Конгресс США: порядок формирования, структура, внутренняя организация, компетенция.

Конгресс в конституционно-правовой доктрине, политической и юридической практике признается органом, олицетворяющим США. Это представительный орган, осуществляющий на федеральном уровне законодательные функции. Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей. Они равноправны, каждая имеет свою компетенцию. Сенат – выражает федеральный характер государства. Сенаторы избираются населением штатов. От каждого штата 2 сенатора. По Конституции в него входит Вице-президент США, являющийся председателем Сената. Сенатором может быть избран гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30 лет возраста и проживающий в пределах своего штата. Сенаторы избираются на 6 лет. Через каждые 2 года обновляется только 1/3 Сената. Палата представителей – избирается населением штатов на 2 года в количестве 435 депутатов по одномандатным округам. Членом Палаты избирается любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25 лет возраста, проживающий в штате и округе, от которого избирается. Возглавляет палату Спикер, избираемый большинством членов палаты. Главную роль в организации работы каждой палаты играют партийные организации и их лидеры, которые фактически руководят своими палатами. Каждая палата образует комитеты и комиссии по всем направлениям государственного управления. Для проведения совместного обсуждения некоторых вопросов палаты часто создают объединенные комитеты. Для преодоления разногласий создаются согласительные комитеты. Компетенция Конгресса: 1.Общая компетенция осуществляется двумя палатами и заключается в принятии законов и резолюций по установленным Конституцией предметам ведения. 2.Специальной компетенцией обладает каждая палата в отдельности. Конгресс вправе принимать законы и резолюции по вопросам: ·финансов и бюджета; ·регулирования экономики; обороны и внешних сношений; ·внутренней жизни; ·импичмента и т.д. Специальная компетенция палат Конгресса: ·Сенат утверждает назначения Президентом судей Верховного суда США, министров, послов. Большинством в 2/3 голосов Сенат одобряет международные договоры, которые затем ратифицирует Президент. ·Палата представителей имеет исключительное право вносить в Конгресс финансовые билли (законопроекты).

54.Президент США: порядок избрания, полномочия, прекращение полномочий.Он является главой государства и высшим должностным лицом страны. Кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению и проживать в США постоянно не менее 14 лет. Избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков. От каждого штата, который составляет один избирательный округ, избирается столько выборщиков, сколько избрано конгрессменов. Три выборщика избираются от федерального округа Колумбия. Всего 538 человек, которые и голосуют за кандидатуру Президента. Избранным считается кандидат, получивший 270 голосов выборщиков. Президент США имеет очень обширные полномочия. В общем виде Конституция устанавливает, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Конгресс может делегировать Президенту чрезвычайные полномочия. Для реализации своих полномочий Президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Количество различных ведомств при Президенте превышает несколько сот. Он назначает высших должностных лиц и непосредственно руководит Кабинетом Президента, состоящим из 14 министров и 3 министров без портфеля, а также является Председателем Совета национальной безопасности, Совета по экономической политике. В отношениях с парламентом Президент и министры политической ответственности перед Конгрессом не несут. Он обращается с ежегодным посланием к Конгрессу о положении в стране, в котором рекомендует принятие определенных законов. Президент созывает Конгресс на чрезвычайной сессии, промульгирует законы, имеет право отлагательного вето, которое Конгресс 2/3 голосов каждой из палат может преодолеть (из 1300 вето преодолено 63). Президент не имеет полномочий распускать Конгресс. Полномочия президента прекращаются в случае: 1) истечения срока полномочий 2)смерти 3) добровольной отставки. 4)отрешения от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие серьёзные преступления.





