Правотворчество: понятие, виды.
Правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание, изменение или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.
Правотворчество характеризуется тем, что:
· оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;
· основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);
· это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;
· уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов - это показатель цивилизованности и демократии общества.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на
1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;
2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;
3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах.
––––Доп.––––
Формы правотворчества:
Референдумза последнее время во многих государствах получает все более широкое распространение. Процедура референдума представляет собой принятие законов путем всенародного голосования. Референдум является одним из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Народ непосредственно осуществляет акт правотворчества. Результаты референдума не подлежат какому-либо утверждению. Законодательный акт принятый таким путем вступает в силу в день публикации, если в самом законодательном акте не предусмотрено иное.
Правотворчество государственных органов. Этот вид правотворчества является наиболее распространенным в России. Правом принятия нормативных актов обладают Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации, представительные органы субъектов РФ, к ним относятся областные думы Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрации национально-государственных и административно-территориальных образований. Форма нормативного акта, порядок его принятия, юридическая сила определяются уровнем и объемом полномочий государственного органа. Так, Федеральное собрание принимает законы, представительные органы субъектов федерации также принимают законы субъекта федерации, которые распространяются на его территорию.
Правотворчество должностных лиц. Юридическая сила и форма актов, принимаемых должностными лицами, имеющими соответствующее право, соответствует их уровню и объему полномочий. То есть, объем их полномочий определяет характер нормативного акта, его вид, юридическую силу и сферу применения. Это единственный вид правотворчества, где нормативные акты принимаются единолично. К должностным лицам, имеющим право принятия нормативного акта относится Президент РФ. Он издает указы, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения. Правами по изданию нормативных актов обладаю руководители министерств и ведомств. Издаваемые ими акты, называются приказами. Вместе с тем, должностные лица принимают активное участие в разработке правотворческих актов. Они разрабатывают проекты нормативных актов, могут работать над текстом нормативного акта.