Основы статуса судей в Российской Федерации (44)
Основы статуса судей в Российской Федерации установлены Конституцией РФ, Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее также — Закон 1992 г.), Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также рядом иных законов.
Как устанавливают названные законы, судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и данными актами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Закон 1992 г. одним из первых отразил принцип единства статуса судей, указав, что особенности правового положения некоторых категорий судей определяются федеральными законами, в случаях, предусмотренных ими, также законами субъектов РФ, а особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ — федеральным конституционным законом.
Названный Закон закрепил требования, предъявляемые к судье: он обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
Судья не вправе: замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром; принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности; публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организацион- но-правовой формы; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе высших судов РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
Как и по другим категориям государственных служащих, по судьям новеллами 2013 г. определено, что им запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Судья не вправе быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц; допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу; использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности; разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию; получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от физических и юридических лиц; принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений.
Общие условия пребывания в должности судьи устанавливает Конституция РФ. Согласно ее ст. 119 судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ.
Так, Закон 1992 г. (а далее и Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации») определил, что судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет. По Закону 1992 г. судьей Верховного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет, при стаже работы в области юриспруденции не менее пяти лет.
В России введено конституционное правило, согласно которому полномочия судьи не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.
Сначала Закон установил, что судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Однако в 2009 г. эта норма утратила силу.
Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливаются законами соответствующих субъектов.
Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет, а при повторном и последующих назначениях (избраниях) — на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.
Конституционно установленный порядок наделения полномочиями судей состоит в том, что судьи высших судов РФ (Конституционный Суд, Верховный Суд) назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83 и п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ), а судей всех остальных федеральных судов назначает Президент РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ). Судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначает на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, как правило, по представлению высшего должностного лица субъекта РФ. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Кроме общих требований, законодательство устанавливает кон- ституционно-правовой порядок занятия определенной (руководящей) должности в составе суда.
В частности, ранее уже говорилось о том, что до последнего времени Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избирались самим Конституционным Судом РФ тайным голосованием на трехлетний срок; теперь должность судьи-секретаря упразднена, у Председателя есть два заместителя, соответственно Председатель Конституционного Суда и его заместители назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ.
Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Заместители Председателя назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Председатели, заместители председателей судов общей юрисдикции субъектов РФ, военных судов, всех арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов РФ. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов РФ.
Конституционными гарантиями для судей являются их несменяемость и неприкосновенность.
Несменяемость судей обеспечивается, во-первых, как мы могли видеть, пожизненностью полномочий для большинства судей, особо вескими основаниями для приостановления и досрочного прекращения полномочий всех судей (если это не собственное желание судьи); во-вторых, специальными требованиями относительно участия судьи в начавшемся судебном процессе (процессуальные кодексы закрепляют правило: дело рассматривается одним и тем же судьей или одним и тем же составом суда; если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей и судебное разбирательство начинается сначала); в-третьих, тем, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.
Неприкосновенность судьи закреплена на конституционном уровне (ст. 122). Закон 1992 г., развивая норму Конституции, определяет (ст. 16), что неприкосновенность судьи включает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции. Также установлено, что судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Закон предусматривает специальную и достаточно сложную процедуру для возбуждения уголовного дела в отношении судьи, его привлечения в качестве обвиняемого, избрания в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий. Говоря кратко, решение вопроса ранее восходило на уровень Генерального прокурора РФ, с июля 2007 г. — Председателя Следственного комитета РФ; требуется заключение специальной судебной коллегии и согласие соответствующей квалификационной коллегии судей.