55.Судебная система США.Характерной особенностью судоустройства в США является отсутствие единой, общенациональной судебной системы; существуют организационно обособленные, параллельные судебные системы в каждом из штатов и федеральная судебная система. Согласно К., судебная власть СШ предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учреждаемым конгрессом. Федеральную судебную систему образуют 4 группы судов - окружные, специальные, апелляционные и специальные апелляционные - во главе с Верховным судом. Окружные суды США - федеральные СОЮ; они по 1 инстанции рассматривают все дела, основанные на федеральном законодательстве. Специальные суды первой инстанции - претензионный суд США (рассматривает денежно-имущественные претензии граждан к правительству), суд США по делам внешней торговли (рассматривает споры, возникшие на основе фз об импортных торговых операциях и таможенных правил), налоговый суд США (разрешает конфликты, возникающие в связи с решениями федеральных налоговых ведомств). К специальным апелляционным судам относятся апелляционный суд США по федеральному округу (рассматривает жалобы на решения претензионного суда, суда по делам внешней торговли и на решения некоторых федеральных административных ведомств) и временный чрезвычайный апелляционный суд; решения этих двух судов обжалуются в Верховный суд. Апелляционные суды представляют собой промежуточную апелляционную инстанцию между федеральными судами 1й инстанции и ВС. Возглавляет федеральную судебную систему Верховный суд США - высший орган в федеральной судебной иерархии, конечная апелляционная инстанция. В США существует автономная система военных судов. Им подсудны чисто воинские преступления, а также все иные уголовные правонарушения, совершенные военнослужащими во время прохождения ими действительной военной службы и исключительно при исполнении служебных обязанностей. Каждый штат в пределах своих границ может учреждать судебные органы, какие сочтет нужным, однако существуют типичные черты судоустройства, общие для всех штатов. Так, в штатах имеются 3 группы судов: ограниченной и специальной юрисдикции, общей юрисдикции, апелляционной юрисдикции. Первые две группы - местные суды первой инстанции, рассматривающие дела по существу. Третья группа объединяет промежуточные апелляционные суды и верховные суды штатов.

56.Федеративное устройство США.Субъектами федерации США являются 50 штатов. Территория США включает также несубъекты федерации – владения: Виргинские острова, острова Гуам, Восточное Самоа, Мидуэй, Уэйк в Тихом океане. Эти территории считаются самоуправляющимися. Они имеют конституции или основные законы, принятые для них Конгрессом США, имеют законодательные органы, выборных губернаторов, но на деле находятся под надзором МВД США. Гуам, Виргинские острова, Восточное Самоа посылают по одному представителю в нижнюю палату Конгресса, но без права решающего голоса. Их жители не участвуют в выборах Конгресса и Президента США. Особый статус имеет федеральный округ Колумбия (где расположен город Вашингтон – столица США). Он избирает 3 выборщиков для участия в выборах Президента. Штаты – это государственные образования. Все они равноправны, не обладают государственным суверенитетом и не имеют права выхода из США. Они принимают свои конституции, которые должны соответствовать КСША. Штаты вправе издавать свои законы, обладают собственным гражданством. Их граждане равноправны на территории всей федерации. Конституция запрещает штатам вступать в какие-либо союзы, договоры или конфедерации, без согласия Конгресса облагать пошлинами импорт и экспорт, заключать соглашения с другим штатом или иностранным государством, содержать в мирное время войска. Штаты могут заключать с другими государствами экономические соглашения по вопросам торговли, охраны окружающей среды, с разрешения государственного департамента США они учреждают свои представительства в других государствах (по экономическим и культурным вопросам). Законодательные собрания штатов двухпалатные, избираются на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Названия этих палат также одинаковы: палата представителей и сенат. Главой исполнительной власти в штате является губернатор, избираемый, как правило, прямыми выборами на 2–4 года. Законы передаются на подпись губернатору, который в 49 штатах (кроме Северной Каролины) обладает правом отлагательного вето (оно преодолевается, как и в федерации). Но, в отличие от Президента, губернатор не назначает всю администрацию штата. Некоторые должностные лица могут избираться непосредственно гражданами (казначей). Но и в этом случае губернатор координирует их деятельность и в какой-то мере руководит ими. В подавляющем большинстве штатов (кроме Орегона) губернаторы и другие гражданские чиновники могут быть подвергнуты импичменту. Конгресс может принимать в союз новые штаты, но не вправе учреждать штаты в рамках существующих. Слияние штатов в один возможно только при согласии Конгресса и законодательных собраний штатов.

