Лекция № 3. Французская Конституция 1791 года

Учредительное собрание занималось выработкой Конституции более двух лет без всякого участия короля. В сентябре 1791 г. оно закончило разработку Конституции. Король вынужден был под угрозой низложения дать присягу на верность Конституции. Французская Конституция 1791 г. стала первой писаной конституцией в Европе и послужила прототипом всех последующих конституций.

Она основывалась на принципах народного национального суверенитета и разделения властей. Декларация прав человека и гражданина вошла в Конституцию как вводная её часть. Согласно принципу народного суверенитета «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая» верховная власть принадлежит нации как общности равноправных граждан. Французская нация проявляла свою верховную власть через двух своих уполномоченных - представителей - законодательного корпуса - собрания и наследственного короля. Король является постоянным, наследственным представителем нации. Депутаты законодательного собрания являлись его представителями, избираемыми на определённое время.

Между этими двумя представителями нации, то есть законодательным собранием и королём производилось разделение власти законодательной и исполнительной. Законодательная власть предоставлялась законодательному собранию, исполнительная власть - королю, судебная власть - судьям, избираемым на время народом.

Избирательное право по конституции 1791 г.

По Конституции 1791 г. избирались депутаты законодательного собрания, местные департаментские и муниципальные органы власти. Вопреки Декларации прав 1789 г., признававшей общее равенство в правах, конституция 1791 г. разделила граждан на активных и пассивных по имущественному цензу. Активными могли быть французские граждане мужского пола, достигшие 25-летнего возраста, проживающие в определённом месте в течение установленного законом времени - ценз осéдлости, не находящиеся в услужении в качестве прислуги, удовлетворяющие требованиям небольшого имущественного ценза, платившие прямой налог в размере не менее трёхдневной зарплаты. избирательное право получили только активные граждане. Активных граждан насчитывалось около четырёх миллионов приблизительно на 24 миллиона французов. Два миллиона пассивных граждан лишались избирательного права, так как они не имели собственности.

Для своей эпохи конституция 1791 г. устанавливала весьма демократическое избирательное право, особенно по сравнению с цензовыми французскими конституциями 1814 и 1830 гг., когда число избирателей во Франции насчитывалось от 90 тысяч в эпоху реставрации монархии Бурбонов до 200 -240 тысяч в эпоху июльской монархии. В Англии, где парламент существовал уже более 500 лет, избирательным правом обладали до первой избирательной реформы 1832 г. 220 тысяч избирателей при населении 14 миллионов, а после неё - 650 тысяч.

Активные граждане на своих первичных собраниях избирали муниципальных должностных лиц и особых выборщиков, которые обладали более высоким имущественным цензом, чем избиратели. Выборщики в каждом департаменте - области, на которые разделялась Франция, составляли избирательное собрание. Оно избирало департаментскую администрацию и представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан.

Члены законодательного собрания избирались на два года двухстепенными выборами. Активные граждане на своих первичных собраниях избирали выборщиков с бóльшим имущественным цензом, а выборщики избирали депутатов. Депутаты считались представителями не отдельного департамента, а всей нации. Отсюда вытекало, что депутат не ответственен перед избирателями, независим от них, не может быть отозван, то есть лишён полномочий своими избирателями. Депутаты объявлялись неприкосновенными. Для преследования за уголовные преступления депутатов требовалось согласие законодательного собрания. За мысли или действия, касающиеся их депутатской деятельности, они не могли подвергаться преследованию.

Законодательное собрание

Законодательная власть вручалась однопалатному законодательному собранию - корпусу. Собрание собиралось на заседания в силу собственных полномочий, а не по усмотрению короля, который не имел права досрочного роспуска собрания. Законодательное собрание наделялось весьма обширными полномочиями:

1. В области законодательной - собрание предлагает и утверждает законы, то есть обладает правом законодательной инициативы и правом принятия законов.

2. В области финансовой - собрание ежегодно составляет и утверждает бюджет, устанавливает налоги, контролирует расходование государственных средств.

3. В области управления - собрание учреждает и упраздняет государственные должности, определяет ежегодно количество и состав вооружённых сил, порядок их образования, денежного содержания и управления. Объявление войны могло произойти только по решению собрания. Ему предоставлялась ратификация, утверждение международных договоров. Собрание могло возбуждать уголовное преследование перед Верховным судом министров и других должностных лиц за преступления по должности.

Наши рекомендации