Элементы обязательства по перевозке грузов

Субъекты. Во всех предшествующих разделах, даже когда дело касалось плановых взаимоотношений между хозяйственными организациями, речь шла об элементах не обязательства вообще, а договорного обязательства. Исключение составили лишь-жилищные обязательства, поскольку одни из них основаны на договоре, а другие — на членстве в ЖСК. Применительно же к грузовым перевозкам приходится говорить именно об элементах обязательства, ибо специфика воздействия плана на перевозки состоит в том, что наряду с обязанностью заключить договор плановый акт порождает обязанности по совершению некоторых конкретных оперативно-хозяйственных действий. Поэтому, ограничив пределы рассмотрения лишь правами и обязанностями, возникающими из договоров, пришлось бы отказаться от исследования плановых отношений по перевозкам в динамике, охватывающей процесс их развития в целом. Напротив, поскольку обязательство — понятие более широкое, чем договор, то анализ элементов обязательства по перевозке грузов неизбежно должен включать в себя и те элементы, которые носят договорный характер.

Субъектами данного обязательства являются перевозчик, грузоотправитель, а также (в подавляющем большинстве случаев) грузополучатель.

Функции перевозчика может выполнять только специализированная транспортная организация. Когда груз доставляет гражданин или имеющая перевозочные средства неспециализированная организация, отношения сторон не подпадают под действие транспортного законодательства и должны регулировался нормами о договоре подряда, а не перевозки.

585

Функции грузоотправителей и грузополучателей могут выполнять как граждане, так и организации. Для граждан перевозка грузов носит неплановый характер, совершается от случая к случаю и ограничивается небольшими, мелкими отправками. Перевозка грузов для социалистических, особенно хозяйственных, организаций является систематической, обслуживающей большие грузопотоки и осуществляемой в плановом порядке. Благо-;

даря планированию в каждом правоотношении по перевозке грузоотправителем и перевозчиком становятся ор-) ганизации, указанные в плане. Грузополучатель планом | перевозок не определяется. Но в большинстве случаев | в его адрес доставляются грузы, выделенные для него] по плану материально-технического снабжения или то-] варооборота. Поэтому он точно обозначается в транс-1 портных документах с запрещением их переуступки.^ Правда, на морском транспорте применяются коноса-] менты, имеющие силу товарораспорядительных докуменч тов. Однако при перевозке морским путем плановых гру-^ зов выписываются лишь именные коносаменты. 1

Термины «перевозчик», «грузоотправитель», «грузополучатель» встречаются в законодательстве и практике:

грузовых перевозок всех видов, а в области морской перевозки используется и другая терминология (ст. 1181 КТМ). Перевозчика там иногда называют фрахтовщик ком, грузоотправителя—фрахтователем, договор пере^ возки — договором фрахтования. Кроме того, не всегда3 фрахтовщик является вместе с тем и перевозчиком. Так, \ судовладелец, передающий судно по договору тайм-чар-:

тера, именуется фрахтовщиком, хотя функции перевоз-' чика он в этом случае не выполняет. Фрахтователь также не всегда совпадает в одном лице с грузоотправителем.^ Например, в том же договоре тайм-чартера пользователь судна именуется фрахтователем, но он может перевозить грузы, принадлежащие третьим лицам. Такое же несовпадение фрахтователя с грузоотправителем наблюдается в сделках «фоб» (!гее оп Ьоагй—свободно^ на борту), применяемых в международном торговом обороте. По этим сделкам фрахтует судно покупатель товара, а грузоотправителем признается продавец, принимающий на себя обязанность погрузить проданный товар на борт судна. От 'сделок «фоб» следует отличать сделки «сиф» (созт, тзигапсе, 1ге1^Ь1—цена то-

586

вара, страхование, фрахт), также применяемые во внешнеторговом обороте. Согласно сделке «сиф» покупатель товара, внесший покупную цену, считается оплатившим также перевозку и страхование груза, а потому зафрахтовать судно обязан продавец, выступающий уже в качестве как фрахтователя, так и грузоотправителя.

Поскольку, однако, приведенная терминология специфична для морского транспорта, и притом в ряде случаев—для внешнеторговых отношений, в дальнейшем будут употребляться общераспространенные термины— перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель.

