Законность и правопорядок: понятие, принципы и гарантии.

Законность определяется как принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.

Основные принципы законности: 1) принцип верховенства законности – означает главенство, прямое действие и высшую юридическую силу закона в системе других источников права; 2) принцип единства законности предполагает одинаковое понимание и применение закона на всей территории его действия; 3) целесообразность законности означает связь законности с целесообразностью. Целесообразность законности предполагает необходимость выбора варианта действия в соответствии с вариантами, не запрещенными нормами права; 4) принцип реальности законности означает реализацию фактического исполнения правовых предписаний в деятельности субъектов права, неотвратимость ответственности за правонарушения; 5) принцип гарантированности права и свобод человека и гражданина – означает невозможность реализации прав личности без законности, так как законность выступает их гарантией; 6) принцип неразрывной связи законности с культурой означает зависимость законности от состояния культуры в целом и от правовой культуры в частности; 7) принцип постоянной реализации законности означает состояние неотвратимости наступления ответственности за правонарушения.

Правопорядок – это состояние фактически складывающихся общественных отношений, урегулированных нормами права. Это процесс практического соблюдения, исполнения, использования и применения законов и подзаконных актов, итог воплощения законности в реальные общественные отношения.

Принципы правопорядка:

1) полнота правового регулирования. Правопорядок в полном объеме может быть установлен лишь там, где правом урегулированы все общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации;

2) своевременность правового регулирования. Отношения, являющиеся составной частью правопорядка, должны вовремя подвергаться правовому регулированию со стороны законодателя;

3) точность, ясность, доходчивость правового регулирования. Нормативные правовые акты создаются для их реализации в поведении людей. От того насколько точно, ясно и доходчиво будут изложены в нем нормы, зависит качество правопорядка.

Если законность является качественной характеристикой правовой деятельности, является свойством принципа, метода и режима, то правопорядок является упорядоченной системой правовых отношений. Если законность является реализующимся правом, отражает характеристику процесса реализации права, то правопорядок является реализованным правом. Таким образом, законность является средством установления правопорядка, а правопорядок является итоговым результатом реализации права в целом. Наличие режима законности означает наличие правопорядка и наоборот. Также необходимо отметить, что если законность и правопорядок предусматривают реализацию как прав, так и обязанностей субъектов, то дисциплина представляет собой, в первую очередь, исполнение возложенных обязанностей.

Гарантии— это совокупность условий и способов, позволяющих беспрепятственно реализовать правовые нормы, пользоваться субъек­тивными правами и исполнять юридические обязанности. Под гаран­тиями понимаются как объективные условия существования обще­ства, так и специально выработанные государством и обществен­ностью средства, обеспечивающие точную реализацию норм права всеми субъектами. Гарантии можно разделить на две группы: юридические и неюридичес­кие. К неюридическим гарантиям относятся те объектив­но сложившиеся в обществе социальные, экономические, политические, идеологические условия, отношения и факторы, которые оказывают существенное, хотя и опосредо­ванное, влияние на весь процесс формирования, установ­ления и реализации права. Их можно назвать условиями обеспечения законности. К юридическим гарантиям относятся условия и фак­торы юридического характера, оказывающие непосред­ственное воздействие на процесс установления, упрочения и реального функционирования режима правовой законно­сти и правопорядка. Различают общие гарантии: социально-экономические, политические, юридические, идеологические, международ­ные и специальные — нормативные и организационно-правовые.

Наши рекомендации