Централизованная религиозная организация
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
– ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Мусульманская религиозная организация-учреждение среднего профессионального религиозного образования –медресе «Мухаммадия»
«Утверждаю»
Директор медресе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА/УМК
по дисциплине «Основы права»
направление «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания», профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык (базовая подготовка)
Составитель: преподаватель
Согласовано |
Заместитель директора/проректор по учебной работе «___»_______________20___г. |
Казань 2015
Содержание
1. Пояснительная записка -----------------------------------------------------------------------------------3
2. Наименование направления и профиля подготовки ----------------------------------------------------3
3. Код и наименование дисциплины --------------------------------------------------------------------------3
4. Цель и задачи освоения дисциплины ----------------------------------------------------------------------3
5. Место дисциплины в структуре ООП--------------------------------------------------------------------- 4
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины-------------- -4
7. Структура и содержание дисциплины--------------------------------------------------------------------- 7
7.1.Общая трудоемкость дисциплины----------------------------------------------------------------------- 8
7.2.Содержание дисциплины(аудиторные занятия)-------------------------------------------------------- 8
7.3.Содержание дисциплины(самостоятельные занятия)--------------------------------------------------9
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины------------------------------- 9
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины---------------------------------------------------10
10.Методические рекомендации (материалы) для преподавателя---------------------------------------10
11. Методические указания для обучающихся----------------------------------------------------------------- 10
12. Контрольные материалы по внутрисеместровой, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся---------------------------------------11
Пояснительная записка
В современной обыденной жизни гражданину необходимо иметь представление о правовой системе государства, в котором он живет, о структуре государственной власти. Не менее важны знания о правонарушениях и наказаниях: ведь если человек осведомлен о негативных последствиях, предусмотренных правовой системой государства, вряд ли он будет сознательно нарушать закон. Поэтому федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования предусматривается изучение курса «Основы права».
Правоведение – это собирательное понятие, включающее в себя совокупность знаний о праве, аккумулирующих теорию права и государства, конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное право и другие юридические дисциплины.
Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и меняется в соответствии с нормами Конституции, однако основные моменты остаются неизменными, и ознакомление студентов с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права, является самой главной частью изучаемого курса.
Студенты среднего профессионального звена после изучения данного курса должны обладать теоретическими знаниями, рядом умений и навыков, представляющих их компетентными специалистами своей профессиональной области.
Исторически Россия складывалась – как поликонфессиональное и многонациональное государство и одной из приоритетных задач сегодня является соблюдение и гарантия прав и свобод гражданина и человека, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Данная норма четко прописана в Конституции России и реализуется исполнительной властью через «Закон о свободе совести и вероисповедания». Изучение курса «Основы права» в средних профессиональных религиозных образовательных учреждениях предполагает как ознакомление с общим устройством правовой системы государства, так и с теми её положениями, которые касаются «Закона о свободе совести и вероисповедания».
2. Наименование направления и профиля подготовки
Рабочая программа составлена согласно Образовательному стандарту среднего профессионального религиозного образования по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания», профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык (базовая подготовка), (квалификация (степень) для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка), утвержденного приказом Председателя Централизованной религиозной организации – Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Муфтия от 12.11.2014 №74
.
3. Код и наименование дисциплины
ОГС.04, “Основы права”
4. Целью освоения дисциплины «Основы права»являетсяформирование правосознания и правовой культуры,воспитаниегражданской ответственности и чувства собственного достоинства, а также дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
5. Место дисциплины в структуре ООП
«Основы права» - это дисциплина, которая относится к циклу общих гуманитарных и социальных дисциплин и направлена на развитие у студентов правового мышления и навыков овладения культурой правовых взаимоотношений.
Дисциплина «Основы права» является общепрофессиональной дисциплиной.Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в общественной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общегражданские компетенции(шифр - ОГК) отражают сформированность у выпускника общегражданской российской идентичности, обеспечивают способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп; формирование у выпускника общегражданских компетенций имеет целью интеграцию мусульманского сообщества в современную общественную структуру России на основе равенства всех перед законом и уважения прав человека. Общегражданские компетенции состоят из ряда компетенций, включающих в себя следующий комплекс знаний, умений, навыков, убеждений:
Осознание себя гражданином страны и ответственность за свою гражданскую позицию. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям;
- знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях;
- знание символов государства (герб, флаг, гимн);
- умение соотносить свои интересы и интересы мусульманского сообщества с общими интересами общества и государства;
- нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
- умение соотносить цели проповеднической миссии всех пророков с общечеловеческими ценностями.
