Правовая политика и функции российского государства

Билет № 1.

Правовая политика и функции Российского государства

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.

Критерии классификации: 1. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции: выделяют внутренние и внешние функции. Среди последних различают основные и неосновные. Основные – наиболее общие, важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные – направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.

Функции современного Российского гос-ва: - охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. – экономическая, здесь важен вопрос о пределах вмешательства гос-ва в экономическую сферу; - налогообложение; - социальная защита; экологическая, - культурная (это внутренние функции). Внешние: -оборона страны основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. – поддержание мирового порядка (предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); - сотрудничество с др гос-ами в различных сферах (развитие политических, экономических, культурных отношений).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие НА в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов. Территориальный предполагает действие НПА в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. Под гос территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах гос границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пр-во над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты. В федеративных гос-ах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального зак-ва. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов – в рамках их территориальных границ.

Экстерриториальность означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции.

Действие по кругу лиц: тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. НА распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан, так и на иностранцев, лиц без гр-ва). Есть и исключения:

- действующее уголовное зак-во РФ распространяется не только на лиц, нах-ся на территории России, но и на ее граждан за границей. – адресность НА производна от их содержания и назначения. Некоторые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь отдельным категориям (студентам, пенсионерам…). – есть особенности действия норм в отношении иностранцев (лиц без гр-ва): им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными, обязанность сл-бы в вооруженных силах РФ). – представители иностранных гос-в наделяются правом иммунитета (вопрос об их ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем).

Бипатриды (лица с 2-ым гражданством) становятся адресатами зак-ва двух государств.

Билет № 2.

Билет № 3.

Билет № 4.

Билет № 5.

Билет № 6.

Подходы к пониманию права.

От нормативного понимания права отличают его широкое понимание. Сторонники понимания права в широком смысле исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права…. Различие в подходах отдельных авторов лишь в том, какой набор правовых (а иногда и неправовых) явлений они понимают под правом, диапазон которого расширяется вплоть до его отождествления с самой общественной жизнью. Такое понимание неизбежно ведет к растворению права в других правовых явлениях, размыванию нормативного содержания и специфики данного феномена. Для многих ученых, придерживающихся широкого (многоэлементного) понимания права, характерно признание приоритета в его стр-ре за правоотношениями, противопоставляемыми нормам права. Правоотношение – центральное звено права и правовой системы. Пашуканис, например считал, что в правоотношении право совершает свое реальное движение, а право не более как безжизненная абстракция. Но! Общественные отношения приобретают хар-р правовых лишь тогда, когда опосредуются правом. Также сторонники такого широкого понимания указывают на необходимость рассмотрения права в действии (социологический подход). Т е право – не застывшая совокупность норм, а деятельность. !Однако право – не сама деятельность субъектов, а особый регулятор этой деятельности. Нельзя не учитывать, что действия могут быть не только правомерными, но и неправомерными. Поэтому нельзя наделять действия свойством нормативного регулятора: они сами являются объектом правового регулирования. Другой довод в пользу широкого понимания права- различие права и закона. Они обосновывают возможность существования норм вне закона. В таком контексте право – выразитель общих (абстрактных) принципов, идей нравственности, прав человека и других ценностей. Они говорят, что право обладает большей цнностью чем закон, что оно в отличие от произвольного, несовершенного закона, всегда истинно, разумно, человечно. !Но такой взгляд создает расплывчатое представление о праве, т к абстрактные идеалы не могут служить критерием правомерного и неправомерного поведения. К тому же указанные ценности неодинаково понимаются участниками общественной жизни. Право не может существовать вне и помимо своего институционного, «знакового» выражения в юр источниках.

Билет № 7.

Билет №8.

Билет №9.

Билет №10.

Билет №11.

Билет № 12.

Нормативный договор.

Нормативный договор имеет признаки индивидуально-правового акта, поскольку он заключается персонально обозначенными субъектами и предназначен для решения конкретной ситуации. Однако, нормативный договор, как правило, открыт и те лица, которые присоединяются к нему берут на себя права и обязанности, указанные в договоре. И, следовательно, он приобретает общеобязательное значение и становится нормой права. Дальше можно рассказать на примере международного договора.

Билет № 13.

Билет № 14

Вопрос 1 Форма государства: понятие, признаки, структура.

Категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Структура:1) форма правления - характеризует порядок формирования высших органов государственной власти, их функционирование и взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на президентские и парламентские. (В российской юр. литературе обычно говорят о монархиях и республиках, но современные монархии не играют какой-либо реальной политической роли);2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и недемократический (авторитарный, тоталитарный) и смешанный. Таким образом, форма государства - это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.

Вопрос 3

Билет № 15

Вопрос 3 Содержание правоотношений.

Правоотношения – урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей. В любом правовом отношении выделяются фактическое, юридическое и волевое содержания. Фактическое – реальные действия. Оно не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения. Под юридическим содержанием понимаются субъективные права и обязанности участников правоотношения. Волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.