Объект. Материальный объект обязательства по перевозке грузов составляют перевозимые грузы. В плановых взаимоотношениях этот объект общим образом (по роду грузов, весовой их характеристике) определя-е-юя актами планирования перевозок и индивидуализируется в момент передачи груза перевозчику. Материальный объект неплановых перевозок определяется соглашением сторон, которое в реальных сделках совпадает во времени с фактической передачей груза, а в консенсуальных—предшествует ей. Но и там, где грузовая перевозка оформляется как консенсуальная сделка, окончательная индивидуализация груза происходит лишь в момент вручения его перевозчику.

Если материальным объектом обязательства является перевозимый груз, то в качестве его юридического объекта выступает сама перевозочная деятельность. Именно юридический, а не какой-либо иной объект делает данное обязательство тем, чем оно является в действительности — обязательством по перевозке, так как перевозимая продукция, становясь материальным объектом перевозки, одновременно выполняет ту же роль и в договорах поставки, страхования, если груз застрахован, и т. п. С учетом юридического объекта решается и ряд связанных с нею практических вопросов. Так, принцип реального исполнения, будучи общим для советского обязательственного права, в области грузовых перевозок приобретает специфическое выражение. В частности, если транспортное предприятие, не предоставив обозначенного в плане количества перевозочных средств, уклонилось от выполнения обязательства по перевозке, его можно в течение определенных сроков под угрозой штрафной ответственности понудить к реальному ис-

587

полнению своей обязанности. Но нельзя требовать от перевозчика, утратившего груз, выдачи грузополучателю другой однородной продукции. Такое требование неосуществимо экономически, поскольку транспортные предприятия не производят продукции, а лишь перевозят ее. Наряду с этим оно было бы необоснованным по праву, ибо принцип реального исполнения может распространяться только на саму перевозку, составляющую юридический, а не материальный объект данного правоотношения.

Права и обязанности сторон. Последовательность анализа прав и обязанностей участников грузовых перевозок предопределена совершаемыми ими действиями по предоставлению тоннажа, предъявлению груза, уплате провозной платы, выполнению погрузочно-разгрузоч-ных работ, обеспечению своевременной доставки груза в пункт назначения, а также его выдаче и приемке. Необходимо, однако, подчеркнуть, что обязанности предоставления тоннажа и предъявления груза возникают из плана или консенсуального договора и обеспечиваются специальными мерами ответственности (ст. 376, чч. 1 и 2 ст. 377 ГК). Все прочие обязанности либо сопутствуют сдаче груза к перевозке, либо появляются после принятия его для перевозки, а потому всегда носят договорный характер и сопровождаются санкциями, установленными на' случай нарушения договорного обязательства по грузовой перевозке).

Предоставление тоннажа означает передачу транспортной организацией предусмотренного планом или соглашением сторон количества перевозочных средств к установленному сроку. Правда, далеко не во всех отношениях эта обязанность обособляется. При мелких отправках перевозочные средства специально не выделяют, а перевозку принятого груза обеспечивает сам перевозчик в пределах своих технических возможностей. Однако в области перевозок массовых грузов вообще и особенно в области плановых перевозок предоставление тоннажа составляет одну из важнейших обязанностей перевозчика. Ее содержание сводится к тому, что тоннаж должен быть предоставлен своевременно, в состоя-

' См подробнее В Т Смирнов, Права и обязанности участников договора грузовой перевозки, изд-во ЛГУ, 1969.

588

нии, пригодном для перевозки данного груза, и в коли' честве, соответствующем показателям плана или условиям договора.

На железнодорожном транспорте в соответствии с планом перевозок и заявками грузоотправителей начальник станции за сутки до наступления декады уведомляет каждого грузоотправителя о размерах подачи вагонов по дням декады с указанием рода груза и дорог назначения (ст. 28 УЖД).Тем самым выявляются конкретные условия исполнения дорогой обязанности по предоставлению грузоотправителю перевозочных средств. Кроме того, ст. 16 УЖД обязывает дорогу подавать под погрузку вагоны исправные, годные к перевозке данного груза, очищенные от остатков груза и мусора, а в необходимых случаях — промытые и продезинфицированные.

