Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных актов в пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут действовать трояким образом:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Поэтому акты федеральных органов власти распрост­раняются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ - на территории соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов - на территорию соответствую­щих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, отно­сятся:

a суша, в том числе недра и континентальный шельф,

a территориальные воды (12 морских миль),

a воздушное простран­ство.

a морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства.

a военные суда приравниваются к территории государства без исключений,

a гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые НПА РФ распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по возрасту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

Принцип экстерриториальности – это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Какие бы то ни было посягательства на здания посольств приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

Систематизация нормативных актов и ее основные виды.

Сис­тематизация законодательства- это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систе­му действующих законодательных актов с целью их доступнос­ти, лучшей обозримости и эффективного применения.

В осно­ве этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Цели систематизации

a создание стройной систе­мы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение уста­ревших и неэффективных норм права,

a разрешение юридичес­ких коллизий,

a ликвидация пробелов

a обновление законода­тельства.

СистематизацияНПА позволяет:

- быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену;

- выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;

- совершенствовать действующую систему законодательства.

Юридической науке известны 3 основных вида системати­зации:

1) Инкорпорация- вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае тек­стуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по тематическому принципу (т. е. по предмету регули­рования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу). Инкорпорация под­разделяется на:

а) Официальную - «Собрание законодательства РФ». СЗ РФ состоит из разделов

i) в первом разделе публикуются ФКЗ и ФЗ;

ii) во втором - акты палат Федерального Собрания - подразделяется на 2 части:

(1) Постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции РФ;

(2) иные акты палат Фе­дерального Собрания

iii) в тре­тьем - указы и распоряжения Президента РФ;

(1) норма­тивные акты

(2) акты ненормативногохарактера

iv) в четвертом - постановления и распоряжения Правитель­ства РФ;

(1) норма­тивные акты

(2) акты ненормативного характера

v) в пятом - решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

б) Неофициальную - относятся, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издава­емые в учебных целях, в целях просвещения населения и т. д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материа­лы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

2) Кодификация- вид систематизации, который предпола­гает переработку норм права по содержанию и его систематизи­рованное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). На смену ранее действовавшему боль­шому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодифи­кация законодательства может быть

а) всеобщей (когда переработ­ке подвергается все законодательство государства),

б) отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законо­дательства)

в) специальной (охватывающей нормы определен­ного правового института).

3) Консолидация - это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Для консолидации характерны следующие черты:

а) правотворческий прием (т.к. отношения к правотворчеству не имеет);

б) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

в) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

г) занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Юридическая техника

Юридическая техника– это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффектив­ности.

Объект юридической техники- текст норма­тивного документа, в отношении которого применяются интел­лектуальные усилия законодателя. Именно законодатель и исполь­зует различные правила и приемы подготовки нормативных актов.

Требо­вания, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в норма­тивном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; не­допустимость использования в тексте документа неясных, мно­гозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний («присовокуп­лять», «довольствие», «деяние» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокра­щение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Юридическая техника подразделяется на следующие виды:

- законодательную (правотворческую);

- правореализационную;

- правоприменительную.

Наши рекомендации