Субъективное право - мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. В основе субъективного права лежит интерес управомоченного лица - того, кому принадлежит субъективное правомочие. Субъективное право проявляется в трех формах:

- в праве на собственные положительные действия, например, пользоваться вещью, находящейся в собственности, включая возможность ее обменять, продать; другой пример - право на совершение сделок (купля-продажа);
- в праве требования от обязанного лица определенного поведения, определенных действий, вытекающих из его обязанностей, например, провести капитальный ремонт определенного помещения; возвратить долг;
- в правопритязании, т.е. возможности управомоченного лица обратиться к компетентным государственным органам за защитой своего права (с исковым заявлением в суд, с жалобой в органы прокуратуры, МВД и т.д.). Правопритязание есть определенная гарантия, обеспечивающая такие правомочия, как право на собственные положительные действия и право требования от обязанного лица выполнения соответствующих обязательств.

Юридические обязанности - мера должного поведения, гарантированная государством. От обязательного поведения отказаться в одностороннем порядке нельзя, оно обеспечивается принудительной силой государства. Юридические обязанности подразделяют на два вида:

- пассивная обязанность предполагает воздержание от определенных действий, поступков;

- активная обязанность - предполагает совершение определенных действий конкретного характера (выполнение алиментных обязательств, уплата налогов, пошлин, штрафов; передача вещи из незаконного владения

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Юридический прецедент.

Юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.

Выделяют два вида прецедентов - судебный (решение, принимаемое судом по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение, принимаемое органом исполнительной власти или административным судом).

Административный прецедент - такое поведение государственного органа, должностного лица, которое имело место хотя бы один раз и может служить образцом при аналогичных обстоятельствах.

Административный прецедент в России не является официально признанным источником права. Однако в юридической действительности нашей страны можно найти примеры, когда в практической деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые реально действуют наряду с писаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последнее.

Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона (прецеденттолкования). Данный источник права характерен для стран с так называемой англосаксонской системой права, основанной на прецедентном праве (Англия, США, Новая Зеландия, Австралия и др.).

Преимущества прецедентов:

  • прецедент — это результат логики и здравого смысла. Правоприменитель руководствуется своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, житейским опытом;
  • больший динамизм, нежели у других источников права, так как правоприменитель способен принять решение с учетом изменений, произошедших в стране, мире.

Недостатки:

  • нет авторитета, присущего нормативному акту;
  • есть возможность произвола.

–––Лекция Сорокиной–––

Судебный прецедент - это решение суда, которое стало обязательным образцом для последующих решений нижестоящих судов по разрешению аналогичных ситуаций.

Судебный прецедент имеет двоякую природу:

3. Это решение суда, которое разрешает конкретную ситуацию и адресовано к конкретным лицам. Более того, решение суда, которое стало прецедентом, как правило, основывается на др. прецедентах и в этом смысле является правоприменительным актом.

4. С другой стороны, судебный прецедент создает норму права, которая обращена не к конкретному адресату и предназначена для разрешения неопределенного множества ситуаций.

Судебный прецедент при формулировании нормы права отличается от нормативного акта. В н/а содержится абстрактное описание ситуации.

Суд. прецедент описывает конкретный пример и указывает, что по этому примеру необходимо поступать в дальнейшем.

Суд. прецедент является главным источником права в странах англо-саксонской правовой системы. В литературе очень часто возникает вопрос: какой источник права дает большую свободу усмотрения судьям: н/а или судебный прецедент?

· С одной стороны, судебный прецедент может дать большую свободу, поскольку решение суда может основываться на нескольких судебных прецедентах (судья выбирает прецедент).

· Во-вторых, поскольку одинаковых ситуаций не бывает, то всегда судебный прецедент адаптируется к ситуации.

· С другой стороны, н/а также дает широкую свободу, поскольку судья вносит решение в соответствии со своими убеждениями и производит толкование норм. Более того, имеют место т.н. "резиновые нормы" (на усмотрение судьи). - по этому вопросу высказать свое мнение на экзамене.

В России активно обсуждается проблема существование судебного прецедента.

В России, действительно, судебная практика играет большую роль. Однако, судебная практика имеет свое собственное формальное выражение: это либо постановления пленумов, либо обзоры судебной практики, либо письма ВАС (в прошлом). Однако судебная практика всегда обобщает конкретные судебные решения и делает свои выводы. Но судебная практика не тождественна единичному решению суда. В российской правовой системе единичное судебное решение никогда не ложится в основу судебного решения.

Следовательно, судебный прецедент однозначно не является источником права в РФ.

Билет №27.

Билет № 1.

Правовая политика и функции Российского государства

Функции государства – основные направления деятельности гос-ва, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.

Функции гос-ва возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям.

Критерии классификации: 1. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции: выделяют внутренние и внешние функции. Среди последних различают основные и неосновные. Основные – наиболее общие, важнейшие направления деятельности гос-ва по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период. Неосновные – направления деятельности гос-ва по выполнению его задач в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.

Функции современного Российского гос-ва: - охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка. – экономическая, здесь важен вопрос о пределах вмешательства гос-ва в экономическую сферу; - налогообложение; - социальная защита; экологическая, - культурная (это внутренние функции). Внешние: -оборона страны основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной безопасности. – поддержание мирового порядка (предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); - сотрудничество с др гос-ами в различных сферах (развитие политических, экономических, культурных отношений).

Наши рекомендации