Конституция пруссии 1850 года
Важным результатом революции 1848-1849 гг. стало принятие Конституции в Пруссии в 1850 г. Национальное собрание Пруссии, избранное в 1848 г. всеобщей подачей голосов, выработало проект конституции, который был в значительной мере копией бельгийской конституции 1831 г. Этот проект устанавливал конституционную парламентарную монархию, двухпалатный парламент - ландтаг, нижняя палата которого избиралась всеобщей подачей голосов без имущественного ценза, ответственное перед ландтагом правительство. Для королевской власти этот проект конституции являлся чрезмерно радикальным.
В деле создания конституции королевская власть считала необходимой соглашение монарха и народных представителей, тогда как в национальном собрании преобладало стремление к выработке конституции без участия королевской власти. Поэтому король распустил это собрание. Одновременно король октроировал, даровал собственной властью конституцию, в основу которой лёг проект национального собрания. Даже октроировав конституцию, королевская власть продолжала считать, что окончательное утверждение нового государственного строя должно быть делом взаимного согласия короля и народных представителей.
Для пересмотра её в 1849 г. созывалось избранное всеобщим голосованием новое национальное собрание. Оно не смогло достичь соглашения с исторической королевской властью по вопросу о содержании конституции. В результате король распустил и это национальное собрание. Одновременно он издал новый избирательный закон, вводивший куриáльную трёхклассную избирательную систему. Закон ставил своей целью обеспечить преимущество на выборах в ландтаг - парламент зажиточным, образованным слоям населения, настроенным на сотрудничество с исторической королевской властью. Избранное по новому закону третье национальное собрание достигло соглашения с королевской властью по содержанию конституции, согласившись на все изменения конституции 1848 г. В 1850 г. король октроировал Конституцию, которая просуществовала в Пруссии до 1918 г.
Таким образом, прусская конституция 1850 г. появилась в результате соглашения между исторической королевской властью и народными представителями. При этом преобладающую роль играла королевская власть. В то же время в октроированную королем конституцию вошло многое важное из того, что сформулировало национальное собрание 1848 г.
Конституция провозглашала права прусских подданных: равенство всех перед законом, уничтожение всех сословных привилегий, неприкосновенность личности, суд присяжных, свободу науки и её преподавания, всеобщее бесплатное обучение в начальных школах, ограниченную свободу печати, обществ и союзов с запрещением впредь вводить цензуру. На практике впоследствии не все провозглашённые права соблюдались.
Конституция сохраняла за королевской властью первенствующее и решающее значение в государстве. Она устанавливала конституционную дуалистическую монархию. Король являлся главой исполнительной власти. Правительство, возглавляемое министром-президентом, подчинялось одному королю, имевшему право назначения и увольнения министров и министра-президента. Палаты имели право только возбудить обвинение против министров в нарушении конституции, измене или подкупе, а дела по таким обвинениям рассматривал Верховный суд.
Король являлся верховным главнокомандующим вооружёнными силами, имел право объявлять войну, заключать мир и международные договоры. Каждый король при вступлении на престол обязывался давать «клятвенное обещание твердо и ненарушимо соблюдать конституцию королевства и управлять в согласии с нею и с законами». Армия вместе с тем не присягала соблюдать конституцию, а присягала на верность королю, который назначал офицеров и пользовался в армии огромным престижем.
Законодательная власть осуществлялась совместно королём и обеими палатами ландтага. Для принятия всякого закона требовалось согласие обеих палат и короля. Король обладал правом законодательной инициативы (законопроект мог также исходить от каждой из палат), правом абсолютного вето. Он мог досрочно распустить нижнюю палату депутатов и имел право в период между заседаниями палат в чрезвычайных случаях, не терпящих отлагательства, «если это настоятельно требует сохранение общественной безопасности или устранение чрезвычайного бедствия», издать распоряжения, имеющие силу закона. Эти временные законы подлежали утверждению на ближайшей сессии - заседании ландтага, и если хотя бы одна из палат не соглашалась с ними, они теряли силу.
Финансовые права ландтага включали право устанавливать налоги и принимать бюджет. Данные полномочия осуществлялись путем принятия закона, то есть с согласия палат ландтага. Государственный бюджет как годовая роспись доходов и расходов государства является необходимым условием существования общества. Отказ парламента в утверждении бюджета является мерой радикальной и может привести к серьезному конституционному конфликту правительства с парламентом, как это было, например, в Пруссии в 1862-1866 г. Когда прусская нижняя палата - ландтаг отвергла увеличение военных расходов и не утвердила бюджет, правительство Бисмарка четыре года собирало и расходовало налоги без утверждения их ландтагом. Это было явным нарушением конституции, которая не устанавливала легального пути разрешения бюджетного конфликта.
Король и правительство считали, что объединение Германии под главенством Пруссии возможно военным и дипломатическим путем - по Бисмарку, «Единство Германии осуществляется не речами и не решениями парламентского большинства, а железом и кровью», а для этого необходимо было увеличение военных расходов. Большинство депутатов ландтага выступили против увеличения военных расходов, считая, что Пруссия должна стать парламентарной монархией и это откроет Пруссии путь к мирному объединению Германии. Ландтаг настаивал не только на своем праве окончательно принимать бюджет, но и потребовал от короля отставки правительства Бисмарка, которое не пользуется его доверием. Король и Бисмарк энергично выступали против превращения Пруссии в парламентарную монархию.
Бисмарк заявил прусскому парламенту, что задачи внешней политики иногда требуют временного пожертвования какими бы то ни было внутренними интересами, потому что внутренние интересы могут быть решены всегда, когда этого захочет страна, а во внешней политике есть независящие от нас моменты. Пропустить такой момент - это значит иногда навеки погубить задачи своей страны, или даже ее саму. Пруссия не перешла к парламентарной монархии до сих пор только потому, что страна не сознавала этой потребности и не требовала. В 1866 г. после разгрома австрийской армии и основания Северо - германского союза последовало примирение между Бисмарком и ландтагом. Ландтаг утвердил все расходы, произведенные до этого времени правительством. Тем самым конфликт 1862 - 1864 гг. закончился победой правительства.
Ландтаг состоял из двух палат - палаты господ и палаты депутатов. Состав верхней палаты господ определялся не конституцией, а королевским законом 1854 г. Члены этой палаты назначались королем частью пожизненно, частью наследственно. Нижняя палата депутатов избиралась гражданами по сложной системе выборов, которая также устанавливалась не конституцией, а королевским избирательным законом 1849 г.
Избирательное право являлось всеобщим, но неравным. Оно осуществлялось по куриальной трёхразрядной системе. Избирателями являлись мужчины, достигшие 25 лет без имущественного ценза. Они делились на три курии - разряда по размеру уплачиваемых налогов. Причём каждый разряд уплачивал одну треть общей суммы налогов. К первому разряду относились самые богатые налогоплательщики (4% избирателей), ко второму разряду - налогоплательщики среднего достатка (16% избирателей), к третьему разряду - мелкие налогоплательщики (80% избирателей). Выборы являлись двухстепенными. Каждый разряд избирал одинаковое количество выборщиков - одну треть, которые и избирали депутатов.