При определенных условиях (ст. 31 УЖД) допускается сгущенная подача вагонов, т.е. подача их в большем количестве, чем указано в декадной заявке. Цель ее — создание маршрутов и укрупненных перевозок, а также восполнение недогруза или недоданных перевозочных средств. Она требует согласования между начальником отделения дороги и грузоотправителем, подпадая в таком случае под действие тех же правил, которые распространяются на вагоны, подаваемые в порядке выполнения плана. Вагоны же, поданные сгущенно без согласования, не засчитываются в выполнение плана, и грузоотправитель не несет ответственности за их неиспользование.

Вместе с тем количество вагонов, указанное в плане, может быть недодано дорогой. Тогда она обязывается по требованию грузоотправителя восполнить невыполнение месячного плана в пределах следующего месяца данного квартала, а перевозочные средства, не поданные в последнем месяце квартала, предоставить в первом месяце следующего квартала (ст. 30 УЖД). Порядок восполнения устанавливается самими сторонами, и его нарушение влечет такую же ответственность, как неисполнение плана. Но по истечении года принцип реального исполнения уже не может быть применен, и требование восполнить недоданные вагоны отклоняется.

В области речных перевозок действует общее правило об осуществлении перевозки грузов равными декадными

589

партиями с возложением на перевозчика обязанности обеспечить такое состояние подаваемого тоннажа, которое необходимо для перевозки грузов данного рода (ст 80 УВВТ). При этом, как указано в ст. 61 УВВТ, не позднее чем за двое суток до наступления декады пароходство сообщает грузоотправителю о приеме к исполнению поданной заявки с указанием дней погрузки и грузоподъемности подаваемых судов, а при выполнении перевозок по графику должен быть составлен согласованный сторонами график погрузки. Сгущенная подача тоннажа в пределах 25% декадной нормы не требует согласия грузоотправителя, а при превышении этого предела или когда к перевозке предназначаются скоропортящиеся грузы, для сгущения погрузки необходимо его согласие (ст. 62 УВВТ). Речное пароходство отвечает не только за неподачу, но и за опоздание в подаче тоннажа (ст. 181 УВВТ), причем каждое из двух названных нарушений влечет уплату штрафов различной величины. Поэтому ст. 181 УВВТ уделяет особое внимание их разграничению. Опозданием считается задержка в подаче ежедневно отправляемых по графику судов не более чем на 24 часа и прочих судов не более чем на 72 часа, а при превышении указанных пределов она рассматривается как неподача судов. Требование о реальном исполнении может быть предъявлено к речному перевозчику в таком же порядке и по тем же правилам, что и к железной дороге, однако срок его предъявления ограничен не годом, а навигационным периодом.

Сроки подачи судов при морских перевозках определяются либо графиком (в большом каботаже и загранич- • ном сообщении), либо месячной плановой нормой, уточняемой сторонами (в малом каботаже). Однако при перевозке в большом каботаже и заграничном сообщении пароходству предоставляется право отклонения в обе стороны от указанного в графике твердого срока в пределах 4 суток (п. 19 Общих правил морских перевозок). Предусматривая штрафную ответственность за неподачу тоннажа и опоздание в его подаче, действующее законодательство приравнивает к неподаче тоннажа опоздание, длившееся не менее 5 суток (п. 9 Положения об ответственности в заграничном сообщении и в большом каботаже) Относительно сгущенной подачи тоннажа следуете иметь в виду, что она допускается лишь при перевозкам

590

в малом каботаже с соблюдением правил, которые почти ничем не отличаются от соответствующих норм в области речных перевозок.

Особое внимание уделяется обеспечению мореходности судна (ст. 129 КТМ). Судно признается мореходным, если оно, во-первых, годно к плаванию и, во-вторых, способно выполнить данную перевозку. Перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в состояние, годное к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и все другие помещения (кладовые, холодильники и т. п.) в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза. При обнаружении немореходности судно считается неподанным со всеми вытекающими отсюда последствиями Если же по договору предусматривается подача строго определенного судна, его замена допустима только с согласия грузоотправителя, кроме случаев, когда она вызывается технической необходимостью, выявившейся после начала погрузки (ст. 131 КТМ). Однако при плановом характере морских перевозок за пароходством признается право заменить судно, предусмотренное по графику, другим, полностью удовлетворяющим условиям перевозки данного груза и требованиям о его доставке в пункт назначения в установленные сроки (п. 24 Общих правил морской перевозки).

