Договор перевозки пассажиров

Понятие и виды договора перевозки пассажиров.!

В договоре перевозки пассажиров участвуют два контри агента: пассажир и выступающее в качестве перевозчика транспортное предприятие Основная обязанность, возла--' гаемая на пассажира, заключается в уплате перевозчику вознаграждения (проездной платы). Основная обязан-^ ность перевозчика состоит в том, чтобы обеспечить предусмотренное договором перемещение пассажиров (ст. 374 ГК).

Следовательно, перевозка пассажиров—это договор, е силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется перевезти пассажира из одного места в другое, а вторая сторона, пассажир, обязуется уплатить перевозчику} проездную плату. ]

Приведенное определение показывает, что перевозка ^ пассажиров, так же как и грузовая перевозка, представляет собой договор возмездный, поскольку пассажир уплачивает вознаграждение перевозчику, и взаимный, поскольку каждый контрагент обладает как правами,

так и обязанностями: пассажир имеет право на перевозку, но обязан уплатить вознаграждение, а перевозчик имеет право на вознаграждение, но обязан осуществить перевозку. Однако если перевозка грузов—чаще всего реальная сделка, то перевозка пассажиров во всех случаях консенсуальна Это и понятно Заключение реальных сделок предполагает передачу вещи, тогда как при пассажирской перевозке перемещаются люди, а не вещи. Поэтому иначе как консенсуальньш договором она и не может быть оформлена. Кроме того, грузовая перевозка обычно представляет трехстороннюю связь перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя, между тем как правоотношения по перевозке пассажиров двусубъект-ньг они устанавливаются пассажиром с перевозчиком

Таким образом, уже при сопоставлении их в самом общем плане выявляется существенное различие между перевозками грузов, с одной стороны, и пассажиров — с другой. И это не случайно, учитывая, что правовому регулированию подвергаются неодинаковые по своей природе реальные общественные отношения: перевозка грузов рассчитана в первую очередь на удовлетворение потребностей производства и обмена; перевозка пассажиров призвана к обслуживанию потребностей в перемещении людей. Как экономическая, так и правовая специфика отношений по перевозке пассажиров обусловливает их обособление и независимое от отношений по перевозке грузов регулирование.

Перевозке пассажиров посвящены отдельные нормы Основ и ГК (ст. ст. 374—375, 378, 381, 384—385 ГК), а также специальные главы (разделы) или отдельные статьи соответствующих транспортных кодексов и уставов (разд. VI УЖД, разд. V УВВТ, гл IX КТМ, ст. ст. 81—88, 101—102, 105, Ю8—119 ВК, разд. V УАТ).

Перевозки пассажиров подразделяются на определенные виды, каждый из которых обладает своей правовой спецификой. В области железнодорожных перевозок различают в зависимости от расстояния следования поезда дальние (движущиеся в пределах свыше 700 км), местные (движущиеся в пределах до 700 км) и пригородные (следующие на расстояние до 150 км), а в зависимости от скорости — скорые и пассажирские. На речном транспорте по дальности следования суда делятся на транзитные (движущиеся в пределах нескольких реч-

623

ных пароходств), пригородные, внутригородские и работающие на переправах; по скорости движения речные суда бывают экспрессами, скорыми, почтовыми, пассажирскими и экскурсионно-туристическими. На морском и воздушном транспорте особая классификация пассажирских перевозок не применяется В области же автомобильных перевозок существует весьма разнообразная классификация.

Там различают перевозку пассажиров в автобусах (со специальным выделением автобусов городских, пригородных, внутригородских, междугородных, межреспубликанских сообщении) и в легковых таксомоторах (со специальным выделением маршрутных таксомоторов). Все эти виды автомобильных перевозок отличаются друг от друга по правовому режиму. Например, в междугородных автобусах пассажиру выделяется специальное место, чего не бывает в автобусах городских и пригородных; в маршрутных легковых таксомоторах каждому пассажиру продается билет, тогда как в обычных такси плата взимается самим шофером с учетом дальности пробега, а если такси занимают с общего их согласия несколько пассажиров, плата делится между ними поровну. В дальнейшем будет рассмотрена лишь перевозка пассажиров^ выполняемая автобусами междугородных сообщений.