57.Местное управление и самоуправление в США.Система местного самоуправления и управления в штатах строится на основе АТД, а последнее входит в компетенцию штатов. Поэтому системы местного самоуправления в разных штатах различны. Большинство штатов делятся на графства. Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы графств и многих должностных лиц – шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея – представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития. Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют 3 системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система «совет – управляющий». Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист – чиновник-менеджер. Графства подразделяются на тауны и тауншипы (иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами – группу примерно однородных поселков). В мелких АТЕ проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (совет из 3–5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания граждан выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля – ответственного за общественный порядок. В АТЕ, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.). МСУ играет большую роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40 % федерального бюджета, хотя в местные бюджеты отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата. Кроме АТЕ, в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с АТД, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц, либо орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профилю округа.

58.Специфика британской Конституции.Британская Конституция – уникальное явление в современном мире, главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной. Конституция Великобритании представляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время. Акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом. Конституция Великобритании является неписаной. Большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но не зафиксированы официально. Конституция Великобритании включает: статуты; акты делегированного законодательства; нормы, установление которых является прерогативой Короны; нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов; судебные прецеденты; обычаи и конституционные конвенционные нормы; акты европейского права и доктрину. Статуты – акты, принимаемые парламентом и санкционированные монархом. По порядку принятия, изменения и отмены все статуты (в узком смысле)одинаковы и обладают равной юридической силой. Акты делегированного законодательства– нормативные инструменты реализации делегированного законодательства, т. е. акты, принимаемые правительством в силу прямых указаний закона и устанавливающие правовые нормы. Парламентские нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов определяют режим организации и функционирования палат, а также статус их членов, составляющие парламентское право. Прецеденты – решения и принципы, сформулированные в конкретных делах. Они имеют большое значение для защиты индивидуальных прав. Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений. Обычаи и конституционные конвенционные нормы (т. е. соглашения) – политическая практика, представляющая собой правило или соглашение между политическими силами, которое в результате этого превращается в норму.

59.Парламент Великобритании: порядок формирования, структура и внутренняя организация, компетенция. Палата общин состоит из 659 парламентариев, избираемых на 5 лет. Они обладают ограниченным иммунитетом и индемнитетом. Кроме работы непосредственно в палате парламентарии обязаны по выходным дням вести прием избирателей в своих округах, принимать их заявления для передачи Парламенту. Работой Палаты общин руководит ее спикер, избираемый на срок полномочий Палаты от партийной фракции, имеющей большинство мандатов. После чего он формально назначается на эту должность монархом. Спикер имеет право назначать председателей постоянных комитетов, передавать им законопроекты, предоставлять и лишать слова парламентариев, налагать дисциплинарные санкции на депутатов, обеспечивать взаимодействие Палаты общин с Палатой лордов и монархом. В Палате общин создаются постоянные и временные комитеты, которые подразделяются на специализированные, неспециализированные и сессионные, в работе которых велика роль партийных фракций, поскольку парламентарии при обсуждении и голосовании связаны строгой партийной дисциплиной. Кворум для заседания Палаты общин составляет всего 40 парламентариев. Палату лордов составляет около 600 членов. Отменено наследственное членство. В состав палаты входят пожизненные пэры. Этот титул присваивается монархом по рекомендации Премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству. Членами палаты являются так называемые духовные лорды, т.е. архиепископы и епископы англиканской церкви, а также «судебные лорды» - это 11 пожизненно назначенных монархом судей Судебного комитета Палаты лордов, являющихся высшей судебной инстанцией по гражданским делам. В состав этого комитета входят также лица, занимавшие в прошлом высшие судебные должности в стране. За счет этого число «судебных лордов» может достигать 20 человек. Спикера палаты лордов, по предложению Премьер-министра формально утверждает монарх сроком на 5 лет. Кворум для проведения заседаний – 3 лорда. Палата лордов создает комитеты по различным вопросам ее компетенции. Среди них наиболее значимые комитет по науке и технологиям и комитет по вопросам ЕС. К функциям палаты относятся законодательные, судебные и контрольные функции. Последние проявляются в практике вопросов министрам Правительства, а также создание специальных комитетов для изучения вопросов, по итогам работы которых информируется Правительство и население. Полномочия: 1)законодательные; 2)контроль за деятельностью правительства; 3)могут создаваться расследовательские комитеты (ревизия административного аппарата).