Требования о реальном восполнении недоданных перевозочных средств подчиняются в каботажных перевозках на морском транспорте по порядку и срокам их осуществления тем же правилам, что и на речном транспорте.

Тождественные правила распространяются на обязательства реально, выполнить план и в отношениях по воздушной и автомобильной перевозкам. При этом план автомобильной перевозки считается нарушенным, если автотранспортное предприятие не подало перевозочные средства в установленные сроки либо предоставило неисправный подвижной состав или непригодный к перевозке данного груза (ст.ст 36, 44 УАТ). Объем ответственности автотранспортных предприятий не уменьшается и при последующем восполнении недоданных перевозочных средств. Если же не поданы или поданы с просрочкой оплачиваемые по повременному тарифу автомобили, подача которых предусмотрена годовым

591

договором или разовым заказом, перевозчик уплачивает штраф в размере 10% стоимости пользования автомобилем за все время или за время просрочки (ст. 130 УАТ).

Предъявление груза к перевозке в плановых обязательствах или консенсуальных договорах, а также уплата провозной платы в любых договорах перевозки составляют одну из важнейших обязанностей грузоотправителя.

В очношениях по плановой перевозке обязанность предъявить груз считается выполненной лишь при условии, если к перевозке предъявляется груз, обозначенный в плане. Замена одного груза другим допускается лишь с особого разрешения транспортного предприятия В частности, начальник железнодорожной станции или речного пароходства вправе разрешить такую замену в пределах отдельных групп грузов, перечисленных в номенклатуре плана (ст 36 УЖД, ст. 57 У ВВТ). Замена груза без разрешения приравнивается к его непредъявлению с уплатой грузоотправителем штрафов в размерах, установленных для случаев отказа от использования гредусмотренной планом нормы перевозок. Такой же порядок действует и на морском транспорте при перевозках малого каботажа (п. 21 Общих правил морскон перевозки). При перевозках в большом каботаже и в заграничном сообщении грузоотправитель вправе в пределах своей номенклатуры самостоятельно заменить груз, предупредив о том пароходство не менее чем за 48 часов до подачи судна. Необходимо лишь, чтобы новый груз мог быть перевезен на данном судне и обеспечивал его достаточную загрузку (п. 23 Общих правил морской перевозки). В отношениях по неплановым морским перевозкам стороны могут предусмотреть в договоре перечень грузов, предоставив грузоотправителю право выбора (опцион) любого из них. Для воздушной и автомобильной перевозок возможность замена одного груза другим без прямо выраженного согласия перевозчика не предусмо1рена, и если вместо указанного в плаке предъявляется другой груз, это равнозначно его непредъявлению.

Груз должен быть предъявлен вместе с соответствующими документами, т. е. с накладной или, когда транспортный документ (например, коносамент) запол-

692

няется перевозчиком, — с погрузочным ордером. В необходимых случаях (см., например, ст. 130 КТМ, ст. 69 УВВТ) грузоотправитель представляет документы, требуемые санитарными, таможенными, карантинными и иными правилами Груз считается сданным только при условии предъявления его вместе с указанными документами. Кроме того, транспортное законодательство возлагает в одних случаях на отправителя, в других—на перевозчика маркировку перевозимого груза, способствующую как его индивидуализации, так и предохранению от возможного ущерба. Обеспечению сохранности предъявленных к перевозке грузов, а также правильному разрешению возникающих впоследствии по этому поводу споров способствуют их затаривание, определение веса и оценка

По общему правилу, грузы, нуждающиеся в затаривании, должны предъявляться в исправной таре и в противном случае не принимаются к перевозке (ст 42 УЖД, ст. 128 КТМ, ст. 71 УВВТ, ст. 95 ВК, ст. 52 УАТ). Правда, прямой запрет такого рода закреплен лишь в ст. 9') ВК. Но он вытекает также из смысла перечисленных норм всех других транспортных кодексов и уставов, которые хотя и не формулируют аналогичного запрета, но разрешают перевозку в нестандартной, однако обеспечивающей сохранность груза таре, только когда стандарты отсутствуют либо когда перевозятся сельскохозяйственные продукты колхозов или потребительской кооперации Перевозчик освобождается от ответственности за утрату груза вследствие дефектов тары, только доказав, что они не могли быть замечены по наружному виду при приемке груза к перевозке.

