ТГП как наука, ее предмет и функции.

ТГП как наука, ее предмет и функции.

- общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и гос-ва вообще, о типах гос-ва, в частности об их классово-политической сущности, содержании, формах, функциях.

Предмет науки- круг вопросов и проблем, изучаемых наукой, та область объективной действительности, на которую направлено научное познание.

Предмет ТГП- изучение наиболее общих и специфических закономерностей возникновения, развития и ф-ционирования гос-но-правовых явлений общ-ной жизни, назначение гос-ва и права.

Круг проблем, изучаемых ТГП:

1. Гос-во: происхождение; сущность; соц. назначение; формы; типы; механизм (аппарат); правовое государство.

2. Право: происхождение; сущность; соц. назначение; формы (источники); типы; правовые нормы; юрид.факты; толкование; система права и система зак-ва; механизм правового регулирования общ-ых отношений; юридическая отв-сть; законность; правосознание и правовая культура; правопорядок; правонарушения; правоотношения;

Особенности предмета ТГП:

1) наиболее близко связан с философией, т.к. изучает наиболее общие закономерности развития глобальных институтов;

2) в отличие от отраслевых юр. наук изучает гос-во и право в целом;

3) содержание предмета составляет лишь основные черты государства и права;

4) государство и право рассматривается в единстве.

Функции ТГП:

- познавательная (гносеологическая) - познание и объяснение сущности содержания и форм гос-ва и права, а также иных организационно связанных с ними явлений и процессов;

- эвристическая (исследовательская) - заключается в поис­ке новых путей, способов, методов изучения юр.на­уки, разработка новых постулатов, положений теории гос-ва и права.

- прогностическая (социальная) - знания, полученные ТГП, используются для предсказаний и прогнозов развития госу­дарственно-правовых процессов и явлений;

- методологическая - система методов, познаний, разра­батываемых ТГП, творчески используется отраслевыми юри­дическими науками;

- идеологическая - с одной стороны происходит отказ от разграничений и догм марксистско-ленинского этапа развития юр.науки, а с другой - утверждается совокупность общедемократических и гуманистических идеалов.

ТГП в системе юридических наук.

Все юр. науки объединяются общим понятием - правоведение. Их можно разделить на 4 группы:

1) теоретико-исторические науки: ТГП; история государства и права ЗС; исто­рия отечественного государства и права; история политических и правовых учений.

2) отраслевые юридические науки - регулируют сферу общественных отношений:

а) материальные: конституционные; гражданские; уголовные; муниципальные; семейные и т.д.

б) процессуальные: гражданский процесс; уголовный процесс; арбитражный процесс;

3) специальные юридические науки (прикладные): криминалистика; судебная медицина, психиатрия, психология, бухгалтерия и т.д.

4) международное право: международное публичное право; международное частное право.

Для рассмотрения соотношения названных групп юридических наук с ТГП необходимо использовать следующую методологическую схему:

1) выявить, в чем их сходство;

2) выявить признаки, определяющие различия этих наук;

3) установить, каким образом взаимодействуют рассматриваемые науки.

Соотношение ТГП и истории государства и права (ИГП):

1 этап:1) обе науки рассматривают государство и право в целом; 2) обе науки изучают все ранее существовавшие исторические типы государства и права; 3) обе науки изучают социально-экономические и другие причины возникновения государства и права;

2 этап:1) ИГП исследует процесс развития государственных и правовых институтов конкретных стран в хронологическом порядке; 2) ТГП изучает данный исторический процесс в обобщенном виде, выявляя общие закономерности развития государства и права;

3 этап:1) исторический материал является эмпирическим методом выявления теоретических закономерностей; 2) история зачастую опирается на выводы теории.

ТГП – наука методологическая, юридическая (изучает право), политическая (объект - гос-во как политический институт), интегративная (обобщает, объединяет юр.знания).

Отличия.

1. гос-во – тер-ная общность своих граждан или подданных (община – кровная). Признаком гос-ва является не терр-я сама по себе, а деление населения по месту проживания.

2. Гос-во – это особая орг-ция публичной власти, кот. уже не совпадает с волей всего населения, носит пол. хар-р.

– если общ-ая власть первобытного строя выражала интересы всего об-ва и в ее формировании принимало уч-ие все взрослое население, то пол-кая власть - корпоративные интересы опред. соц. группы;

– реал-ция пол-ой власти осущ-ся особым аппаратом гос-ых служащих, кот. отделены от об-ва и управленческие ф-ции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений пол-ой власти обеспеч-ся специально созданным карательным аппаратом (насилия) (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

- система налогов содержит гос-во.