60.Правительство и кабинет Великобритании: порядок формирования, компетенция, ответственность. Правовой статус монарха Великобритании.Исполнительная власть в Великобритании фактически осуществляется Правительством Его Величества состоящим из 75-80 членов. Характерным для Правительства является то, что оно не собирается на заседания в полном составе и не принимает решений. Премьер-министр из числа членов Правительства формирует Кабинет министров из 18-23 человека для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. В последние годы в политической жизни Великобритании появилось такое понятие, как «Внутренний Кабинет», в состав которого входят несколько министров, пользующихся особым доверием Премьер-министра. «Внутренний Кабинет» принимает решения от имени Кабинета министров. Основные функции Кабинета министров состоят в следующем: 1)окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент; 2)осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти; 3)координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств. Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах. В некоторые года в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев. К функциям Премьер-министра относится: 1)формирование Правительства и руководства его деятельностью; 2)представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация; 3)предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов; 4)представление Правительства в Парламенте во время дебатов и ответов на вопросы парламентариев. В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов. Действующий премьер-министр - Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии.

61 .Судебная система Великобритании.В Соединенном королевстве существуют три автономные судебные системы: 1.Общая для Англии и Уэльса; 2.Отдельная для Шотландии; 3.Отдельная для Северной Ирландии. В Англии и Уэльсе имеются система общих судов и система административных судов. Иерархию общих судов образуют : Низшие суды - магистратские суды и суды графств; Высшие суды - Верховный суд и Палата лордов. Магистратские суды - фактически это мировые судьи - большинство из них - не юристы по профессии, выполняющие свои функции на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела. Суды графств рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести. Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) - рассматриваются высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть - Палата лордов. Особенностью Верховного суда Англии и Уэльса является то, что он состоит из трех судов: Высокого суда; Суда Короны; Апелляционного суда. Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность, Суд Короны - уголовно-правовую, а Апелляционный суд рассматривает жалобы на их решения. В составе Высокого суда имеется три отделения: Отделение королевской скамьи; Канцелярское отделение; Семейное отделение. Отделение королевской скамьи рассматривает сложные гражданские дела, в том числе связанные с морскими перевозками (их решает входящий в состав отделения Суд Адмиралтейства) и торговлей (подсудны Коммерческому суду в составе отделения). Канцлерское отделение решает дела, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также о доверительном управлении и банкротстве. Помимо этого отделения решают дела, не урегулированные правом. Семейное отделение рассматривает сложные семейные споры. Суд Короны имеет уголовно-правовую направленность (в отличие от гражданско-правовой направленности Высокого суда). Суд Короны создан сравнительно недавно (в 1971 г.) взамен судов присяжных. Если ранее уголовные дела рассматривались судами присяжных, разбросанными по всей стране, то теперь суды присяжных "собраны" при одном высшем судебном органе - Суде Короны. Дела рассматриваются судьей- профессионалом и 10 или 12 присяжными. Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения Высокого суда и Суда Короны. Судьи в Англии и Уэльсе назначаются пожизненно до достижения пенсионного возраста (разный в зависимости от уровня суда). Судебная система Северной Ирландиикопирует судебную систему Англии и Уэльса. Шотландия. В иерархию шотландских судов входят: 1)районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей; 2)шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести; 3)сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел; 4)высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны). Острова Пролива и остров Мэн имеют собственные судебные системы. Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лордом-канцлером. Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии. Решения высших судов островов Пролива и острова Мэн могут быть пересмотрены Судебным комитетом Тайного совета при королеве.

Наши рекомендации