Вес определяется путем взвешивания или в соответствующих случаях иными способами — по трафарету, стандарту и т. п. Взвешивание возлагается обычно на ту из сторон, которая обязана выполнять погрузочные работы. Лишь на воздушном транспорте оно, по общему правилу, лежит на перевозчике (ст. 94 ВК). В то же время перевозчик может проверить вес, определенный грузоотправителем, применяя, как правило, не сплошную, а выборочную проверку (см., например, ст. 399 УЖД). Отправитель вправе сдать груз к перевозке с объявлением ценности, причем для некоторых видов груза (например, для предметов искусства — картин, статуй

593

и т. п.) объявление ценности обязательно, а для других (например, для навалочных, насыпных, наливных и т. п.) вовсе не допускается. Если ценность объявлена, она определяет максимальные границы ответственности перевозчика за утрату груза. Однако в целях проверки правильности оценки перевозчик вправе потребовать вскрытия оцениваемого груза, а доказав, что действительная его стоимость ниже оценки, он будет отвечать лишь в пределах действительной стоимости (см., например, ст. 383 ГК, ст. ст. 43, 151 ужд и др.).

Когда отправителю предоставляются обособленные крытые перевозочные средства (вагоны, контейнеры, трюмы и др.), они, если иное не предусмотрено специальными правилами, после предъявления груза пломбируются либо самим отправителем, либо транспортным предприятием в зависимости от того, кем произведена погрузка (см., например, ст. 55 УЖД). При перевозках грузов открытым способом (на платформах, автомашинах и др.) применяется защитная маркировка, увязка и т. п. И то и другое имеет существенное практическое значение. Так, грузинский консервный трест требовал возложения на дорогу ответственности за обнаруженный им бой стеклянных изделий. Поскольку, однако, вагон прибыл за исправными пломбами грузоотправителя, а внешних дефектов тара не имела, арбитраж не счел возможным возлагать ответственность на дорогу. В другом деле истец требовал возмещения стоимости недостачи перевозившегося угля. Учитывая, что вес угля при приемке определялся дорогой, суд удовлетворил предъявленный к ней иск, хотя уголь прибыл в пункт назначения с ненарушенным известковым окраплением.

Сдаваемый для перевозки груз доставляется в определенный пункт и, как правило, адресуется определенному грузополучателю. Но у отправителя может возникнуть потребность уже после сдачи груза заменить ранее назначенного грузополучателя без изменения пункта назначения, а иногда грузоотправитель, грузополучатель или ведомство, в которое последний входит, ходатайствует об изменении пункта назначения предъявленного и принятого к перевозке груза (переадресование груза). Такая возможность на определенных условиях специально предусматривается законода-

тельством о железнодорожных и речных перевозках (ст. ст. 59—61 УЖД, ст. ст. 91, 293 УВВТ). Заявление об изменении грузополучателя без изменения пункта назначения принимается, если груз еще не выдан и если грузоотправитель предъявит грузовую квитанцию. Переадресование груза допускается лишь в исключи-юльных случаях, не более одного раза и не в обратном направлении, а на речном транспорте, по общему правилу, с уплатой штрафа в размере 50 коп. —1 руб. за каждую переадресованную тонну груза. В случаях замены грузополучателя или пункта назначения груза организация, по заявлению которой это сделано, несет ответственность перед первоначальным адресатом за последствия такого изменения и обязана урегулировать расчеты между грузоотправителем, первоначальным адресатом и фактическим получателем груза.

