Подобная система в значительной степени устраняет и проблемы, которые могут возникнуть при использовании традиционной президентской формы правления.
В целом российская модель президентства своеобразна, включает черты, апробированные в разных странах при президентских и смешанных системах правления. Сочетает сильно выраженные черты президентской республики и элементы парламентаризма, она отражает разнообразие мирового опыта президентской власти. Государственная власть есть концентрированное выражение воли, силы и мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств, путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.[33]
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Такой подход к устройству власти зародился в эпоху освободительных антифеодальных революций 16-18 в.в. в Европе и Северной Америке. Для того чтобы исключить узурпацию власти, она должна быть разделена между различными государственными органами. Три ветви власти: законодательная, исполнительная и должны быть самостоятельными и независимыми. Они призваны и контролировать друг друга и одновременно сотрудничать во имя общих целей. В каждой демократической стране создан свой механизм реализации принципа разделения властей.[34] Механизм, заложенный в Конституции РФ для разрешения возможного конфликта, между законодательной и исполнительными властями отмечается большой сложностью. Президент является арбитром в споре между властями, он может осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной при посредстве правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.
Конституция РФ закрепила принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную ч.1 ст. 10. В данном случае возникает вопрос: К какой ветви государственной власти относится власть, осуществляемая Президентом РФ? Одни авторы утверждают, что, Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей. Е.И. Колюшин говорит о наличии президентской власти как самостоятельной ветви власти. В дискуссиях о месте и роли Президента в системе разделения властей имеют место две противоположные позиции: одни предлагали определить его статус «как высшего должностного лица», другие - «высшего должностного лица и главы государства», в итоге по предложению ряда участников Конституционного совещания положение Президента РФ было определено через понятие главы государства.
Согласно Конституции РФ, Президент не входит непосредственно ни в исполнительную, ни в законодательную, ни в судебную власть. Его назначение состоит в обеспечении согласованного функционирования трех ветвей власти и координация их взаимодействия. Президент становится «ответственным лицом», возглавляющим РФ и гарантирующим как конституционным авторитетом должности, так и личным авторитетом, устойчивость и авторитетность решений и действий всех органов Республики. Предоставление президенту Конституцией РФ возможности серьезно влиять на все три ветви власти, вместе с тем сопровождается их самостоятельностью в осуществлении своих функций и полномочий.[35] Большая группа ученых признает наличие в стране самостоятельной президентской власти и не видит в этом ничего негативного. Концентрация значительных полномочий у главы государства обосновывается объективной необходимостью в условиях переходного периода и становления гражданского общества.
Другая группа ученых утверждает, что Конституция РФ установила «президентское всевластие», а значит, отступила от требования доктрины разделения властей. Они сторонники внесения поправок в Конституцию для устранения дисбаланса властей и предупреждения возможности узурпации власти Президентом, или же необходимо толкование Конституционного Суда РФ, которое бы огранивало прерогативы главы государства, прежде всего невмешательство в полномочия президента.
Третья группа ученых в результате анализа конституционных норм пришла к выводу об отсутствии оснований отнесения власти Президента РФ к самостоятельной четвертой ветви власти. По мнению Л.А. Окунькова, сам по себе факт невключения Президента ни в одну из трех ветвей власти не означает неопределенности в вопросе о правовом статусе Президента. Для нормального функционирования и взаимодействия ветвей власти глава государства должен находится в органической связи со всеми структурами публичной власти, а не возвышаться над ними. М.В. Баглай отмечает, что функции главы государства в демократическом правовом государстве соприкасаются со всеми тремя властями, но все же его основные функции и полномочия нельзя отнести к законодательной или судебной.
Правовая неопределенность места Президента в системе ветвей государственной власти породила наличие двух часто дублирующих друг друга и в определенной степени конкурирующих исполнительных аппаратов: Правительства, его аппарата и Администрации Президента. Для решения данной проблемы А.А. Безуглов и С.А. Солдатов предлагают закрепить в РФ американскую модель президентуры: Президент страны является главой государства, непосредственно возглавляет Правительство и несет полную ответственность за деятельность этого правительства. При такой модели правления нет надобности в должности Председателя Правительства и двух дублирующих друг друга аппаратов Правительства и Администрации Президента РФ. Это, по их мнению, позволит претворить в жизнь принцип разделения властей, устранить параллелизм в организации исполнительной власти, повысит эффективность деятельности Президента и усиления его ответственности за результаты деятельности.[36] В России, как впрочем, и в большинстве стран мира, не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку, отказывая в одобрении его политики и предложенных им решений.
Важнейшей конституционно - правовой гарантией обеспечения разделения властей и предупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти, остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.