Правила перевозки пассажиров. Документом, оформляющим договор пассажирской перевозки, является проездной билет. В нем перечисляются основные условия договора: цена, время отправления, а иногда и прибытия, срок годности и т. п. На всех видах транспорта, кроме воздушного, билеты выдаются без указания имени приобретателя, а на некоторых видах транспорта (например, на железнодорожном) при наличии путевок туристам и экскурсантам выдаются групповые билеты. Но проездной билет тем самым не становится предъявительским документом: передача его в пути другому лицу запрещена под страхом недействительности билета. Пассажирам воздушного транспорта выдаются именные билеты, и потому они утрачивают силу даже при передаче их до начала рейса. Несмотря, однако, на именной характер авиационного билета, в случае утраты он не восстанавливается. На участках пригородного железнодорожного и речного сообщения по требованию пассажиров продаются

обратные билеты и отпускаются именные абонементы, дающие право в пределах сроков их действия на неограниченное число поездок. Иногда на железнодорожном и речном транспорте организуется продажа обратных билетов на дальние рейсы. Законодательство о воздушных перевозках допускает продажу обратных билетов как с гарантированной, так и с открытой датой вылета, когда пассажиру выделяется место в порядке очереди, но преимущественно перед лицами, не имеющими билетов.

Билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром проездной платы. Может случиться, что пассажир не воспользуется приобретенным билетом. Какие это влечет последствия?

УЖД позволяет пассажиру: выехать поездом, отходящим ранее того, на который взят билет, сделав на нем необходимую отметку в кассе станции; при 'опоздании на поезд (кроме пригородного) — в течение 3 часов, а при заболевании или несчастном случае — в течение 3 суток с момента отправления поезда переоформить билет на другой поезд или получить обратно его стоимость за вычетом стоимости плацкарты, отказаться от поездки и получить обратно внесенные платежи с исключением платы за плацкарту. При возврате билета не позднее чем за 6 часов до отправления поезда пассажиру возвращается его полная стоимость. Кроме того, при прекращении начатой поездки на железнодорожном транспорте пассажир вправе получить обратно стоимость билета пропорционально непроследованному расстоянию за вычетом стоимости плацкарты. Все эти права, кроме права на выезд более ранним судном, предоставляются и на речном транспорте. На морском транспорте проездная плата возвращается полностью при заблаговременном отказе от поездки, а также отказе или неявке по болезни или по причинам, зависящим от перевозчика. Размеры возврата провозной платы определяются в остальных случаях специальными правилами. На автомобильном транспорте возобновление билетов или возврат их в кассу допускается только при перевозках в междугородных автобусах или маршрутных такси. При заблаговременной сдаче билета его стоимость возвращается целиком, а в остальных случаях—с удержанием 15 или 25% стоимости билета. Пассажир на воздушном транспорте вправе отказаться от полета и получить обратно

уплаченную сумму за вычетом уплаченных сборов, но не более 25% тарифа, если билет возвращается за бла-говременно или если отказ от полета вызван болезнью, задержкой вылета самолета, возвращением его в пункт отправления.

Билет выдается на определенный маршрут и с определенным сроком действия. В поездах дальнего следования, на речных судах при дальности переезда более 500 км и на морских судах при дальности переезда более 200 миль пассажиру разрешается сделать одну остановку с предельным сроком 10 суток, а на железнодорожном транспорте, кроме того, можно один раз изменить маршрут, указанный в билете, не изменяя станцию назначения. На воздушном транспорте остановки в пути нужно оговорить в момент приобретения билета.

Пассажир, получивший билета обозначением места, управомочен на его занятие. На железнодорожном, морском и речном транспорте перевозчик, не обеспечивший пассажира указанным в билете местом, обязан предоставить ему другое место, хотя бы и более высокой стоимости, без дополнительных выплат, а при предоставлении места меньшей стоимости соответствующая сумма подлежит возврату. В случае отказа пассажира от другого места ему возвращается проездная плата и выплачивается штраф в установленных размерах.

