Власть, управление и социальное регулирование в догосударственном обществе.

Т.к. об-во возникло раньше гос-ва, то нужно дать хар-ку соц вл-ти в доггсудар-ом об-ве.

Особ-ть соц вл-ти и норм в том, что они входили в саму жизнедеят-ть людей, выражая и обеспечивая соц-эк единство рода. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необ-ть в совместном проживании, общественной собст-ти.

Признаки соц вл-ти:

1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах непосредственной демократии, самоуправления (S и От власти совпадали);

3) органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники.

Признаки норм в догосударственном обществе:

1) отн-ия рег-сь обычаями;

2) сущ-ли в поведении и сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

3) обеспеч-сь силой привычки, мерами убеждения (внушение) и принуждения (изгнание из рода);

4) ведущий способ регул-ия – запрет (табу), отсутствие собственно прав и об-тей;

5) выражали инт-сы всех членов рода и племени.

Примитивный способ про-ва, полная зависимость чел-ка от природы → коллективный труд и образ жизни → появление более устойчивых объединений людей – род – это группа лиц, к-ые находятся в действительном или предполагаемом родстве друг с другом. Все члены рода связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом. Сначала матриархат, затем патриархат. Первобытная демократия – на началах самоупр-ия. Высший орган власти – родовое собрание всех взрослых членов рода. Старейшину рода избирало общее собрание. Во главе племени – совет старейшин.

В кач-ве норм, рег-щих отн-ия людей, выступали обычаи – правила поведения, сложившиеся в силу длительного соблюдения, ставшие традицией. С помощью обычаев регулировались про-во и обмен, семейные отношения, закреплялись рав-во, общая соб-сть на землю. Важное значение – табу (запреты). Правила поведения носили хар-р мононорм – выступали и как обычаи, и как нормы.

Процесс разложения рода и возн-я гос-ва, отличие его от родоплеменной орг-ции власти.

Осн. форма соц-ой орг-ции - род. Разделение труда обусловлено половозрастным хар-ром. Экзогамные отношения между родами предполагали сущ-ние нескольких кровнородственных родов – фратрии (братства). Появились более крупные объединения родов – племена и их объединения.

Общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием, скотоводством - первое крупное общ-ное разделение труда. Переход от присваивающе-потребительской экономики к экономике производящей.

Специализация общ-но необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда. Ремесло выросло в сам-ную отрасль прова, составив содержание второго крупного общ-ое разделения труда.

Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена рез-тами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общ-но полезной д-ти - третье крупное разделение труда.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля).

Повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры самолично назначали преемников. Публичная власть все больше отдалялась от общества. Расслоение на бедных и богатых. В рез-те всего появилось гос-во.

Отличия.

1. гос-во – тер-ная общность своих граждан или подданных (община – кровная). Признаком гос-ва является не терр-я сама по себе, а деление населения по месту проживания.

2. Гос-во – это особая орг-ция публичной власти, кот. уже не совпадает с волей всего населения, носит пол. хар-р.

– если общ-ая власть первобытного строя выражала интересы всего об-ва и в ее формировании принимало уч-ие все взрослое население, то пол-кая власть - корпоративные интересы опред. соц. группы;

– реал-ция пол-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос-ых служащих, кот. отделены от об-ва и управленческие ф-ции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений пол-ой власти обеспеч-ся специально созданным карательным аппаратом (насилия) (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

- система налогов содержит гос-во.

Наши рекомендации