Англо-саксонская правовая система: генезис и особенности.

Становление связано с нормандским завоеванием, общее для всей Англии право возникает в XI веке, появляются королевские разъездные судьи – их решения брались за основу при рассм-ии др аналогичных дел => система прецедентов «common low» (общее право). Т.к. участвовали присяжные => обычное, традиционное право.

XV век – появление «права справедливости» - не по прецеденту, а через обжалование по справедливости. Две самостоят системы П. сливаются к XIX веку.

В настоящее время происходит активнвый законодат процесс и унификация права, возрастает значение З – сближение с Романо-герм пр ситемой (ПС). Право Англии повлияло на право США, Индии, Австралии, Канады.

Особенности. Сущ-те 2 вида норм: законодательные – правила поведения общего х-ра; прецедентные – часть судедебн реш-ия: юр заключение и аргументация. В Англии сущ-ет презумция неприменения широких пр принципов, правовое сознание индуктивно, в основе заключения лежит анализ частного случая.

Источники. Наиболее важный – суд прецедент, создаваемый только высшими суд инст-ями: палатой Лордов, Аппел Судом и Высш судом - ему должны сооветствовать др реш-ия.

Закон (статут), кл-ия: публичные – на всех, частные – на отдельных лиц и территории. Парлпмент может делегировать принятие актов др субъектам (королеве. Министерствам, правительству) – делегированное зак-во. Выделяются акты местных органов власти, распрост-ся на опр территории и орг-ии.

Статут имеет преимущество перед прецендентом - может его отменить, своеобразие – закон реализуется ч/з преценденты, з-н д.б. принят судами.

Обычай – связан с участие присяжных, действующих по обычаю, и с древними обячаями (ритуально-этические нормы поведения монарха). Юр доктрина (наука) – некоторые литературн источники имеют повсеместное признание и используются при решении дел (судебные комментарии, описание практики).

Нет деления на частное и публичное, естьделение на право справедливости и на обычное право.

Структура англосаксонского права. В английском праве нет классического деления на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось его подразделение на общее право и право справедливости.Прецедентные нормы представляют собой казусы, которым присущи свои структура и особое содержа­ние. К сфере действия права справед­ливости относятся споры о недвижимости, отношения доверительной собственности, дела о торговых товари­ществах, о банкротстве, наследовании. К предмету об­щего права – уголовно-правовые дела, договор­ное право, институты гражданско-правовой ответствен­ности и некоторые другие. Однако жесткого разде­ла нет, и в настоящее время отдельные понятия, институты перекочевывают из одной сферы в другую либо являются общими для обеих

Романо-германская ПС: генезис и особенности.

Происхождение: XII-XIII веках в результате рецепции римского права, феодальные нормы в деревнях не соответствовали принципам «вольных» городов => потребовались нормы формального равенства и независимости, ставшие обще-континентальными. Кроме экономики повлияли социально-культурные предпосылки: разв-ие образования, искусства – право университетов, + благословение католич церкви. Процесс завершился разработкой национального з-ва. Сейчас идет процесс пр интеграции стран, сближение и унификации их пр систем.

Особенности норм. Обобщенный, абстрактный хар-р и утверждение законодателем. Системно-иерархический хар-р. Но вознмкает проблема конкретизации и толкования норм на практике.

Источники. Закон – важнейший, принимается парламентариями, имеет высш юр силу и распространяется на все и вся – выражают волю большинства, социально справедливы.. Все З подразделяются на конституционные и текущие, среди них важное место занимают кодексы. Подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции. Обычай сущ-ет, но выполняет второстепенную роль, но в законах закреплена возм-ть его использования для восполнения пробелов зак рег-ия. Суд практика – уточняет положения З, а иногда идет с ними в разрез, должны учитываться нижестоящими судами – публикуются и стан-ся частью ПС.

Структура.

1. Деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, базирующиеся на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные (категоричные) нормы - (конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, и т.д.). Частное право опосредствует между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

2. Последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и правовым институтам.

Мусульманская ПС.

Происхождение. Часть шариата, компонент религии, VI-VII века – муххамед от имени Аллаха адресовал основные правила поведения, которые стали дополняться. Значительную роль сыграли правоведы и судьи, мусульманское право – П юристов. К концу X века канонизировалось, судьи лишились права выносить решения по своему усмотрению, можно выбо руководствоватьчся толком народа => национализация права, однако были созданы нормы-принципы, придающие мусульманскому праву целостность. С XIX века происходит заимствование европейской ПС, которое в некоторых странах вытеснило мусульманскую ПС (Турция), в других наоборот его влияние усугубляется (Пакистан, Судан).

Особенности. Норма – правило, адресованное Аллахом, основано не на логике, а на иррациональных, религиозных догмах, бесспорно и абсолютно. Нормы не являются управомачивающими или запрещающими, в их основе лежит долг.

Источники. Коран – 114 сур (глав), состоящих из стихотворных фрагментов – речи Мухаммеда – это не конституция и не кодекс, но самый авторитетный источник. Сунна – сборник преданий о жизни Мухаммеда. Иджма – общее решение авторитетных исламских правоведов. Кийяс – решение по аналогии, но анализируется религиозная идея. Закон – существует и часто идет в разрез. Религиозно-правовая доктрина и обычай (незначителен).

Структура. Нормы объединены вогруг тех или иных религиозных учений, вместе с тем сохр-ся отраслевой принцип (право «личного статуса», деликтное, гр-пр). Все поступки подразделяются на 5 категорий: обязательные. Рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. Также можно поделить на нормы-принципы и возникающие эмперическим путем (сунны).

помимо законодательства и судебных прецедентов в мусульманском праве большую роль играют доктринальные источники права. При отправлении правосудия судья не обращается напрямую к Корану или Сунне, а ссылается на общепризнанное мнение авторитетного исламского правоведа. В целом, правосудие отличается простотой, меньшей формализацией по сравнению с романо-германскими и англосаксонскими правовыми системами. Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный - консервативный характер, оно мало поддается модернизации и реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

Наши рекомендации