Сущность государства.

- смысл, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным явл-ся власть. Вопрос о сущности – это вопрос о власти: кому принадлежит, кто осущ-ет, в чьих интересах.

2 аспекта:

1) с общефил-ких позиций — это явление, отличающееся от других присущими ему качествами. В данном случае могут быть выявлены отличия гос-ва как орг-ции.

2) с позиций соц. сущности, доминирования той или иной определенной соц. группы, чьи интересы прежде всего вы­ражает гос-во. В этом случае может быть осуществлена типология различных государств по соц. признакам (например, феодальное, капиталистическое и т.д.).

В настоящее время используются следующие подходы к анализу сущности гос-ва:

1. теологический подход рассматривает гос-во как богоустановленное явление;

2. с точки зрения арифметического (классического) подхода, кото­рый особенно широко используется в работах специалистов по ме­ждународному публичному праву, гос-во — это совокупность трех элементов: власти, территории и населения;

3. сторонники юрид. подхода к понятию гос-ва, гос­подствовавшего в юр. науке до Первой мировой войны, анализировали гос-во с позиции совокупности правоотношений, нормативного единства;

4. соц. подход, господствующий. Ученые либерального направления (в нем много течений) в общем рассматривают гос. как юр. персонификацию нации.

5. Классовый, в рамках к-го гос-во можно определить как орг-цию пол. власти эк.господ-ствующего класса. Гос-во - ср-во обеспечения интересов этого класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов этого класса может привести к сопротивлению других классов. Отсюда проблема в необходимости «снятия» сопротивления с помощью диктатуры, насилия.

6. Общесоц-ный, в рамках к-рого гос-во можно определить как орг-цию пол. власти, создающую ус-ловия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. Здесь гос-во используется как ср-во для обеспечения главным образом общ.интере-сов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Также можно выделить и рел., нац-ный, расовый и иные подходы к сущности гос-ва.

Методы осущ-я госвласти.

1) Убеждение — это метод активного воздействия на волю и сознание людей идейно-нравственными средствами для формирования у них взглядов, основанных на глубоком понимании сущности госвласти.

2)Принуждение — это психологическое, мате­риальное или физическое (насильственное) воздействие, вид и мера к-го строго опр-ны правовыми нормами и к-ое применяется в процесс-ых формах, полномоч­ных органов и д/л гос-ва на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах об-ва и гос-ва.

Формы демократии.

1) Прямая (непосредственная) демократия-форма осуществления народовластия путем прямого участия граждан в решении важнейших государственных и местных вопросов (референдумы, сходы и т.п.). Прямая демократия существовала в античные времена в Афи­нах, Древнем Риме, средневековом Новгороде и ряде других горо­дов-республик. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования. Разновидностью является:

2) Плебисцитарная демократия- возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой..

3) Представительная демократия- народ избирает своих пред­ставителей, и они от его имени управляют государством или ка­ким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и наиболее эффективной формой наро­довластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Имеет три разновидности:

а) демократия периода формирования государственности (ех: вече Новгорода, афинская демократия) – здесь сохранение родовых традиций общества;

б) демократия как внешний, прикрывающий другой режим общества, инструмент (ех: советская демократия прикрывала тоталитарный режим);

в) реальная демократия, формируется в современный гос-х, это реальное народовластие, государство выражает волю народа.

Виды

1) «Правый» тоталитаризм - идея национального или расово-этнического превосходства одного народа над другим, сохраняется рыночная экономика, институт собственности, опирается на механизмы экономического саморегулирования. Представлена 2 формами:

а) итальянский фашизм. Основная идея возрождение былого могущества Римской империи. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической основе, ликвидацию массовой преступности. В Италии границы фашистского тоталитаризма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.

б) германский национал-социализм. Основная идея господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (и прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Поддержку германский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем «наименьшее зло», по сравнению с революционным движением масс и коммунистической идеологией. В отличие от марксизма-ленинизма, национал-социализм отстаивал идею классового мира и «народного сообщества» на основе единых национальных традиций. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Для борьбы с ними и выживания нации допускалось использование террора и репрессий. Любая слабость воспринималась как угроза немецкой нации.

