Роль правоприменения в правовом регулировании.

В правовом государстве должна быть полная определенность во всем: какие законы применяются, когда применяются, кем, на какой основе и в каких правовых формах.

Правоприменитель вмешивается в естественный ход реализации права и закона только в случаях:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение (раздел имущества; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, заверение копий документов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; приобретение или утрату гражданства).

В решении этих вопросов и состоит роль правоприменения в правовом регулировании.

Принципы правоприменительной деятельности:

· законность (означает, что субъекты правоприменения долж­ны действовать в рамках имеющихся законов и подзаконных актов);

· социальная справедливость (означает, что субъект право­применения должен действовать в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества);

· целесообразность (означает, что необходимо учитывать кон­кретные сложившиеся условия, специфику ситуации в момент вынесения решения);

· обоснованность (означает, что в ходе принятия правопри­менительного решения необходимо в полной мере выявлять, тщательно изучать и использовать все относящиеся к делу ма­териалы, достоверные и не подлежащие сомнению факты).

83. Основные стадии применения права

Правоприменение - сложная последовательная деятель­ность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадий. Данная деятельность регламентируется соответствующими про­цедурными нормами (уголовно-процессуальными, гражданско-процессуальными, административно-процессуальными и ины­ми), которые устанавливают определенный порядок правопри­менения и обеспечивают его логическую завершенность.

Первая ста­дия- установление фактических обстоятельств юридического дела. При совершении преступления - это лицо, совершившее пре­ступление, время, место, способ совершения преступления, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполне­ния, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоя­тельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому пра­воприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами — материальными и немате­риальными следами прошлого, зафиксированными в докумен­тах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоко­лах осмотра места происшествия и т. д.).

Вторая ста­дия- выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пре­делы действия во времени, в пространстве и подругу лиц, уяс­няет смысл и содержание юридических предписаний, квали­фицирует деяние. Этот выбор происходит путем сравнения фактичес­ких обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Вы­ясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Анализ, толкование избранной нормы права предполагают обращение к официальному тексту соответствующего норматив­ного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изме­нениями его первоначальной редакции, а также с официальны­ми разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Третьяста­дия- принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствует­ся требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.Вынесение решения по делу нужно рассматривать в 2х аспектах.

1) это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юри­дической квалификации и в определении для сторон или ви­новного юридических последствий - прав и обязанностей сто­рон, меры ответственности виновного.

2) решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат ум­ственной деятельности по решению юридического дела. Офи­циально фиксируются юридические последствия для конкрет­ных лиц.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.

Возможность принудительного исполнения актов примене­ния права обусловливают их особенности и предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.

Акты применения права - это правовые акты компетент­ного органа или должностного лица, изданные на основании уста­новленных фактов и норм права, определяющие права, обязаннос­ти или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Требования к актам применения права

1) Требование обоснованности:

а) должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) все недоказанные и сомнительные факты должны быть отвергнуты. Обоснованность требует, чтобы обстоятельства дела были подтверждены проверенными, достоверными доказательствами.

2) Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

а) соблюдение органом или должностным лицом, рассматрива­ющим дело, условий подведомственности, подсудности и т. д.;

б) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирую­щих сбор доказательств, процедуру рассмотрения дела и т. д.;

в) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

г) вынесение решения по делу в строгом соответствии с пред­писаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3) Требование целесообразности. Предписания диспо­зиции (санкции), как правило, допускают известную свободу пра­воприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется в зависимости от особенностей дела и применяемой нормы и выражается в соблюдении принципов справедливости, учета ма­териального положения сторон, индивидуализации ответственно­сти и др. Нецелесообразность решения о мере ответственнос­ти может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании.

Наши рекомендации