Падение Второй империи и утверждение Третьей республики
Вторая империя просуществовала 18 лет. Поражение Франции в войне с Пруссией привело в сентябре 1870 г. к падению Второй империи и провозглашению Третьей республики. После получения известия о разгроме французской армии и пленении императора, Законодательный корпус под давлением ворвавшейся в здание толпы парижан объявил о низложении Наполеона III, об упразднении империи. Республиканцы сформировали Временное правительство, предназначенное организовать оборону от неприятеля и подготовить выборы в Учредительное собрание.
В феврале 1871 г. всеобщим голосованием было избрано Национальное собрание, в котором большинство составляли монархисты. Национальное собрание сформировало правительство и предоставило его главе титул президента республики, установив семилетний срок его полномочий. Таким образом, в одном лице совмещались посты президента - главы государства и главы правительства.
Национальное собрание выработало конституционные законы только в 1875 г. Монархическое большинство национального собрания не желало установления республики, а хотело восстановить конституционную монархию. Однако монархисты в собрании дробились на три партии и не могли договориться о кандидатуре единого монарха. Когда, наконец, договорились, то не последовало согласия самого единого претендента на предложенные ему условия. После этой неудачи монархисты пошли на компромисс с умеренными республиканцами.
Только в 1875 г. после упорной борьбы национальное собрание приняло республиканскую форму государства большинством в один голос. Важнейший вопрос о форме правления был решён ничтожным большинством, образовавшемся благодаря одному голосу. В 1875 г. национальное собрание приняло несколько законов об организации государственных властей. Эти законы и составили Конституцию Третьей республики. Она отличалась краткостью и не содержала декларации прав человека и гражданина. Вместе с тем принципы, провозглашённые декларацией прав человека и гражданина 1789 г. вошли в состав конституционного права Третьей республики в виде обычного права. Регламентация прав граждан осуществлялась обыкновенными законами. Например, законом о свободе печати 1881 г., законом о свободе союзов 1901 г.
Конституция учреждала сильную исполнительную власть главы государства - президента. Он избирался на продолжительный срок - на семь лет и мог быть переизбран без всяких ограничений. Президент назначал министров и мог сохранять их у власти вопреки желаниям избираемой гражданами палаты депутатов. Он мог распустить палату депутатов с согласия второй палаты - сената, которая не избиралась народом. Однако министры должны были пользоваться доверием палаты депутатов.
Практика политической жизни привела к установлению во Франции парламентарной республики. Палата депутатов, избранная всеобщим голосованием, получила перевес над всеми другими органами власти. В 1876 г. Национальное собрание разошлось. В палате депутатов, избранной согласно конституции, большинство состояло из республиканцев. Президент, будучи монархистом по своим убеждениям, назначил в 1877 г. министров правительства из собственных сторонников без учёта республиканского большинства в палате. Палата отказалась сотрудничать с президентским правительством и высказалась против новых министров. Президент тогда с согласия сената распустил палату, назначив новые выборы. Во вновь избранной палате республиканцы сохранили большинство. Президент не решился нарушить конституцию и назначил республиканских министров, угодных большинству палаты. Право формирования правительства тем самым перешло к палате депутатов, которая могла в любое время отправить правительство в отставку путём выражения ему недоверия. Через год президент - монархист ушёл в отставку. На его место палата депутатов и сенат избрали президента -республиканца. С этого момента с 1879 г. во Франции окончательно утвердилась парламентарная республика. Исполнительная власть перешла от президента к правительству.
В 1884 г. парламент внёс изменения в конституционные законы 1875 г. Согласно этим изменениям несколько изменялся порядок формирования сената и запрещалось делать республиканскую форму правления вопросом пересмотра, то есть французская республика не могла легальным способом обратиться в монархию.
Конституция 1875 года
Законодательная власть принадлежала двухпалатному парламенту, состоящему из палаты депутатов и сената, которые избирались различными способами и на различные сроки. Палата депутатов избиралась на четыре года всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием мужчин, достигших 21 года. Сенат формировался по сложной системе. Четверть сенаторов была избрана пожизненно из числа депутатов Национального собрания 1871-1876 гг., а позднее пополнялась бы самим сенатом. Остальные три четверти избирались на девять лет коллегиями выборщиков от департаментов. В 1884 г. институт пожизненных сенаторов упразднялся. С тех пор все сенаторы стали избираться непрямыми, многоступенчатыми выборами на девять лет. В коллегиях выборщиков преобладали представители сельских местностей. Это обеспечивало более консервативный состав сената, по сравнению с палатой депутатов. Для сенаторов устанавливался более высокий возрастной ценз - 40 лет, а для депутатов ценз составлял 25 лет.