2) «Левый» тоталитаризм - опирается на распределительную плановую экономику, уничтожает рынок, если тот существует (СССР, Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам, Куба). Основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей

а) возможность построения коммунистическо­го общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов;

б) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики;

в) ведущую роль пролетариа­та в современной истории;

г) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому об­ществу;

д) возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой «левого» тоталитаризма выступали низшие классы и прежде всего пролетариат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классы являются менее прогрессивными, поэтому политика направлялась на искоренение иных классов. На практике это означало ликвидацию класса собственников и крестьянства. Построение «светлого будущего» предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Тоталитаризм в той или иной форме испытала на себе примерно треть населения земного шара. В отдельных странах (например, в Север­ной Корее) он существует и сегодня. История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации и т.д. Некоторые авторы рассматри­вают тоталитаризм как одну из политических форм модернизации слабо­развитых стран. Живучесть тоталитарной системы объясняется также наличием огромного аппарата социального контроля и принуждения, жес­токим подавлением всякой оппозиции.

Опыт РФ: тоталитарный режим утвердился в конце 1920-х гг. и существовал до начала 1950-х. После этого он оставался авторитарной диктатурой КПСС с сильными пережитками тоталитаризма, заключавшимися в насаждении единственной идеологии – «марксизма-ленинизма».

Внешние функции

1) функция торгово-экономических, партнерских связей с мировым сообществом. Реализация ее требует, чтобы меры по либерализации экспорта сопровождались установлением строгого государственного контроля над вывозом из страны стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов и валютного контроля.

2) Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий. Речь идет, в частности, об участии России и иных стран в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, о включении Вооруженных Сил Российской Федерации в миротворческие операции

3) Функция обороны страны. Базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п..

4) Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Растущая взаимосвязанность всех стран мира обусловливает необходимость сотрудничества России со всеми государствами планеты в решении мировых, глобальных проблем - борьбы с международной преступностью, предотвращения экологических катастроф, всеобщей охраны природы и сохранения благоприятного глобального климата.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

27. Механизм (аппарат) РФ: принципы организации и деятельности, структура.

Механизм (аппарат) – это спец-но созданная постоянно действующая иерархическая система органов, учреждений и д/лиц, осущ-х гос-ную власть, задачи и функции гос-ва.

Принципы организации и деятельности:

Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.

Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей (элементов), их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности:

Принципы организации и деятельности:

1) Демократизм. В демократическом государстве все его органы (институты) должны создаваться и формиро­ваться на демократических началах выборности, отчетности, подконтрольности, гласности, открытости и до­ступности народу. Однако в жизни данные принципы зачастую дискредитируются и в массовом сознании формируется негативный образ демократии как слабой, аморфной власти, отстаивающей прежде всего свои корпоративные интересы. Российское общество пока не ощутило демократизма органов государства, их прочной связи с народом. Кроме того, при формировании органов государства широко применяется принцип назначения.

2) Законность. Уважать законы, беспрекословно следовать и подчиняться им, действовать в рамках своей компе­тенции, обеспечивать и гарантировать права и свободы граждан - важнейшая конституционная обязанность ор­ганов государства. Низкая правовая культура, беззако­ние должностных лиц, работников государственных органов разлагающе действуют на механизм государства, на общество.

3) Разделение властей. Умелое использование этого принципа обеспечивает гибкий и постоянный взаимный контроль верхних эшелонов государственной власти, предостерегает против узурпации государственной влас­ти тем или иным органом. Кроме того, данный принцип повышает эффективность работы государственного ме­ханизма.

4) Субординация и координация. Четкая, слаженная и высокоэффективная работа механизма государства не­ возможна без строгой государственной дисциплины, без подчинения по вертикали и деловой координации по горизонтали.

5) Федерализм. Этот принцип оказывает большое влия­ние на механизм Российского государства. Ряд общефе­деральных органов (например. Федеральное Собрание) формируются с участием представителей субъектов Фе­дерации. Наряду с общефедеральными создаются и дей­ствуют государственные органы субъектов Федерации, между которыми складываются отношения координации и субординации.

6) Профессионализм. От человеческого фактора, т. е. пер­сонала государственного аппарата, в решающей степени зависит качество его работы. Без персонала механизм государст­ва представляет собой безжизненную абстракцию. Пер­воосновой профессионализма служит компетентность государственных чиновников. В государственном аппарате профессионализму противостоит дилетантизм. На практике дилетантизм выражает­ся в отсутствии необходимых знаний, в организационной беспомощности, в неспособности предвидеть ре­зультаты своих действий, последствия принимаемых решений.

