Причины неудачи первой республики во Франции в конце XVIII века
Первая французская республика не удержалась, как не удержалась и республика в Англии в середине XVII века. В обоих случаях существовали республики без республиканцев, основанные энергичным меньшинством при исключительных обстоятельствах. Народные массы, воспитанные монархически, были равнодушны к форме правления. Крестьяне, добившись ликвидации феодальных повинностей, успокоились и не проявляли интереса к организации власти. Рабочие городов не имели собственной организации и разочаровались в республике, которая не улучшила их жизни. Городская интеллигенция и буржуазия в массе своей также охладели к республике, не способной защитить их как от реставрации свергнутой монархии Бурбонов, так и от восстановления якобинского террора.
С падением якобинцев в 1794 г. французская революция пошла на убыль, наступило всеобщее утомление и разочарование революцией. Любая революция осуществляется с целью создания принципиально более совершенного общества взамен существующего, пороки и злодеяния которого сильно преувеличиваются революционной пропагандой. Эти обещания революции несбыточны, так как любое ценное приобретение сопровождается равнозначной потерей. Революции сопровождаются гибелью лучших людей, разрушением не только отжившего, но и жизнеспособного. После якобинского террора рождается настоятельное стремление «вернуться» в прошлое - абсолютизм с правлением привилегированного дворянства и духовенства. Оно теперь, напротив, идеализируется - что, опять-таки немыслимо, после столь кардинальных перемен.
Режим Директории являлся переходным, временным и неустойчивым. В силу слабости власти он не смог справиться с экономическими трудностями: расстройством экономики, финансов, рост цен, с продажностью государственного аппарата, с разгулом бандитизма, при котором разбойники на дорогах Франции безнаказанно грабили и убивали пассажиров карет. Нестабильность власти, всеобщая усталость и разочарование в революции порождали требование сильной власти и порядка. В этих условиях 18 брюмéра - 9 ноября 1799 г. победоносный генерал Наполеон Бонапарт, опираясь на армию, совершил успешный государственный переворот. Этот переворот упразднил Директорию и Конституция 1795 г. Власть оказалась в руках Бонапарта.
Лекция № 5. Государственный строй Франции периода Консульства и Первой империи (1799-1814 гг.)
Конституция 1799 года
Вскоре после переворота специальная комиссия в соответствии с указаниями Бонапарта выработала проект Конституции. Она была утверждена народным голосованием. Три миллиона избирателей проголосовали за конституцию и только 1500 против. Конституция не содержала Декларации прав человека и гражданина, как это имело место в трёх предшествующих конституциях. Она провозглашала Францию республикой и удерживала принцип народного суверенитета, согласно которому народ доверяет принадлежащую ему власть своему представителю - первому консулу Наполеону. Проявлением народного суверенитета стало утверждение наполеоновской конституции народным голосованием. Поэтому Наполеон настаивал, что является первым консулом благодаря воле народа и по постановлению народа.
Народу предоставлялось право выдвигать кандидатуры лиц, достойных занимать государственные должности, но назначение доверялось правительству. Поэтому формально восстанавливалось всеобщее избирательное право. Все французы, достигшие 21 года без имущественного ценза (6 миллионов человек), признавались избирателями. Избиратели в округах (6 миллионов) выбирали из своей среды одну десятую часть (600 тысяч) в окружные списки. Из этого списка назначалась администрация и мировые судьи округа. Граждане, внесённые в окружные списки, указывали, из своей среды, одну десятую граждан (60 тысяч), для внесения в департаментские списки. Из этого списка назначалась администрация и судьи департамента. Наконец, граждане, внесённые в департаментские списки, избирали из своей среды одну десятую часть в национальный список (6 тысяч). Из этого списка назначались члены законодательных палат и должностные лица центрального управления. Эта система списков практически не применялась. Фактически высшие и местные государственные органы после переворота 18 брюмера формировались первым консулом и его окружением по собственному усмотрению.
Конституция 1799 г. отказалась от разделения и равенства властей, которые пытались установить конституции 1791 г. и 1795 г. и тем более от подчинения исполнительной власти законодательной по конституции 1793 г. Целью Конституции 1799 г. являлось установление прочного, устойчивого государственного порядка. Поэтому устанавливалось явное преобладание исполнительной власти над законодательной.
Вся полнота исполнительной власти передавалась в руки первого консула Наполеона, при котором второй и третий консулы пользовались только совещательным голосом. Тем самым упразднялась вредная коллегиальность Директории. Первый консул стал единоличным главой государства. Консулы назначались самой Конституцией на 10 лет с неограниченным правом переизбрания. Первый консул назначал и смещал наиболее важных должностных лиц: министров, членов государственного совета, послов, офицеров армии и флота, членов местной администрации, большинство судей, но без права их смещать, так как судьи провозглашались несменяемыми. Он руководил внешней политикой: объявлял войну и заключал международные договоры, но решения первого консула по этим вопросам подлежали утверждению законодательным корпусом. Первый консул заботился о внешней и внутренней безопасности государства, являлся главнокомандующим вооружёнными силами, распоряжался государственными доходами и расходами. Принятие бюджета в целом входило в прерогативу законодательной власти. Он подписывал и обнародовал законы, принятые законодательным корпусом. Его распоряжения приобретали силу закона, будучи опубликованы в форме постановлений.
Законодательная власть разделялась между четырьмя законодательными собраниями, члены которых назначались, а не избирались населением. После переворота 18 брюмера большинство членов этих законодательных собраний назначались первым консулом и его окружением из бывших революционеров, выступающих как против реставрации дореволюционной монархии, так и против якобинцев. Законодательная инициатива принадлежала первому консулу, который поручал составление законопроектов Государственному совету. Он состоял из 30-40 человек, члены которого назначались первым консулом. Обсуждение законопроектов без права принятия по ним решений предоставлялось Трибунáту, который состоял из 100 членов, назначаемых сенатом на пять лет. Затем законодательный корпус, который состоял из 300 лиц, назначаемых сенатом на пять лет, принимал законопроекты целиком, без обсуждения и поправок. Далее охранительный сенат рассматривал новый закон с точки зрения его соответствия или несоответствия конституции. Он мог отменить неконституционные законы и назначал членов законодательного корпуса и трибуната. Сенат состоял из 80 пожизненных членов. Первоначально большинство сенаторов назначили консулы. Затем сенат обязывался самопополняться из кандидатов, предложенных первым консулом. Законопроект подписывал и обнародовал первый консул, который не имел право отлагательного вето.
Законом 1800 г. сохранялось деление Франции на искусственные департаменты. При этом ликвидировалось местное самоуправление и восстанавливалась система бюрократической централизации. Первый консул назначал и смещал в департаментах префéктов, в округах - супрефектов, в общинах - муниципалитетах - мэров. При префектах, супрефектах и мэрах состояли совещательные органы - советы, членов которых назначал первый консул. Префекты занимали место интендáнтов старой монархии.