Одна из существенных обязанностей грузоотправителя заключается во внесении перевозчику провозной платы (на морском транспорте именуемой фрахтом). По общему правилу, провозная плата, размер которой определяется тарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей груза к перевозке. Нарушение этого требования влечет взыскание с грузоотправителя штрафа в размере 1% за каждый день просрочки. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза до внесения соответствующих платежей, начислив в связи с этим на грузоотправителя дополнительный штраф за вызванный его виной простой тоннажа (ст. 75 УЖД, ст. 87 УВВТ)-Тот же принцип, за исключением права задержать отправку груза, действует и на морском транспорте. Вместе с тем по соглашению сторон, а в каботажных перевозках — если это предусмотрено специальными правилами, допускается перевод платежей с отправителя на получателя груза (ст. 154 КТМ). На воздушном транспорте санкции за правонарушения такого рода не начисляются, но груз считается принятым к перевозке лишь с момента внесения провозной платы (ст. 86 ВК). Без внесения провозной платы не принимается к перевозке груз также на автомобильном транспорте. Но там отступления от этого правила могут вытекать из установленного соглашением сторон порядка безналичных расчетов через банк. Кроме того, автотранспортное предприятие вправе с разрешения своего выше-

595

стоящего органа и. с взиманием 0,5% за каждый день просрочки от суммы задержанных платежей принять к перевозке груз до внесения провозной платы (ст. 103 УАТ).

Помимо провозной платы клиентура транспорта оплачивает по утвержденным ставкам (а когда их неч, то по соглашению сторон) различные иные услуги: по хранению грузов, выполнению погрузочно-разгрузочных работ и т. п. Оплата таких услуг возлагается на грузоотправителя или грузополучателя — в зависимости от того, кому они оказаны. Наряду с этим грузополучатель привлекается и к оплате недоборов по провозной плате, выявленных к моменту выдачи груза. Если определенные платежи должны быть внесены грузополучателем, перевозчик вправе задержать выдачу груза до их погашения, поскольку на транспорте данного вида не установлен порядок последующих расчетов с клиентурой (ст. 86 УЖД, ст. 95 УВВТ, ст. 154 КТМ). При этом, ввиду обязательности приемки груза для получателя, он не вправе уклониться от платежей даже путем отказа от прибывшего в его адрес груза.

Погрузочно-разгрузочные работы возлагаются либо на перевозчика, либо на клиентов — грузоотправителя в пункте отправления и грузополучателя в пункте выдачи грузов Важно, однако, определить не только субъекта, обязанного произвести погрузочно-разгрузочные работы, но и конкретное содержание этой обязанности.

Распределение между сторонами обязанностей по по-грузочно-разгрузочным работам на железнодорожном транспорте зависит от места производства таких работ (ст. 45 УЖД). В пунктах необщего пользования (склады предприятий и иные грузохранилища, находящиеся в их ведении) погрузка и выгрузка осуществляются средствами грузоотправителя или грузополучателя, а в пунктах общего пользования (склады и иные грузохранилища железнодорожного транспорта) — средствами железной пороги. Но и в пунктах общего пользования, если соглашением сторон не предусмотрено иное, некоторые грузы (опасные, скоропортящиеся, перевозимые наливом, насыпью, навалом и т. п.) погружаются и разгружаются грузоотправителем или грузополучателем. Подвижной состав должен загружаться не ниже технических норм, а при их отсутствии—до полной вместимости вагонов, но не выше их грузоподъемности. Платформы загружаются

596

до полного использования габарита, но не выше грузоподъемности с соблюдением технических условий погрузки и крепления грузов. Перегруз, превышающий установленные нормы, подлежит выгрузке (ст. ст. 45, 47, 48 УЖД). Сроки выполнения погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются МПС СССР в виде определенного количества часов и минут для соответствующего числа тонн груза данного рода. Эти сроки исчисляются с момента фактической подачи вагонов, о которой не позднее чем за 2 часа контрагент ставится в известность начальником станции. За допущенную просрочку контрагент уплачивает штрафы в размерах, определенных ст ст. 49, 50, 156, 157 УЖД.

