Административная ответственность: понятие, особенности (74)
Меры ответственности за правонарушения нормативно закреплены в санкциях правовых норм. Привлечение к ответственности по своей сути есть государственно-властная реализация санкции нормы применительно к конкретному правонарушителю. Поэтому меры ответственности всегда содержат для нарушителя дополнительные обременения, взыскания, негативные лишения как отрицательные последствия его правонарушения. Они всегда представляют собой претерпевание, правовой урон, обременения и отнюдь не сводятся к принудительному осуществлению одной только обязанности, которую нарушитель по каким-то причинам не выполнил. По характеру обременения меры ответственности могут иметь личный, имущественный, организационный характер.
В процессе привлечения к ответственности правонарушитель приобретает специальный правовой статус, включающий ряд ограничений прав и свобод, дополнительные обязанности, юридические гарантии от произвола.
Меры ответственности налагаются с учетом принципов однократности, соразмерности и индивидуализации наказания.
Административная ответственность- применяется за совершение административных проступков. По сравнению с преступлениями они не так опасны, причиняют менее значительный вред общественным и частным ценностям. В Российской Федерации административные правонарушения установлены Кодексом об административных правонарушениях, а также отдельными федеральными и региональными законами. К административной ответственности привлекаются как физические лица, так и организации за нарушения норм отраслей публичного права. Субъектами, имеющими полномочия на привлечение к административной ответственности, являются многочисленные государственные органы и должностные лица. Наряду с судебным порядком, который менее распространен в данной сфере, существует и внесудебный - административный порядок привлечения к административной ответственности. Административный порядок отличает сравнительная простота, меньшая формализованность и оперативность. Административная ответственность применяется не в порядке подчиненности, не влечет судимости и увольнения с работы.
Позитивная административная ответственность- это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.
Традиционная (ретроспективная) административная ответственность- это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
- является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
- регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
- нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
- фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
- субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
- реализуется посредством применения мер административных наказаний;
- к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
- привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
- к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
- меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.
Принципы административной ответственностиследующие:
- принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
- индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
- ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
- ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
- принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
- принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
- принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
- принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
- принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
- защита правопорядка;
- воспитание граждан в духе уважения к закону;
- восстановление социальной справедливости;
- предупреждение совершения новых правонарушений.
Функции административной ответственности:
- штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
- воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
- компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности– система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности– совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности– вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
Законодательство об административной ответственности- система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности. Включает в себя КоАП и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.