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям различных народов, проживающих в России, толерантно воспринимать социальные и культурные различия между ними. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- уважение традиций и культурного наследия своей страны;
-толерантное отношение к различным культурам, религиям и умение работать с представителями культур и религий, чье мировоззрение отличается от догматов исламского вероучения;
- осознание исторической преемственности и взаимосвязи татарской национальной и исламской культур.
Умение выстраивать толерантные отношения и сотрудничать в рамках реализации значимых социальных проектов с представителями иных культур, религиозных конфессий, религиозных течений, в том числе религиозных течений в исламе, не запрещённых законодательством РФ. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- умение выстраивать сотруднические, дружеские, доверительные отношения между людьми и понимание ценности таких отношений;
-знание особенностей речевого этикета и умение вести диалог, поддерживать межличностные и деловые отношения с представителями различных социальных групп;
- знание религиозных канонических обоснований толерантных взаимоотношений людей различных убеждений в поликонфессиональной и полиэтнической среде;
-умение сотрудничать с представителями религиозных организаций(в том числе немусульманских) и привлекать их к совместной деятельности для решения социально значимых задач и выполнения социальных проектов;
- способность вести религиозный диалог с представителями иных конфессий с учетом единства общечеловеческих ценностей;
- способность к выстраиванию толерантных отношений с людьми имеющими различные взгляды относительно религии и веры.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости исламских религиозных традиций и конкретного исторического (культурного, социального, политического и т.д.) контекста их существования. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- понимание исторического и современного контекстов применения норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с конфликтными ситуациями с участием мусульман;
- способность к пониманию священных текстов, исходя из исторических и социокультурных контекстов их применения.
Общие педагогические компетенции(код – ОПК)
Готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
- Способность самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу по образовательным программам религиозного мусульманского образования.
- Способность решать задачи религиозного воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся по образовательным программам религиозного мусульманского образования.
- Готовность применять современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Специальные педагогические компетенции(код – СПК) обеспечивают способность выпускника осуществлять образовательную деятельность по конкретным дисциплинам образовательных программ начального религиозного и среднего профессионального религиозного образований с использованием современных и традиционных для религиозного мусульманского образования методов обучения и воспитания. Специальные педагогические компетенции включают в себя следующий комплекс знаний, умений, навыков:
- Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Основы права».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- права и свободы человека и гражданина;
- символы государства (герб, флаг, гимн);
- понятия «право», «социальная норма», «правоотношение»;
- функции права, место права среди других социальных норм;
- понятие нормативно-правовых актов (НПА), понятие правовых документов;
- федеративное устройство России;
- полномочия президента России;
- структуру и назначение Федерального собрания России;
- функции и полномочия правительства Российской Федерации;
- структуру судебной власти;
- принципы местного самоуправления
- основные положения «Закона о свободе совести и вероисповедания»
Уметь:
- определять функции права;
- формулировать отличия между правовыми нормами и другими видами социальных норм;
- формулировать задачи и цели деятельности государства;
- характеризовать особенности Российского государства;
- формулировать права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- отличать административные правонарушения от других видов правонарушений;
- составлять трудовой договор;
- отличать преступление от правонарушения.
Владеть:
- навыками последовательного и доказательного (с выделением главного) изложения правового материала;
- навыками использования изученной правовой терминологии;
- навыками использования кодексов и комментариев к ним при рассмотрении конкретных правовых ситуаций;
- навыками подбора правовой литературы, составления конспектов и тезисов выступлений по правовым вопросам;
- навыками применения правовых знаний при оценке поступков и фактов реальной жизни, которые имеют юридическое значение.
7. Структура и содержание дисциплины
Тема 6. Правоотношения.
Понятие правоотношения. Основание возникновения правоотношения. Юридические факты, их виды. Структура правоотношения. Субъекты правоотношений, их виды. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность субъектов права.
Тема 7. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Право и поведение личности. Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений. Преступления и проступки. Состав правонарушения. Презумпция невиновности. Юридическая ответственность, ее виды; ответственность за проступки и преступления (в том числе экстремистского характера).
