Правовой нигилизм и правовой идеализм

Правовой нигилизм (от латинского «нечто») – полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм.

Особенности социального нигилизма:

· Отрицание общепризнанных ценностей;

· Это отрицание характеризуется его абсолютностью, т.е. это полное отрицание.

С одной стороны правовой нигилизм рассматривают как неуважительное, скептическое, равнодушное отношение к праву, а с другой стороны можно рассматривать как полное, решительное отрицание права, проявляющееся в неправомерном поведении.

Некоторые ученые характеризуют правовой нигилизм не только как негативное значение, но и считают, что правовой нигилизм имеет и положительную сторону для общества, индивида.

Отсутствие интереса объясняется несколькими причинами, но главной из них является отсутствие социального заказа в Советское время.

С.И. Ожегов писал в «Толковом словаре русского языка» про нигилистов:

1. В 60-х гг. 19 в. в России: сторонник демократического движения, отрицающий устои и традиции дворянского общества, крепостничество.

2. Человек, относящийся ко всему резко отрицательно, скептически.

Однако нигилизму обычно присущи следующие черты:

1.объект, который отрицается правовым нигилизмом (т.е. объектом выступает в данном случае - право). Здесь нужно рассмотреть какое право отрицается, но обычно в качестве отрицания выступают конкретные юридические ценности (юридические обязанности), но не право в целом;

2.интенсивность отрицания юридических ценностей;

3.устойчивое негативное отношение к ценностям; проявляется в антиправовой пропаганде либо в стабильном правонарушении. Главной целью является причинение вреда другим субъектам правоотношений.

Правовой нигилизм – устойчивое, активное (т.е. проявляется в актах нигилистического поведения) отрицание конкретной правовой системы или конкретных правовых ценностей.

Правовой нигилизм как отрицание характеризуется тем, что это отрицание является необоснованным, т.е. отрицания право нигилист в обосновании своей позиции никаких аргументов заслуживающих не приводит.

Причины, породившие явление:

· политические причины, которые усматриваются в длительном существовании недемократических политических режимов, вследствие чего право не находит надлежащей в реальной действительности реализации;

· идеологические причины, в которых на первое место выходит нормативный тип правопонимания, доведенный до абсурда, в соответствии с которым под правом понимаются любые нормативные предписания, исходящие от органов власти. Право отождествляется с силой, с приказом государства, при этом распространяется концепция отрицания права при определенных условиях;

· организационные причины, которые усматриваются в отсутствии эффективного механизма борьбы со стороны государства;

· низкий уровень правового воспитания, который не способствует качеству правового сознания и правовой культуры.

Ценности для человека: право позволяет личности действовать в своих собственных интересах, право дает индивиду гарантии от чьего-то вмешательства со стороны других участников общественных отношений.

Ценности для государства: право позволяет обеспечить урегулированность и порядок в условиях социально-дифференцированного общества.

Формы проявления правового нигилизма:

1.принятие заведомо неправовых, неконституционных юридических норм;

2.сознательное нарушение юридических норм и принципов в процессе их реализации;

3.антиправовая пропаганда, в первую очередь в средствах массовой информации, подрывающая веру в право;

4.злоупотребление правом.

Правовой идеализм – необоснованная переоценка права, которая может переходить в веру его всемогущества.

Формы проявления правового идеализма:

1.необоснованное забегание позитивного права юридическими нормами вперед в сложившейся системе общественных отношений;

2.отсутствие механизма реализации принятых юридических норм;

3.недоучет конкретных политических, идеологических, экономических и иных условий, в которых будут реализовываться принятые юридические предписания и юридические нормы.

Причины правового идеализма (они аналогичны причинам правового нигилизма):

I.низкий уровень правовой культуры и правового сознания, который не дает оценить реальные возможности права;

II.наличие научной концепции, преувеличивающей роль и возможность права.