По одному билету пассажир вправе провозить бесплатно ребенка в возрасте до 5 лет без предоставления отдельного места. Ребенок в возрасте от 5 до 10 лет (на воздушном транспорте—до 12 лет) провозится с взиманием определенной части проездной платы. Пассажир может также бесплатно перевозить с собой ручную кладь весом не более 36 кг на железнодорожном, речном и морском, 16 кг на автомобильном, 20 кг на воздушном транспорте, а при полетах в одномоторных самолетах и вертолетах вес ручной клади не должен превышать 10 кг. Забота о ручной клади, не сданной на хранение, возлагается на пассажира. Ответственность перевозчика может наступить только при условии, если будет доказана причинная связь между перевозочной деятельностью и повреждением или гибелью ручной клади.

Во время перевозки пассажир обязан соблюдать установленные правила переезда под угрозой ответственности в форме штрафа или даже удаления из подвиж-

626

ного состава без возврата проездной платы. На воздушном транспорте не допускаются к полету пассажиры в нетрезвом или таком болезненном состоянии, которое угрожает опасностью как самому больному, так и окружающим, причем с пассажира, не допущенного к полету по причине нетрезвого состояния, удерживается 25% стоимости билета. В автобусах не разрешается проезд пассажиров ъ нетрезвом состоянии, в грязной одежде или имеющих при себе багаж, принятие которого к перевозке запрещено.

За безбилетный проезд, проезд в подвижном составе более высокого класса, чем указанный в билете, совершение поступков, не совместимых с перевозкой данного вида, и др. взыскиваются штрафы. Кроме того, пассажир обязан возместить ущерб, вызванный повреждением или уничтожением имущества органов транспорта.

Штрафы налагаются в административном порядке, а взыскиваются, в случае отказа от добровольной уплаты, так же как и возмещение причиненного перевозчику ущерба, через суд. Пассажир, считающий штраф необоснованным, вправе принести жалобу в вышестоящую инстанцию транспортного ведомства. Решение по этому вопросу, принятое транспортным министерством или соответствующим другим транспортным ведомством, окончательно и дальнейшему обжалованию не подлежит.

Если во время перевозки пассажиру причинены увечье или смерть, перевозчик несет ответственность по общим правилам советского гражданского законодательства (ст 385 ГК), независимо от того, отсылают к нему транспортные нормы (как, например, ст. 174 КТМ) или такая отсылка отсутствует (как, например, в УЖД, УВВТ и УАТ). Вместе с тем, когда морская перевозка пассажиров подпадает под действие международного договора, в котором участвует СССР, ответственность определяется его условиями (ст. 174 КТМ). Воздушный транспорт отвечает за причинение пассажиру увечья или смерти при старте, полете или посадке самолета, а также -при посадке на самолет или высадке из него, даже если это произошло в результате непреодолимой силы. Ответственность воздушного перевозчика исключается при доказанности умысла потерпевшего. Если же потерпевший допустил не умысел, а грубую неосторожность, то при

627

вызвавшей вред непреодолимой силе перевозчик от ответственности освобождается, а в остальных случаях, исходя из конкретных обстоятельств дела, объем возме щения уменьшается либо потерпевшему должно быть в возмещении отказано (ст. 101 ВК).

Договор перевозки багажа

Понятие договора перевозки багажа. Багаж следует отличать как от ручной клади, так и от груза, даже когда он отправляется гражданином. Ручная кладь —это вещи, которые пассажир имеет при себе, не заключая с транспортным предприятием специально договора об их перевозке и не внося за это перевозчику особой платы. Груз, отправляемый гражданином, перевозится транспортным предприятием по особому договору, но его заключение не зависит от того, состоит ли грузоотправитель помимо этого в отношениях по договору пассажирской перевозки с тем же транспорг-ным предприятием: при наличии соответствующих возможностей оно обязано принять груз к перевозке от любого лица. Напротив, перевозка багажа за особую плату оформляется специальным договором только с лицом, с которым то же самое транспортное предприятие заключило договор пассажирской перевозки.

Следовательно, перевозка багажа — это договор, в силу которого одна сторона, перевозчик, обязуется перевезти из одного пункта в другой имущество, принадлежащее второй стороне, пассажиру, "о последний в свою очередь обязуется уплатить за это перевозчику вознаграждение.

