Пробелы в праве: понятие и способы их устранения и преодоления

Пробел - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм.

Важно учитывать два условия пробельности:

1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства.

Схема 17.5

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Виды правоприменительных актов ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По форме - указы, приговоры и т.д. ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По субъектам - акты государственных и ├──────┤

│ негосударственных органов │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По функциям права - регулятивные и ├──────┤

│ охранительные │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По юридической природе - основные и ├──────┤

│ вспомогательные │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│По предмету правового регулирования - акты ├──────┤

│уголовно-правовые, административные и т.д. │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ По характеру - материальные и ├──────┘

│ процессуальные │

└───────────────────────────────────────────┘

Схема 17.6

┌───────────────────────────────────────┐

│ Условия пробельности юридических норм │

└───┬───────────────────────────────┬───┘

│ │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│Фактические обстоятельства должны│ │ Должна оперировать конкретная │

│ находиться в сфере правового │ │ норма права │

│ регулирования │ │ │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственном правосознании и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.

В уголовном и административном правах аналогия исключается.

Юридические коллизии и способы их разрешения

Юридические коллизии - это противоречия между правовыми актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Они вносят в правовую систему несогласованность, дефектность, создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством. Можно выделить объективные причины коллизий (например, в условиях отставания права от более динамичных общественных отношений одни нормы "устаревают", другие же - появляются, не всегда отменяя прежние и действуя зачастую одновременно с ними) и субъективные (недостаток опыта законодателя, низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных актов и прочее).

Схема 17.7

┌───────────────────────────────────────┐

│ Причины юридических │

└───┬───────────────────────────────┬───┘

│ │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│ Объективные │ │ Субъективные │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

Возможные способы разрешения коллизий:

Схема 17.8

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Способы разрешения коллизий │

└────┬───────────────────────────────┬────┘

│ │

┌──────────────────┴──────────────┐ ┌──────────────┴──────────────────┐

│ Принятие нового акта │ │ Референдум │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ Отмена старого акта │ │ Деятельность судов │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│Внесение изменений в действующие │ │ Переговорный процесс через │

│ акты │ │ согласительные │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ Систематизация законодательства │ │ Толкование │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

и др.

Толкование права и юридическая практика

Толкование норм права: понятие и виды по субъектам

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью и т.д.). Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение (схема 18.1).

Способы и объем толкования правовых норм

Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм (схема 18.2).

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм.

Исходя из этого соотношения различают три вида толкования (схема 18.3).

Акты толкования права: понятие, особенности, виды

Акт толкования права - это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм (схема 18.4).

В юридической литературе различают следующие виды актов толкования права (схема 18.5).

Юридическая практика

Юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Признаки юридической практики следующие (схема 18.6).

Схема 18.1

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Виды толкования норм права по субъектам │

└──────────────────────┬──────────────────────┘

┌─────────────────────────┴───────────────────────────────┐

│ │

┌───┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴───┐

│ Неофициальное ├──┐ │ Официальное │

└──────────────────────┘ │ └───────────┬──────────┘

│ │

┌───────────────────┐ │ ┌───────────┴──────────┐

│ Доктринальное │ │ │ │

│ (научное) ├──┤ ┌──┴────────┐ ┌───────┴──┐

└───────────────────┘ │ │Нормативное│ │Казуальное│

│ └─────┬─────┘ └──────────┘

┌───────────────────┐ │ │

│ Профессиональное ├──┤ ┌─────────────┴─────────────┐

└───────────────────┘ │ │ │

│ ┌──┴───────────┐ ┌───────────┴──┐

┌───────────────────┐ │ │ Авторское │ │ Разрешенное │

│ Обыденное ├──┘ │ (аутентичное)│ │ (легальное) │

└───────────────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘

Схема 18.2

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Способы толкования норм права ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Грамматический ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Логический ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Систематический ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Историко-политический ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Телеологический ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Специально-юридический ├──────┘

└───────────────────────────────────────────┘

и др.