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
– ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Мусульманская религиозная организация-учреждение среднего профессионального религиозного образования –медресе «Мухаммадия»
«Утверждаю»
Директор медресе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА/УМК
по дисциплине «Основы права»
направление «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания», профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык (базовая подготовка)
Составитель: преподаватель
Согласовано |
Заместитель директора/проректор по учебной работе «___»_______________20___г. |
Казань 2015
Содержание
1. Пояснительная записка -----------------------------------------------------------------------------------3
2. Наименование направления и профиля подготовки ----------------------------------------------------3
3. Код и наименование дисциплины --------------------------------------------------------------------------3
4. Цель и задачи освоения дисциплины ----------------------------------------------------------------------3
5. Место дисциплины в структуре ООП--------------------------------------------------------------------- 4
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины-------------- -4
7. Структура и содержание дисциплины--------------------------------------------------------------------- 7
7.1.Общая трудоемкость дисциплины----------------------------------------------------------------------- 8
7.2.Содержание дисциплины(аудиторные занятия)-------------------------------------------------------- 8
7.3.Содержание дисциплины(самостоятельные занятия)--------------------------------------------------9
8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины------------------------------- 9
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины---------------------------------------------------10
10.Методические рекомендации (материалы) для преподавателя---------------------------------------10
11. Методические указания для обучающихся----------------------------------------------------------------- 10
12. Контрольные материалы по внутрисеместровой, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся---------------------------------------11
Пояснительная записка
В современной обыденной жизни гражданину необходимо иметь представление о правовой системе государства, в котором он живет, о структуре государственной власти. Не менее важны знания о правонарушениях и наказаниях: ведь если человек осведомлен о негативных последствиях, предусмотренных правовой системой государства, вряд ли он будет сознательно нарушать закон. Поэтому федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования предусматривается изучение курса «Основы права».
Правоведение – это собирательное понятие, включающее в себя совокупность знаний о праве, аккумулирующих теорию права и государства, конституционное, гражданское, трудовое, семейное, административное, уголовное право и другие юридические дисциплины.
Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и меняется в соответствии с нормами Конституции, однако основные моменты остаются неизменными, и ознакомление студентов с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права, является самой главной частью изучаемого курса.
Студенты среднего профессионального звена после изучения данного курса должны обладать теоретическими знаниями, рядом умений и навыков, представляющих их компетентными специалистами своей профессиональной области.
Исторически Россия складывалась – как поликонфессиональное и многонациональное государство и одной из приоритетных задач сегодня является соблюдение и гарантия прав и свобод гражданина и человека, независимо от его национальной и религиозной принадлежности. Данная норма четко прописана в Конституции России и реализуется исполнительной властью через «Закон о свободе совести и вероисповедания». Изучение курса «Основы права» в средних профессиональных религиозных образовательных учреждениях предполагает как ознакомление с общим устройством правовой системы государства, так и с теми её положениями, которые касаются «Закона о свободе совести и вероисповедания».
2. Наименование направления и профиля подготовки
Рабочая программа составлена согласно Образовательному стандарту среднего профессионального религиозного образования по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций мусульманского вероисповедания», профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык (базовая подготовка), (квалификация (степень) для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка») (базовая подготовка), утвержденного приказом Председателя Централизованной религиозной организации – Духовное управление мусульман Республики Татарстан, Муфтия от 12.11.2014 №74
.
3. Код и наименование дисциплины
ОГС.04, “Основы права”
4. Целью освоения дисциплины «Основы права»являетсяформирование правосознания и правовой культуры,воспитаниегражданской ответственности и чувства собственного достоинства, а также дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку.
5. Место дисциплины в структуре ООП
«Основы права» - это дисциплина, которая относится к циклу общих гуманитарных и социальных дисциплин и направлена на развитие у студентов правового мышления и навыков овладения культурой правовых взаимоотношений.