Механизм (аппарат) Российского государст­ва уже успел «приобрести» тяжелые и разрушительные болезни. Он стремительно разбухает, растет армия чи­новников, среди которых немало дилетантов. Парадокс заключается в том, что уровень государственного управ­ления общественными делами падает, а механизм государства бурно растет, усугуб­ляя сверхнапряженное финансовое положение в стране. Особенно нетерпимы коррупция, подкуп, продажность должностных лиц, чиновников, поразившие определен­ную часть государственных служащих. Взятка сегодня - пропуск к решению очень многих проблем. Коррумпи­рованному гниению государственного аппарата могут противостоять:

a точное правовое определение компетен­ции каждого органа, должностного лица;

a действенный контроль;

a строгая моральная и юридическая ответственность;

a хорошо поставленные аттестация и переаттеста­ция работников государственных органов.

Сущность права

Право – система общеобязательных, формально определенных юр. норм, выражающих общ-ую, классовую волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урег-ние общ-ых отн-й.

Сущность права – это воля гражданского общества, направленная на рег-ние наиб. важных общ-ых отн-ий с целью поддержания порядка и обеспечения стабильности в д-ти различных Sв общественной жизни.

В основе любого общ-го явления, в т.ч. и права, лежит соц. воля – стремление Sв общественной жизни достичь опред-х целей. Опр-ить сущность права – значит понять, волю каких соц. Sв оно выражает и какие цели они реал-ют через право в своей д-ти.

Подходы к сущности права.

1. классовый. Право – система гарантированных государством юр норм, выражающих возведенную в закон гос-ую волю экономически господствующего класса (здесь право исп-ся в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

2. общесоциальный. Право – выражение компромисса между различными соц. слоями общества (право исп-ся в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гр-на, эк-кой свободы, демократии…). В пределах своих прав человек уверен и свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств.

3. дуалистический подходпытается соединить противоположности классового и общесоц. подходов. Соц. воля имеет 2 стороны: классовую и общесоц. Право как выражает волю эк-ки господствующего класса, так и несет в себе элементы воли всех осн-ых соц групп. В рамках этого подхода обосновывается положение о том, что в историческом развитии права изм-ся соотношение между классовой и общесоц. сторонами его сущности. Если на ранних этапах развития общества в нем превалировала частная воля отдельных классов, то по мере создания современного цивилизованного общества сущность права все более меняется в сторону ее общесоц-ной направленности.

Также можно выделить др. подходы: религиозный, нац-ый, расовый, когда опред-ые интересы доминируют в законах, правовых обычаях и нормативных договорах.

37. Право и закон, их соотнош-е, значение этой проблемы д\правопонимания.

Два подхода:

1. Узконормативный подход – право = система юридических норм. право = закон; вне закона права нет и быть не м. НО если под правом понимать т! N права (позитивистская теория), то вывод о тождестве права и закона неизбежен, т.к. вне источников права юр. N не сущ-ют.

2.Широкий – право включает не только нормы, но и правовые отношения + правовое сознание (Явич, Янковский, Кичикьян); П – нормы, ест права, субъективные права. Содерж-е созд-ся общ-ом и лишь придание этому содерж-ию норм-й формы, т. е. «возведение его в закон», осуществляется г-вом

«Право созд-ся общ-ом, а закон — г-вом» Д.Б. ед-во прав-го содерж-ия и правовой формы. Прав-е содерж-е, не возвед-ое в закон, не имеет гарантий реализации => не явл-ся правом в точном смысле этого слова. Закон м.б. неправ-ым, если содержанием его становится произвол гос. власти (тоталитарное г-во).

В наст. t господ-во узконормативного подхода ослаб-ет, но некот-е ученые его придерж-ся.

Гуманистический смысл разграничения: П – критерий кач-ва З, уст-еи того, насколько последний признает права Ч, его интересы и потребности.

Плюрализм в понимании права

1) Термин «право» в юридическом смысле используется в нескольких значениях:

а) Право - социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

б) Право - система юридических норм. Это - право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин "право" в словосочетаниях "российское право", "трудовое право", "изобретательское право", "международное право" и т.д. Термин "право" в подобных случаях не имеет множественного числа.

в) Право - официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д" организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

г) Право - система всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин "правовая система". Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

2) Термин "право" употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных объединений, партий, союзов, права, возникающие на основании обычаев, и т. д.

В каком смысле употребляется термин "право" в каждом случае, следует решать, исходя из контекста.

Правопонимание – это научная категория, отражающая про­цесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явле­нию.

