Норма права: понятие, структура, классификация

Норма права –правило поведения установленное или санкционированное правящим классом. Выражающее волю правящего класса, регулирует общественные отношения, обеспечивается силами гос.принуждения.

Структура нормы права:

гипотеза - элемент нормы права, который указывает на условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Она согласует общий вариант поведения с конкретным случаем, временем, местом;

диспозиция - элемент нормы права, который содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения;

санкция - элемент нормы права, который устанавливает неблагоприятные последствия для ее нарушителей, меры гос. воздействия на нарушителя нормы.

Виды:

1) по характеру предписываемого поведения: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие;

2) по категоричности предписания:

императивные (представляют собой категорические предписания, допускают один вариант трактовки

диспозитивные (предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность самостоятельного выбора варианта в законных пределах;

3) в зависимости от цели: регулятивные; охранительные;

4) в зависимости от предмета регулирования (отрасли, к которой принадлежат): конституционные; уголовно-правовые; административные; гражданско-правовые; трудовые и др.;

5) в зависимости от субъекта, создавшего: нормы Конституции; нормы законов; нормы подзаконных актов; делегированные нормы права (изданы органом местного самоуправления, иным органом по поручению компетентного государственного органа);

6) по степени определенности:

абсолютно-определенные (формулируют единственный возможный вариант поведения);

относительно-определенные (устанавливают ряд вариантов поведения, при этом дают возможность выбрать один из них в пределах нормы);

7) по способу изложения:

прямой способ изложения (наличие в статье 3_х элементов нормы права);

отсылочный (бланкетный) способ изложения (одного элемента не хватает, поэтому имеется отсылка к другой норме права, в которой содержится недостающий элемент;

8) по времени действия: постоянные; временные;

9) по кругу лиц, на которых они распространяются: общие (для всех); специальные (для определенного круга лиц.

Классификация правовых норм:

1.По субъектам правотворчества (сфере действия):

Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства;

Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия -имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей;

Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка).

По выполняемым функциям

регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений;

охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания;

3.По социальному назначению и роли в правовой системе:

учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства;

обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепят­ственной реализации права;

декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления;

дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.);

коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями;

оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.;

4.По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям):уголовно-правовые;
гражданско-правовые; трудовые; административные и т.п.

Отраслевые нормы подразделяются:

материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения;

процессуальные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права

(совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм:

обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса;

обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров.

5.По методу правового регулирования:

императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания);

диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП);

поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом. Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания);

рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия).

6.По средствам, используемым для регулирования общественных отношений:

^ обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия;

^ управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать

положительные действия;
^ запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания.

7. По времени: постоянные и временные нормы права (действуют до отмены другим актом);

8. По кругу лиц:

^ общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного

государства;

^ специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, желез-

нодорожников.

9.Специализированные нормы:

^ компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и

морального характера;

^ коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-

разному регулируют одни и те же общественные отношения.

10.В зависимости от характера структурных элементов:
Уотносительно-определенные;

^ бланкетные;

^ отсылочные

По степени определенности.

^ абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все

условия их действия оговорены в тексте;
^ относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы;

^ альтернативные.

Структура нормы права- совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную
самостоятельность нормы. Норма права должна четко определять:
^ при каких условиях она должна действовать (гипотеза);

^ какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях (диспозиция);

^ какие санкции устанавливает государство в случае невыполнения предписаний нормы права (санкция).

Структура юридической нормы как логическая взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции в наиболее общем виде может быть выражена формулой: «если - то - иначе».

Гипотеза - указывает ну условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы права; привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Виды гипотез:

простые - ставят применение нормы права в зависимость от одного определенного условия; например, ч. 2 ст. 945 ГК РФ указывает: «При заключении договора личного страхования страховщик вправе провести обследование страхуемого лица для оценки фактического состояния его здоровья». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — если заключается договор личного страхования;

сложные - ставят применение нормы права в зависимость от двух и более условий; например, ст. 101 СК РФ

устанавливает, что усыновление без согласия родителей возможно: если родители более года не проживают

совместно с ребенком, не принимают участия в его воспитании или содержании и не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы;

»альтернативные - связывают действие нормы права с одним из нескольких условий, перечисленных в норме; например, в ст. 31 СК РФ предусмотрено: «Муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка». Таким образом, дос­таточно одного обстоятельства из указанных двух, чтобы отказать лицу в возбуждении дела о расторжении брака.

Диспозиция- содержит правило поведения, права и обязанности субъектов права, определяет меру дозволенного

и должного, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения:

»абсолютно-определенные - исчерпывающе формулируют правила поведения (Конституция, Статья 46 ч.1 «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»);

относительно-определенные - устанавливая правило поведения, дают возможность уточнить его в конкретном случае в пределах нормы (покупатель, купивший товар ненадлежащего качества, может либо заменить его, либо вернуть деньги, либо устранить недостатки)

бланкетные - отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте.

Санкция - называет те неблагоприятные, которые могут наступить для нарушителей нормы права; содержат меры не только наказания, го и предупредительного воздействия, защиты, восстановительные и компенсационные меры. Виды санкций:

абсолютно-определенные - содержат четкую меру наказания или воздействия на правонарушителя;

относительно-определенные - допускают возможность использовать меры наказания в определенных рамках - «от - до» (характерно для норм УП);

альтернативные - содержат указание на несколько возможных санкций, а суд может избрать одну из них;

кумулятивные - допускают или прямо обязывают применить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную, например, конфискацию имущества.

Наши рекомендации