Дисциплина «Основы права» является общепрофессиональной дисциплиной.Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отличительными особенностями программы являются:
– практико-ориентированный подход к изложению и применению в реальной жизни правовой информации;
– усиление акцента на формирование правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
– создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
– акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
– формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в общественной среде;
– обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Общегражданские компетенции(шифр - ОГК) отражают сформированность у выпускника общегражданской российской идентичности, обеспечивают способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп; формирование у выпускника общегражданских компетенций имеет целью интеграцию мусульманского сообщества в современную общественную структуру России на основе равенства всех перед законом и уважения прав человека. Общегражданские компетенции состоят из ряда компетенций, включающих в себя следующий комплекс знаний, умений, навыков, убеждений:
Осознание себя гражданином страны и ответственность за свою гражданскую позицию. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- понимание значения своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества, устойчивое позитивное отношение к своим общественным обязанностям;
- знание прав и свобод человека и гражданина, умение их реализовывать в различных жизненных ситуациях;
- знание символов государства (герб, флаг, гимн);
- умение соотносить свои интересы и интересы мусульманского сообщества с общими интересами общества и государства;
- нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;
- умение соотносить цели проповеднической миссии всех пророков с общечеловеческими ценностями.
Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям различных народов, проживающих в России, толерантно воспринимать социальные и культурные различия между ними. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- уважение традиций и культурного наследия своей страны;
-толерантное отношение к различным культурам, религиям и умение работать с представителями культур и религий, чье мировоззрение отличается от догматов исламского вероучения;
- осознание исторической преемственности и взаимосвязи татарской национальной и исламской культур.
Умение выстраивать толерантные отношения и сотрудничать в рамках реализации значимых социальных проектов с представителями иных культур, религиозных конфессий, религиозных течений, в том числе религиозных течений в исламе, не запрещённых законодательством РФ. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- умение выстраивать сотруднические, дружеские, доверительные отношения между людьми и понимание ценности таких отношений;
-знание особенностей речевого этикета и умение вести диалог, поддерживать межличностные и деловые отношения с представителями различных социальных групп;
- знание религиозных канонических обоснований толерантных взаимоотношений людей различных убеждений в поликонфессиональной и полиэтнической среде;
-умение сотрудничать с представителями религиозных организаций(в том числе немусульманских) и привлекать их к совместной деятельности для решения социально значимых задач и выполнения социальных проектов;
- способность вести религиозный диалог с представителями иных конфессий с учетом единства общечеловеческих ценностей;
- способность к выстраиванию толерантных отношений с людьми имеющими различные взгляды относительно религии и веры.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости исламских религиозных традиций и конкретного исторического (культурного, социального, политического и т.д.) контекста их существования. Включает в себя следующие знания, умения, навыки, убеждения:
- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;
- понимание исторического и современного контекстов применения норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с конфликтными ситуациями с участием мусульман;
- способность к пониманию священных текстов, исходя из исторических и социокультурных контекстов их применения.
Общие педагогические компетенции(код – ОПК)
Готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов.
- Способность самостоятельно готовить учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу по образовательным программам религиозного мусульманского образования.
- Способность решать задачи религиозного воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся по образовательным программам религиозного мусульманского образования.
- Готовность применять современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Специальные педагогические компетенции(код – СПК) обеспечивают способность выпускника осуществлять образовательную деятельность по конкретным дисциплинам образовательных программ начального религиозного и среднего профессионального религиозного образований с использованием современных и традиционных для религиозного мусульманского образования методов обучения и воспитания. Специальные педагогические компетенции включают в себя следующий комплекс знаний, умений, навыков:
- Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «Основы права».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- права и свободы человека и гражданина;
- символы государства (герб, флаг, гимн);
- понятия «право», «социальная норма», «правоотношение»;
- функции права, место права среди других социальных норм;
- понятие нормативно-правовых актов (НПА), понятие правовых документов;
- федеративное устройство России;
- полномочия президента России;
- структуру и назначение Федерального собрания России;
- функции и полномочия правительства Российской Федерации;
- структуру судебной власти;
- принципы местного самоуправления
- основные положения «Закона о свободе совести и вероисповедания»
Уметь:
- определять функции права;
- формулировать отличия между правовыми нормами и другими видами социальных норм;
- формулировать задачи и цели деятельности государства;
- характеризовать особенности Российского государства;
- формулировать права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- отличать административные правонарушения от других видов правонарушений;
- составлять трудовой договор;
- отличать преступление от правонарушения.
Владеть:
- навыками последовательного и доказательного (с выделением главного) изложения правового материала;
- навыками использования изученной правовой терминологии;
- навыками использования кодексов и комментариев к ним при рассмотрении конкретных правовых ситуаций;
- навыками подбора правовой литературы, составления конспектов и тезисов выступлений по правовым вопросам;
- навыками применения правовых знаний при оценке поступков и фактов реальной жизни, которые имеют юридическое значение.
7. Структура и содержание дисциплины