Таким образом, перевозка багажа выступает клк вспомогательная или дополнительная (акцессорная) сделка по отношению к перевозке пассажиров Она поэтому тоже строится по модели сделки возмездной, предполагая взимание платы с пассажира, и взаимной, поскольку пассажир обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на перевозку багажа, а перевозчик обязан доставить багаж, но управомочен получить вознаграждение. Однако в то время как пассажирская перевозка всегда консенсуальна, перевозка багажа во веек

628

случаях реальна и признается заключенной лишь в момент сдачи пассажиром соответствующего имущества перевозчику. В этом смысле перевозка багажа однотипна многим другим перевозкам — реальным потому, что они направлены на перемещение имущества, а не людей Но если при перевозках грузов отправитель и получатель обычно не совпадают в одном лице, то багаж перевозится для того именно пассажира, с которым заключен договор.

Ввиду тесной связи, существующей между перевозками пассажиров и багажа, юридические нормы, посвященные их правовому регулированию, включаются в одни и те же разделы или даже статьи транспортных уставов и кодексов. Но связь не устраняет значительных различий между названными договорами, обусловленных уже тем, что вводном случае перевозятся люди, а в другое имущество Эти различия и должны быть учтены при анализе правового регулирования отношений по перевозке багажа

Правила перевозки багажа. Багаж принимается к перевозке во всех дальних и местных поездах, а также не менее чем в одной паре пригородных поездов, выделяемой в пунктах с развитым пригородным движением и имеющей багажный вагон или багажное отделение. Наряду с этим в пригородных поездах пассажир вправе перевозить с собой помимо ручной клади багаж весом до 50 кг с внесением особой платы Багаж принимается к перевозке также на пассажирских и грузопассажирских морских и речных судах, на городских, пригородных и междугородных автобусах, причем на городских и пригородных автобусах он находится при пассажире, а при междугородных перевозках может быть сдан по желанию пассажира для доставки на специальном автобусе. На воздушном транспорте багаж принимается независимо от того, какого типа самолет выполняет рейс.

При заключении договора перевозки багажа должен быть предъявлен пассажирский билет, а сама приемка осуществляется не позже чем за определенное время до начала рейса (например, за 20 минут до отхода поезда, за час до отлета самолета и т. п.). Только на пригородных и городских автобусах этот договор заключается одновременно с договором перевозки пассажира.

629

Багаж взвешивается и оплачивается в момент приемки с выдачей пассажиру багажной квитанции, а на воздушном транспорте, где багаж в пределах установленной нормы перевозится бесплатно, в случае ее превышения выдается квитанция платного багажа. Пассажиру автобуса, везущему багаж при себе, выдается багажный билет, и лишь когда багаж перевозится отдельно от пассажира, договор оформляется багажной квитанцией .

На-всех видах транспорта, когда багаж перевозится отдельно от пассажира, последний вправе объявить его ценность. Но транспортное предприятие, сомневающееся в правильности объявленной ценности, может потребовать вскрытия багажа для осмотра. За объявление ценности с пассажира взимается особый сбор.

Доставляется багаж теми же яранспортными средствами (тем же поездом, судном, самолетом и т. п.), которые перевозят пассажира. В этом случае совпадают и сроки исполнения обоих договоров. Но при отсутствии в данном подвижном составе багажного помещения, если к тому же по существующим правилам перевозки пасса< жир либо не вправе иметь багаж при себе, либо может требовать его обособленной перевозки, транспортное предприятие обязано перевезти багаж ближайшим по времени отправления поездом, самолетом и т. п., по расписанию движения которогб определяется срок доставки багажа. На автомобильном транспорте при тех же обстоятельствах срок считается соблюденным, если багаж доставлен в пункт назначения не позднее дня прибытия туда пассажира.

Материальная ответственность за просрочку доставки и выдачи багажа предусмотрена только для железнодорожного и автомобильного транспорта. За каждые просроченные сутки уплачивается штраф в размере 10% провозной платы, но не более 50%. Можно считать багаж утраченным и требовать возмещения его стоимости, если просрочка достигает 10 суток на железнодорожном и автомобильном, 20 суток на речном и 30 суток на морском транспорте.