На речном транспорте погрузка и выгрузка производятся: а) пароходством—на причалах общего пользования, а также на пристанях, где нет таких причалов, или на остановочных пунктах при перевозке грузов на грузопассажирских судах; б) грузоотправителем или грузополучателем—на причалах необщего пользования, на пристанских участках и на остановочных пунктах при перевозке грузов на грузовых судах, а также при частичной выгрузке грузов из одного судна в другое или на берег ввиду невозможности подхода к причалам из-за недостаточных глубин или по причинам, зависящим от клиента. Погрузочно-разгрузочные работы должны быть выполнены с соблюдением установленных сроков и технических норм. Для подсчета сроков их выполнения необходимо, чтобы контрагент был уведомлен о прибытии судна за '1\ часа и о времени подачи судна под погрузку — за 6 часов до фактической подачи. Если уведомление о подаче судна под погрузку не было направлено своевременно, контрагенту предоставляется для подготовки к работе срок до 4 часов, а в тех пунктах, где у него имеются постоянные причалы, оборудованные механизмами и укомплектованные грузчиками,—2 часа (ст. ст. 83—86 УВВТ). В отношениях по погрузке и выгрузке при речных перевозках применяется, в отличие от железнодорожного транспорта, система не только штрафов, но и премий, выплачиваемых за досрочное выполнение погрузочно-разгрузочных работ. Вместе с тем пароходство имеет право, предупредив грузоотправителя об отправлении судна за 5 часов, начать рейс, хотя бы погрузка не была завершена (ст. ст. 83— 86, 200 УВВТ).

597

Что касается предприятий воздушного транспорта, то на них в обязательном порядке возлагается погрузка и выгрузка тяжеловесных и громоздких грузов. Но практически они берут на себя выполнение всех погрузочно-раз-грузочных работ, за исключением случаев, когда иное прямо предусмотрено соглашением сторон, причем даже порученные клиенту погрузочно-разгрузочные работы производятся под контролем воздушно-транспортного предприятия. Наоборот, в отношениях по автомобильным перевозкам погрузочно разгрузочные работы выполняются, как правило, клиентом, если иное не предусмотрено соглашением сторон или если эти работы производятся не на грузовой автостанции, а в другом месте. Сроки для погрузки и выгрузки груза, а также штрафы за их нарушение определены УАТ и Едиными тарифами на автомобильные перевозки (ст 379 ГК).

Своеобразные нормы относительно погрузки и выгрузки груза действуют на морском транспорте, где они строятся по-разному для плановых и иных перевозок (ст. ст. 112—114, 132, 134—137 КТМ, пп. 37, 38, 40 Общих правил морской перевозки). Но так как перевозки грузов советских организаций, осуществляемые вне и сверх плана, после принятия поданных на них заявок подчиняются правилам о плановых перевозках, то практически названные различия проявляются в зависимости от того, связана или не связана данная перевозка с иностранным элементом.

В случаях такой связи обязанности по выполнению погрузочно-разгрузочных работ распределяются между сторонами в договоре. При этой, по общему правилу, погрузка груза на борт судна и его выгрузка должны быть осуществлены контрагентом транспортного предприятия. Точнее говоря, контрагент подает груз к борту судна так, чтобы его можно было взять погрузочными механизмами, а выгружается он судовыми механизмами через борт судна Сама же укладка груза на судне (стивидорные работы) возлагается на перевозчика, если иное не установлено соглашением сторон. Но и при наличии такого соглашения ответственность за надлежащее размещение груза на судне (штивка) несет перевозчик. Распределение тех же обязанностей вне сопряженности с иностранным элементом определено в п. 37 Общих правил морской перевозки: по-

598

грузку и выгрузку производит порт (портовый пункт) в местах, которые открыты для выполнения им грузовых операций собственными силами, а в остальных случаях — грузоотправитель или грузополучатель.

О сроке подачи судна для грузовых операций клиент уведомляется заблаговременно, в советских портах— за 4 часа до прибытия судна, а если судно подано беч уведомления, контрагенту предоставляется на подготовку к работе срок до 4 часов. В основу расчета погрузочно разгрузочного времени кладутся утвержденные нормы^-В отношениях -с иностранной клиентурой нормы на погрузку и разгрузку определяются в договоре либо применяются обычно принятые в данном порту нормы, если договором этот вопрос не решен. В тех же отношениях погрузочно-разгрузочное время рассчитывается либо по текущим календарным дням, и тогда учитываются также праздничные и непогожие дни, либо на основе рабочих дней, и тогда праздничные и непогожие дни из расчета исключаются независимо от того, как они были использованы фактически.