Направления борьбы с правовым нигилизмом и правовым идеализмом:

· повышение уровня правового сознания и правовой культуры всех субъектов права разными способами (например, получение юридического образования, целенаправленная правовая пропаганда, использование в процессе правовой пропаганды адекватного представления о праве);

· совершенствование позитивного права (в первую очередь законодательства – борьба с «инфляцией» (т.е. борьба с избыточностью) юридических норм, борьба по устранению противоречий в законе), при этом должно осуществляться активная работа по систематизации позитивного права и т.д.

· реальная борьба с правонарушениями и эффективная их профилактика;

· создания условий политических, идеологических, организационных и т.д., которые необходимы для реализации юридических норм.

Тема 10.

Правотворчество

1.Понятие правотворчества

2.Субъекты правотворчества

3.Формы (способы) правотворчества

4.Акты правотворчества

5.Законотворчество как особый вид правотворчества

Понятие правотворчества

Правотворчество – целенаправленная человеческая деятельность по созданию, изменению, приостановлению, отмене юридических норм.

Формирование юридических норм связано с объективными причинами общественного развития, с экономической, политической сферами. Правотворчество возникает с момента, когда общество начинает нуждаться в нормах и когда необходимо, чтобы эта деятельность была осознана, приобрела характер юридического мотива, приобрела воплощение в конкретных нормах.

Нужно разграничивать правообразование и правотворчество. Правообразование включает в себя формирование правовых потребностей, их образованию и создание целенаправленной деятельности по их образованию. Следовательно, правотворчество – заключительная стадия процесса формирования юридических норм.

Общие принципы правотворчества:

I. принцип правовой законности правотворчества:

· правотворческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии компетенции субъекта, который занимается этой деятельностью;

· созданные юридические нормы должны соответствовать правовым нормам и принципам, обладающим более высокой юридической силой;

· правотворческая деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с той процедурой, которая связана с этой деятельностью. Если такая деятельность в принципе существует.

II. принцип научной обоснованности правотворчества: правотворческая деятельность должна опираться на существующие научные достижения (юридические, экономические науки и т.д.).

III. принцип оперативности правотворчества: требует, чтобы создание юридических норм осуществлялось своевременно, но при этом не должно быть отставания от общественного развития, не должно быть пробелов в законодательстве, не должно быть необоснованного забегания юридических норм вперед.

IV. принцип профессионализма правотворчества: требует, чтобы у лиц, которые занимаются правотворчеством, существовали специальные признаки - профессиональные навыки и знания, - без которых невозможно осуществление юридических норм.

V. принцип демократизма: в процессе правотворческой деятельности должны быть выявлены и согласованы все значимые интересы, интересы всех социальных групп, а также индивидуальные интересы, которые связаны с созданием юридических норм.

Правотворчество – завершающий этап правообразования, который представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных субъектов по созданию юридических норм.

«Способы» или направления операций: субъект правотворчества создает новые нормы, которые не существовали ранее, но может их и отменять, изменять, прекращать и приостанавливать действия существующей нормы.

Субъекты правотворчества

Субъект правотворчества – органы и лица, уполномоченные на создание, изменение, прекращение, приостановление, отмену юридических норм.

Классификация в зависимости от сферы правового регулирования, в которой действуют субъекты правотворчества:

· субъект правотворчества в пределах государства;

· субъект правотворчества в пределах международного права.

Виды субъектов правотворчества в национальном государстве (в зависимости от объема и характера правотворческих полномочий субъектов):

· органы публичной власти, которые создают подавляющую большинство юридических норм, распространяющихся на всю территорию государства:

a) органы государственного аппарата (государственной власти):

Ø представительные;

Ø исполнительные;

Ø судебные.

b) органы местного самоуправления:

Ø представительные;

Ø исполнительные;

Ø судебные.

· общественная организация, наделенная правотворческими полномочиями;

· народ (персонифицированный электорат). Например, при создании юридических норм на референдуме.

· органы управления организацией.

Основные субъекты правотворчества в сфере международного права:

a) государство;

b) международные организации, обладающие полномочиями на создание Европейского союза и т.д.

Наши рекомендации