Обе палаты заседали отдельно и наделялись равными правами. Они обладали правом законодательной инициативы, принимали законы, бюджет, объявляли войну, утверждали международные договоры, контролировали деятельность правительства, объявляли осадное (чрезвычайное) положение.
Главой государства считался президент республики. Он избирался на семь лет на совместном заседании палаты депутатов и сената, то есть законодательной властью. Конституция 1875 г. тем самым отказалась от всенародных выборов президента, которые предусматривались конституцией 1848 г. Это вызывалось страхом перед президентом, избираемым народом. Горький опыт Второй республики показал, что в централизованной Франции первый президент Второй республики, избранный народом, будучи гораздо более авторитетным, чем национальное собрание, совершил успешный государственный переворот, упразднил республику и установил при народной поддержке единоличную власть. Однако выборы президента законодательной властью привели к зависимости президента от парламента. Президент есть доверенное лицо палат, политических партий, представленных в них. Президентом может быть избрано только то лицо, которое заслужило доверие партийных лидеров парламента.
На пост президента по молчаливому соглашению партий палаты стали избирать малозначительных, неизвестных, посредственных лиц, которыми легко манипулировать. Путь к президентству закрывался для людей, так или иначе выдающихся и популярных в народе. Выдающиеся, сильные, энергичные, независимые люди не должны выдвигаться как опасные (!) для демократии лица. Конституция допускала повторное неограниченное переизбрание президента. Это, однако, имело место лишь два раза, и то эти президенты уходили со своего поста досрочно.
Конституция не предусматривала досрочного смещения президента, кроме исключительного и невероятного случая государственной измены. Однако на практике сложился обычай, согласно которому палата депутатов вынуждает президента выходить в отставку, отказываясь иметь дело со всеми назначаемыми им министрами. Президент республики, потеряв поддержку палаты депутатов и сената, не мог обращаться к народу за поддержкой, так как народ его не выбирал и не знал.
Президент имел право законодательной инициативы через правительство, обнародовал законы, но не утверждал их, обладал правом отлагательного (задерживающего) вето сроком на один месяц. Он мог требовать вторичного голосования закона, палаты могли принять закон вновь простым большинством. Вето совершенно не применялось президентами. Он имел право с согласия сената распустить палату депутатов. Это было сделано президентом всего один раз - в 1877 г., но привело к нежелательным результатам. Палата депутатов фактически стала нераспускаема. Президент не имел доступа в палаты. Он осуществлял контакты с ними через особые письменные послания, которые зачитывались уполномоченным на то министром.
Президент представлял республику во внешних связях. Он мог объявлять войну только с согласия палат. международные договоры, заключаемые президентом, подлежали утверждению обеими палатами. Президент располагал вооружёнными силами, но не командовал ими. Президенту принадлежало право назначения на гражданские и военные должности, включая министерские. Однако министры несли ответственность перед палатами и обязывались уходить в отставку в случае выражения недоверия как палатой депутатов, так и сенатом. Председателем правительства становился лидер партийного большинства в палате депутатов. Ни один акт президента не обладал юридической силой без министерской скрепы - подписи, так как ответственность за акт ложилась на министра. Исполнительную власть осуществлял Совет министров - правительство, которое являлось небольшим по численности коллегиальным органом - не более 15 министров.
Франция являлась централизованным унитарным государством. Полномочным представителем центральной власти в департаменте, осуществлявшим административную власть, являлся префéкт - губернатор. Он назначался президентом по представлению министра внутренних дел. Департаменты делились на округа. В них административную власть осуществляли супрефекты, назначаемые министром внутренних дел и подчинённые префекту. Низшей административно-территориальной единицей являлись городские и сельские коммуны.
Органами местного самоуправления являлись в департаментах - генеральные советы, в округах - окружные советы, в коммунах - муниципальные советы. Эти выборные местные советы ведали вопросами местного значения: строительство школ и дорог, благоустройство, местные налоги. Все эти органы избирались всеобщей подачей голосов, первые на шесть лет, остальные - на четыре года. Муниципальные советы получили право избирать мэров. В больших городах они назначались правительством. Мэр подчинялся префекту и мог быть временно отстранён от должности тем же префектом, а министром внутренних дел мог быть смещён со своего поста.