Иногда в силу независящих от перевозчика причин багаж либо вовсе не может быть перевезен, либо задерживается в одном из промежуточных пунктов. Тогда пассажиру возвращается, соответственно, провозная плата

630

целиком или ее часть—пропорционально оставшемуся участку пути. Пассажир вправе также до момента отправки багажа потребовать его возврата, а на любой остановке — выдачи. Но при расторжении договора до момента отправки багажа с пассажира взимается денежный сбор в Установленном размере, а при выдаче багажа в промежуточном пункте провозная плата не возвращается. И только автотранспортные предприятия возвращают провозную плату в размере, пропорциональном оставшейся части рейса.

За сохранность багажа, перевозимого отдельно от пассажира, ответственность несет транспортное предприятие. Аналогично ответственности при перевозке грузов она строится на началах вины, которая, однако, предполагается до тех пор, пока не доказано обратное. Кроме того, аналогично перевозке грузов в действующем законодательстве перечисляются и такие обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности, как вина пассажира, естественные свойства перевозимых предметов, дефекты тары и другие подобные причины, вызвавшие повреждение или утрату багажа.

При повреждениях объем ответственности перевозчика определяется суммой, на которую понизилась стоимость перевозимых предметов, а если пассажир отказывается принять их ввиду невозможности использования по назначению, ему выплачивается компенсация в том же объеме, что и при утрате багажа. Стоимость утраченного багажа возмещается по объявленной ценности, поскольку перевозчику не удастся доказать действительную стоимость соответствующих предметов. Если ценность не была объявлена, компенсация выплачивается: на одних видах транспорта (например, на железнодорожном) — в соответствии со ставками, которые предусмотрены утвержденными тарифами, на других (например, на автомобильном) — в размере фактической стоимости багажа, а при невозможности установить ее — соответственно утвержденным тарифам.

Пассажир обязан своевременно получить багаж, который хранится в пункте прибытия бесплатно в течение суток и с взиманием платы в продолжение -последующего времени Багаж, не полученный в течение 30 суток, передается торгующим организациям для реализации. Из вырученных денег перевозчик удерживает причитающиеся

С31

ему платежи, храня остальную сумму в течение 6 месяцев в пользу пассажира и затем перечисляя ее в доход государственного бюджета, а при реализации бездоку-ментного багажа—в доход транспортного ведомства.

Всякого рода нарушения, совершенные пассажиром при отправке багажа, влекут применение санкций, предусмотренных законом Так, в случае отправки багажом предметов, перевозка которых таким способом не разрешена, они по обнаружении снимаются с перевозки, пассажир уплачивает штраф в установленном размере, а если он допустил особую злостность, то может быть привлечен к уголовной ответственности Жалобы на неправильное наложение штрафов при перевозке багажа подаются и рассматриваются в том же порядке, что и при перевозке пассажиров

Для споров по поводу утраты или повреждения багажа установлен претензионный порядок. Претензия может быть предъявлена по усмотрению клиента транспортному предприятию пункта отправления либо назначения Сроки для претензий, ответа на них и последующего предъявления судебных исков полностью совпадают с соответствующими сроками, установленными для отношений по грузовым перевозкам.

Глава 3 ДОГОВОР БУКСИРОВКИ

§ 1. Понятие и виды договора "буксировки

Понятие договора буксировки. С технической точки зрения буксировать (тянуть или толкать) — значит перемещать при помощи самоходного транспортного средства какой-либо находящийся за его пределами объект (судно, кран, док и т. п ). Как особое техническое мероприятие буксировка выделяется лишь законодательством о водном (морском и речном) транспорте, затрагивающем только перемещение плавучих объектов. Она встречается, правда, и на автомобильном транспорте (при передвижении автомашин с прицепами). Но там отношения по буксировке особо не регламентируются и самостоятельного правового института не порождают.

632

Посредством буксировки иногда достигаются те же цели, что и при перевозке грузов Например, доставка такого груза, как древесина, возможна в порядке буксировки плотов. В этих случаях в планы грузовых перевозок включается и буксировка, а ее договорное оформление становится столь же обязательным, как и заключение планового договора перевозки грузов. За указанными пределами планирование, обязывающее или управомочивающее к заключению договора буксировки, не применяется, а производственный план предприятия-буксировщика для его клиентуры юридического значения не имеет. При таких обстоятельствах буксировка опосредствуется неплановым договором.