Схема 18.3

┌──────────────────────────────────┐

│ Виды правового статуса │

└─────────────────┬────────────────┘

┌──────────────────┼─────────────────┐

│ │ │

┌───────────┴───────────┐ │ ┌───────────┴───────────┐

│ Буквальное │ │ │ Распространительное │

│ (текст равен смыслу) │ │ │ (текст < смысл) │

└───────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

┌───────────┴───────────┐

│ Ограничительное │

│ (текст > смысл) │

└───────────────────────┘

Структура юридической практики:

1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;

2) социально-правовой опыт (статическая сторона), который в качестве элемента включает правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности.

Схема 18.4

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Особенности актов толкования права ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Это разъяснение смысла юридических норм ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Содержат конкретизирующие предписания ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Действуют в единстве с теми нормами, ├──────┤

│ которые толкуют │ │

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Не являются формой и источником права ├──────┘

└───────────────────────────────────────────┘

Схема 18.5

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Виды актов толкования права │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────┼────────────────┐

│ │ │

┌────────────────┴───┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌──┴─────────────────┐

│ в зависимости от │ │ в зависимости от │ │ в зависимости от │

│ предмета правового │ │ характера │ │ формы │

│ регулирования │ │ │ │ │

└┬───────────────────┘ └┬───────────────────┘ └┬───────────────────┘

│ │ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐

├──┤ Уголовное │ ├──┤ Материальное │ ├──┤Указы,инструкции│

│ └────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └────────────────┘

│ │ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐

├──┤Административное│ └──┤ Процессуальное │ ├──┤ Постановления │

│ └────────────────┘ └────────────────┘ │ └────────────────┘

│ │

│ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐

└──┤ Гражданское │ └──┤ Приказы │

└────────────────┘ └────────────────┘

Схема 18.6

┌─────────────────────────────────────────────┐

│ Признаки юридической практики ├──────┐

└─────────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Строится на основе норм права ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│Составная часть правовой культуры общества├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Интегрирует правовую систему ├──────┤

└───────────────────────────────────────────┘ │

┌───────────────────────────────────────────┐ │

│ Порождает соответствующие юридические ├──────┘

│ последствия │

└───────────────────────────────────────────┘

Схема 18.7

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Структура юридической практики │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌─────────────────┴──────────────────┐

│ │

┌──────────────┴───────────────┐ ┌────────────────┴─────────────┐

│ Юридическая деятельность │ │ Социально-правовой опыт │

│ (динамический элемент) │ │ (статический элемент) │

└──────────────────────────────┘ └──────────────────────────────┘

Виды юридической практики:

Схема 18.8

┌─────────────────────────────────────────┐

│ Виды юридической практики │

└────────────────────┬────────────────────┘

┌────────────────┼────────────────┐

│ │ │

┌────────────────┴───┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌──┴─────────────────┐

│ по характеру │ │ по субъекту │ │ по функциональной │

│ │ │ │ │ роли │

└┬───────────────────┘ └┬───────────────────┘ └┬───────────────────┘

│ │ │

│ ┌─────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐

├─┤ Правотворческая │ ├──┤Законодательная │ ├──┤ Регулятивная │

│ └─────────────────┘ │ └────────────────┘ │ └────────────────┘

│ │ │

│ ┌─────────────────┐ │ ┌────────────────┐ │ ┌────────────────┐

├─┤Правоприменитель-│ ├──┤ Исполнительная │ └──┤ Охранительная │

│ │ ная │ │ │ │ │ │

│ └─────────────────┘ │ └────────────────┘ └────────────────┘

│ │

│ ┌─────────────────┐ │ ┌────────────────┐

└─┤Интерпритационная│ ├──┤ Судебная │

└─────────────────┘ │ └────────────────┘

│ ┌────────────────┐

├──┤ Следственная │

│ └────────────────┘

│ ┌────────────────┐

└──┤ Нотариальная │

└────────────────┘

Наши рекомендации