Субъектом правопониманиявсегда выступает конкретный че­ловек, например: гражданин (обыденное понимание); юрист-профессионал (способный применять и толковать правовые нормы); ученый (способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологи­ей исследования). Правопонимание всегда субъективно, ориги­нально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт пра­ва, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимо­действующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых доз­волениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора пред­мета изучения правопонимание может быть полным или не­полным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

a исторические условия функционирования права и рамки куль­туры, в которых жил и работал «исследователь»;

a результат правопонимания всегда зависит от философ­ской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;

a что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источни­ком права (человек, Бог или Космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);

a устойчивость и долгожительство кон­цепций в одних случаях и их динамичность, способность адап­тироваться к развивающимся общественным отношениям - в других.

Основные теории права

1) В зависимости от ис­точника правообразования:

а) Естественно-правовая теория права (Де­мокрит, Сократ, Платон) и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Закон стре­мится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их соб­ственной добродетели.

i) Позитивное значение естественно-правовой теории:

(1) она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

(2) благодаря этой тео­рии стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

(3) концептуально соединяет право и нрав­ственность.

ii) Критическое замечание - не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

б) Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. В. Шершеневич) вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делеги­рует субъективные права и устанавливает юридические обязан­ности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

i) Положительная сторона - возможность уста­новления стабильного правопорядка, детального изучения дог­мы права — структуры правовой нормы, оснований юридичес­кой ответственности, классификации норм и нормативных ак­тов, видов интерпретации.

ii) Негативная сторона - искусственная отграниченность права как системы от фак­тических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследова­ний содержания права, его целей.

2) В зависимости от основы права.

а) Нормативистская теория (Кельзен) основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Юридичес­кая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоя­щей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы.

i) Позитивное значение - такой подход

(1) позволяет создавать и совершенствовать систему закон одатс л ьства;

(2) обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

(3) содействует формированию «нормативного» пред­ставления о праве как формально-логической основе правосоз­нания граждан;

(4) обеспечивает формальную определенность пра­ва, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъек­тов, фиксировать меры и средства государственного принужде­ния;

(5) позволяет абстрагироваться от классово-политичес­ких характеристик права, что особенно важно при правоприме­нении.

ii) Негативная сторона отрицание обусловленности права потребностями обществен­ного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

б) Психологическая теория (Л. И. Петражицкий) - право – конкретная пси­хическая реальность — правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государ­ством; переживание интуитивного, личного права. Интуитив­ное право и выступает регулятором поведения человека и пото­му рассматривается как реальное, действительное право.

i) Положительная сторона - обращает вни­мание на одну из важнейших сторон правовой системы — пси­хологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особеннос­ти индивида.

ii) Негативная сторона - односторон­ний характер, отрыв от объективной реальности, невозмож­ность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

в) Социологическая теория права(Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд). Право как эмпиричес­кое явление, его следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, за­щищенное государством. Нормы закона, правосознание не от­рицаются, но и не признаются правом. Они являются призна­ками права, а само право — это порядок в общественных отно­шениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призва­ны судебные или административные органы.

i) Положительная сторона:

(1) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

(2) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отно­шений;

(3) учение подчеркивает роль права как средства социаль­ного контроля и достижения социального равновесия, возвы­шает роль судебной власти.

ii) Негативная сторона отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права - интереса - с самим правом.

Признаки

1) Социальные нормы - это правила взаимодействия лю­дей в обществе. С точки зрения содер­жания социальные нормы предстают как общие (обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц) правила, устанавливающие характер и границы воз­можного или должного поведения человека в отношении дру­гих людей, и таким образом являются правилами именно соци­ального взаимодействия.

2) Это правила социального взаимодействия, которые свя­заны с волей и сознанием людей. Социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Социальные нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними:

а) Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению (пра­во, корпоративные нормы).

б) Другие складываются в многократ­но повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи).

в) Третьи формируются в результате осмысления основопо­лагающих этических идей, фундаментальных ценностей чело­веческого существования, закрепляясь в общественном созна­нии, в основном, в виде принципов (мораль) и т. д.

3) Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором дан­ного процесса.

а) С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Так, историчес­кое усложнение социальной организации, появление относи­тельно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государство, религия и т. д., приводит к содержатель­ной дифференциации первичных «мононорм», появлению раз­личных по своему социальному содержанию норм, регламенти­рующих поведение людей в той или иной сфере общества, т. е. возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы.

б) С другой стороны, регламентируя поведение людей, опреде­ляя формы их общественно значимого взаимодействия, соци­альные нормы влияют на характер и темпы идущих в обществе процессов, способны затормозить или ускорить их и в этом смысле являются фактором, влияющим на историческое разви­тие общества. Например, рецепция страна­ми Западной Европы римского частного права привела к либе­рализации их государственно-политических режимов.

4) Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкрет­ного общества. Например, разли­чия социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традиц

Наши рекомендации