В договоре буксировки участвуют буксировщик. и владелец буксируемого объекта Материальным объектом договорного правоотношения является то, что буксируют, а юридическим — сама деятельность по буксировке. Осуществляя эту деятельность, буксировщик приобретает право на вознаграждение со стороны обслуживаемого им клиента.

Буксировка и есть договор, в силу которого одна сторона, буксировщик, обязуется за вознаграждение, уплачиваемое другой стороной, владельцем буксируемого объекта, буксировать (тянуть или толкать) этот объект в соответствии с заданием, указанным в договоре.

Буксировка представляет собой взаимный и возмезд-ный договор. Поскольку буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке, этот договор относится к числу взаимных. Он также возмезден, ибо за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта Неплановая буксировка всегда носит консенсуальный характер, так как, прежде чем приступить к ее исполнению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т. п. Плановые задания, доводимые непосредственно до каждой стороны, уточняются и конкретизируются, подобно отношениям по перевозке грузов, при помощи декадных заявок, а кроме того, для буксировки плотов составляются календарные графики с обозначением времени

633

и места подачи тяги. Поэтому каждая в отдельности сделка считается совершенной в момент сдачи плотов буксировщику и, следовательно, должна быть признана реальным договором. \

Самостоятельность буксировки, не связанной <" доставкой груза, очевидна. Иногда, впрочем, предприни-маются попытки рассматривать ее как разновидность подряда или имущественного найма. Известно, что такая трактовка давалась и перевозке. Но и тому и другому» взгляду присущи одинаковые пороки, выражающиеся в пренебрежении спецификой работы транспорта вон обще, не говоря уже об отдельных видах деятельности транспортных предприятий. Не столь очевидна правовая самостоятельность буксировки, экономическим эффект том которой является перемещение грузов. Казалось бц не все ли равно, как, например, доставляется лес—на самом судне или в виде буксируемого плота? Экономя) ческий результат в обоих случаях один и тот же. Н< юридически отношения сторон строятся по-разному с точки зрения выполняемых функций, предоставленный прав и возложенных на контрагентов обязанностей, иб$ перевозчик имеет дело с грузом, а буксировщик — с пл^ вучим объектом. Указанное обстоятельство и служи! главной причиной, предопределяющей самостоятель ность договора буксировки независимо от особенносте его отдельных разновидностей.

В литературе последних лет почти не встречаются попытки по. ного отождествления договоров буксировки и перевозки грузов.

Наиболее решительные противники такого отождествления -М. А. Тарасов и А. Д. Кейлин. Первый ссылается на то, что при пере возке груз переходит во владение пароходства, а при буксировк) остается во владении контрагента транспортного предприятия'. Вта рой отмечает, что «если при договоре морской перевозки грузов пер41 возчик принимает на сохранность перевозимый груз, то при букси ровке, поскольку иное не будет обусловлено, буксируемое судно н| передается на сохраннность владельцу буксира2. Но, как правилый заметил И. Г. Шерман, плоты поступают во владение буксировщик!' если они перемещаются без сопровождения их агентами отправи теля3. Значит, не в этом главное различие между перевозкой и бу сировкой.

' См. М. А. Тарасов, Очерки транспортного права, стр. 156. ; 2 А. Д. Ке йлин, Советское морское право, стр. 253.

3 См. И. Г. Шерман, Правовые особенности договора букси-Д ровки леса в плотах, «Советское государство и право» 1955 г. № стр. 127,

Сам же И. Г. Шерман 1, а также М. Е. Ходунов2 и Б. Б. Черепахин 3 отмечают большое сходство между "обоими договорами. В то же время Б. Б. Черепахин допускает и их приравнение в случаях, «когда буксируемое судно вместе с перевозимым на нем грузом целиком и полностью вверено буксировщику, и этот последний принял попечение над судном и находящимся на нем грузом»4.

Некоторое сходство договоров перевозки грузов и буксировки плотов — факт неоспоримый. Именно поэтому, как будет видно из дальнейшего, нормы, рассчитанные на перевозку грузов, применяются в значительной своей части и в области отношений по буксировке плотов. Но сходство не есть тождество, и только этим можно объяснить применение не прямо, а лишь по аналогии к одному из договоров норм, сконструированных для другого договора. И. В. Алексеев обоснованно обращает внимание на то, что «ответственность владельца плота за качество сплотки продолжается на все время буксировки, даже при отсутствии плотокоманды»5. Объ-. ясняется это сохранением при всех обстоятельствах основной качественной особенности буксировки: ее материальным объектом яв-ляегся не груз, а плавучий объект (плавучее сооружение).