В отношениях с советскими организациями за простой судна вследствие задержки погрузочно-разгрузочных работ взыскивается штраф в размере, установленном тарифом для каботажных перевозок, а в заграничном сообщении—в специально определенном для этих случаев размере. При досрочной погрузке или выгрузке груза клиентуре выплачивается премия в размере половины штрафа, который за то же время был бы взыскан ввиду просрочки.

В отношениях с иностранным элементом погрузка должна быть завершена в пределах обусловленного срока—сталийного времени.. Стороны могут договориться о продолжительности по истечении сталийного времени срока ожидания (простоя) — контрсталийного времени, которое при отсутствии их соглашения определяется на основе обычаев, принятых в данном порту. Если в пределах сталийного времени погрузка не будет завершена, перевозчик обязан выжидать до момента истечения контрсталийного времени При незавершенности погрузки и к этому моменту он вправе либо предоставить грузоотправителю новый дополнительный срок для завершения погрузочных работ (сверхконтрсталийное время}, либо отправить судно в рейс с имеющимся

599

грузом и взыскать мертвый фрахт (провозную плату за фактически не погруженный груз). Однако когда фрахтуется судно в целом и груз доставлен отправителем до истечения срока погрузки и простоя, перевозчик не может отправить судно в плавание и должен ожидать до тех пор, пока погрузка не будет завершена, приобретая право на компенсацию понесенных убытков.

В тех же отношениях взимается плата за задержку погрузочно-разгрузочных работ и выплачивается премия за их досрочное выполнение." Для указанных выплат здесь применяются такие обозначения, как диспач (премия), демередж (плата за контрсталийное время) и де-теншен (плата за сверхконтрсталийное время). Размер детеншен всегда определяется 'соглашением сторон, так как и сверхконтрсталийное время может быть предоставлено только на основе их соглашения. Демередж и диспач, не предусмотренные соглашением сторон, определяются согласно ставкам, обычно принятым в данном порту, а при их отсутствии демередж исчисляется исходя из расходов по содержанию судна с экипажем и диспач — в половинном размере демереджа.

Расчеты по штрафам и премиям опираются на точный учет погрузочно-разгрузочного времени. В иностранных портах этот расчет фиксируется в документе, который именуется таймшитом.

Сроки доставки грузов зависят от особенностей работы транспорта данного вида и не всегда определяются в нормативном порядке. В частности, на автомобильном транспорте действующие правила устанавливают сроки доставки грузов только для междугородных перевозок, а в остальных случаях они могут быть обусловлены в договоре (ст. 380 ГК, ст. 69 УАТ). УАТ формулирует лишь общую обязанность перевозчика доставить груз по кратчайшему маршруту, допуская отклонение от него, только когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличением пробега. Но если, принимая заявку (заказ) на перевозку, перевозчик не поставил об этом в известность грузоотправителя, провозная плата взыскивается не за фактическое, а только "за кратчайшее расстояние (ст. 70 УАТ)'. За просрочку в доставке груза при междугородных перевозках авто-

транспортные предприятия уплачивают штраф в размере 12% за каждые сутки, но Не более 60% провозной платы.

Там же, где имеются нормативные акты по рассматриваемому вопросу, их содержание строго дифференцируется. Например, при определении срока доставки груза воздушным транспортом, с одной стороны, нельзя не учитывать, что воздушные перевозки рассчитаны на максимальную быстроту доставки, но, с другой стороны, в значительной мере зависят от метеорологических и иных условий, которые на работу других видов транспорта либо вовсе не влияют, либо .влияют весьма незначительно. В Правилах воздушных перевозок поэтому предусмотрено, что исчисление установленных сроков доставки начинается с 00 часов суток, следующих за днем принятия груза к перевозке. Груз признается доставленным своевременно, если перевозчик не позднее 12 часов с момента истечения установленных сроков доставки направил указанному в накладной грузополучателю извещение о его прибытии. Просрочка влечет начисление штрафов за каждый ее день в размере 5%, но не болеее 50% провозной платы. Однако задержка, вызванная отменой или перерывом рейса по метеорологическим условиям, просрочкой не считается, а аэропорт в необходимых случаях обеспечивает отправку груза в пункт назначения железнодорожным или водным транспортом.

На железнодорожном транспорте (ст. ст. 40, 41, 57, 153, 154 УЖД) срок доставки исчисляется исходя из опре<

Наши рекомендации