Виды и источники правового регулирования отношений по буксировке. В зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают три вида буксировки: буксировку плавучего объекта на определенное расстояние, либо в течение определенного времени, либо для выполнения определенного маневра (ст. 187 КТМ, ст. 126 УВВТ). Наиболее широко распространено буксирование объекта на определенное расстояние. По договору буксировки на определенное время буксировщик должен в течение установленного срока выполнять задания, связанные либо с буксированном объекта на расстояние, либо с осуществлением маневра. Следовательно, второй вид практически сводится к первому или третьему видам буксировки, либо сочетает элементы того и другого. Буксировка для выполнения маневра может быть проиллюстрирована на следующем примере: судно поставлено под погрузку левым бортом

' См. И. Г. Шерман, указ. статья.

2 См. М. Е. Ходунов, Практический комментарий к Уставу внутреннего водного транспорта, М., 1952, стр. 139.

3 См. | Б. Б. Черепахин, Понятие и содержание договора буксировки, «Вестник ЛГУ» 1956 г. № 11, стр. 104.

4 Та м же, стр. 112.

5 И. В. Алексеев, Понятие и содержание договора букси-ровки леса в плотах по советскому внутренневодному праву, «Ученые записки Пермского госуниверситета», т. XIV, кн. 4, вып. 2, 1959, стр. 97,

у причала, но по ходу погрузочных операций возникла необходимость повернуть судно к причалу правым бортом — для этого и используется буксировка.

Наряду с критерием порученного буксировщику задания договоры буксировки могут быть классифицированы соответственно специфике их материальных объектов. По этому признаку различают буксировку плотов, с одной стороны, и иных плавучих сооружений (судов, кранов, доков и т. п.) — с другой. Такая классификация имеет большое практическое значение, поскольку правовой режим, установленный для буксировки плотов, существенно отличается от режима, которому подчинена буксировка всех прочих плавучих объектов. '

Наконец, если иметь в виду сферу применения, рас-;

сматриваемый договор выступает в виде морской или;

речной буксировки. Отмеченное различие существенно:;

потому, что действующее общее гражданское законода-;

тельство (Основы и ГК) не формулирует норм о дого-3 воре буксировки, и он подчиняется самостоятельным! нормативным правилам, установленным для каждого из1 ^двух названных видов транспорта. |

На морском транспорте договору буксировки посвя-э щены гл. XI КТМ (ст. ст. 187—193), гл. V Общих пра-| вил морской перевозки (пп. 114—123), а также специ-| альные Правила буксировки леса в плотах '. На речном| транспорте тот же договор регулируется гл. VI УВВТ| (ст. ст. 126—140) и Правилами буксировки плотов2.! Кроме того, согласно ст. 137 КТМ буксировка леса,| в плотах регулируется правилами гл. VIII того же-Кодекса, посвященными договору морской перевозки,] а в ст. 126 УВВТ сказано, что при буксировке плотов и судов в соответствующих случаях применяются правила ^ разд. IV того же Устава, относящиеся к речной пере--' возке. Более точной следует признать формулу ст. 126;

УВВТ, имеющей в виду применение к буксировке норм, рассчитанных на перевозку, не в полном объеме, а лишь-в соответствующих случаях, и не прямо, а по аналогии.. Иная формулировка КТМ в какой-то мере объяснима

' См. «Общие правила перевозки грузов, пассажиров и багажа по морским путям сообщения...», стр. 444—447.

2 См. «Устав внутреннего водного транспорта СССР и Правила перевозок», стр. 326,

включением в главу о перевозках некоторых норм о буксировке плотов, чем, однако, не устраняется ни самостоятельность буксировки, ни невозможность применить к ней нормы о перевозке в полном объеме (ст. 166 КТМ) и без аналогии. Но поскольку перевозка уже была освещена, необходимо сосредоточиться на нормах, специфичных именно для договора буксировки.

Наши рекомендации