Порядок формирования и деят. Конст.Суда РБ.

Конституционно-правовой статус Конст. Суда РБ опред-ся К. РБ, Зак-м от 30.03.1994 г. «О Конст. Суде РБ» с изм. и доп., Регламентом Конст-го Суда РБ от 18.09.1997 г. с изм. и до­п. Конст. Суд занимает особое положение в с-ме органов гос. власти, в т.ч. орга­нов суд. власти. Он принадлежит к числу органов, при­званных осуществлять конституционное правосудие и обес­печивать законность. Конст. Суд РБ - это суд. специализированный орган конст-го контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий суд. власть посредством конституц-го судопр-ва. Задачи Конст.Суда РБ: -контроль за конституционностью нормативных актов в РБ; - обеспечение верх-ва К. и ее непосредственного действия на тер-рии р-ки; - утверждение законности в правотворчестве и правоприменении. Осн. принципами деят-сти Конст.Суда явл. законность, независимость, коллеги­альность, гласность, устность, равноправие и состязатель­ность сторон. Конст.Суд РБ сост. из 12 судей: Председателя, зам.Председателя и 10 судей. Порядок фор­мирования: 6 судей назнач. Презид., 6 судей избир. Советом Р-ки Нац. собрания РБ. Председатель Конст.Суда назначается Президентом с согла­сия Совета Р-ки из числа судей Конст.Суда сроком на 5 лет, Зам. Председателя избир. Конст.Судом из состава судей по предложению Пред. Конст.Суда сроком на 5 лет. Требования к кандидату на должность судьи Конст. Суда: судьей Конст.Суда м.б. назначен, избран гр-н РБ, имею­щий высшее юрид. образ., являющийся вы­сококвалифиц. специалистом в обл. права и имеющий, как правило, ученую степень, обладающий вы­сокими моральными кач-вами. Предельный возраст чле­нов Конст.Суда-70 лет. Судьи назначаются, избираются на 11 лет и м.б. назначены или избраны на новый срок. Конст.Суд правомочен принимать реш. и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее 8 чл.Конст.Суда. Член Конст. Суда вправе принимать уча­стие в его работе после принесения присяги. К присяге членов Конституционного Суда приводит Президент РБ в присутствии Председателя Палаты пред­став. и Председателя Совета Р-ки Нац. собрания РБ.

78. Компетенция Конституционного Суда РБ.Рассматривает дела и дает за­ключения о:

- соответствии зак-в, декретов и указов През. РБ, междунар. договорных и иных обязательств РБ Конституции и между­народно-правовым актам, ратифицированным РБ; - соответствии актов межгос-ных образований, в кот. входит РБ, указов През.РБ, изд-ных во исполнение закона, К., международно-правовым актам, ратифиц-ным РБ, законам и декретам; -соответствии постановлений СовМина РБ, актов Верх. Суда РБ, Высшего Хоз. Суда РБ, Ген. прокурора РБ К., международно-правовым актам, ратифиц-ным РБ, законам, декретам и указам През. РБ; -соответствии актов любого др. гос. органа К., международно-правовым актам, ра­тифиц-ным РБ, законам, декре­там и указам През. РБ.

Конст. Суд рассматривает вопросы о кон­ституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений. В случаях, предусм-ых К., Конст.Суд дает заключ. о наличии фактов система­тического или грубого нарушения палатами Парламента К. РБ (ст.5 З-на «О Кон­ст. Суде РБ»).

Конст. Суд готовит ежегодные послания През. и палатам Нац. собрания РБ о состоянии конституционной законности. Конст.Суд рассм. вопросы на ос­новании соотв-щих предложений инициаторов. Предложения о проверке конституционности акта впра­ве внести: През.РБ, Палата пред-лей, Совет Р-ки, Верх.Суд РБ, Высш.Хоз.Суд РБ, СовМин РБ.

В случае, предусм. ст. 112 К., если при рассм. конкретного дела суд придет к выводу о несоотв. норм. акта К., он при­ним. реш-е в соотв-вии с К-цией и после вступления в законную силу суд-го постановления ста­вит вопрос о вне­сении ими предложения в Конст. Суд о при­знании данного норм. акта неконституционным. Верх.Суд или Высш. Хоз. Суд РБ обязаны в месячный срок внести в Конст. Суд предложение о признании такого норм. акта неконституционным. Конст. Суд, проверяя конституционность оспариваемого норм. акта, устанавливает соответствие его К., ме­ждунар.-правовым актам, ратифиц. РБ, законам, декретам и указам През. РБ: - по содержанию норм; - по форме нормативного акта; - с т.зр. разграничения компетенции между гос. органами; - по порядку принятия, подписания, опубл. и введения в действие. Норм. акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрач. силу с момен­та, определяемого Конст.Судом.

Прокурорский надзор в РБ

Прокуратура в РБ ­ самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов. Прокуратура – государственный орган. Прокуратура не входит в систему органов в систему органов судебной власти. Не в ходит в законодательную, судебную и исполнительную ветви власти. Некоторые ученые относят прокуратуру к новой, четвертой ветви власти: контролирующей.

Согласно Конституции ст. 125 прокуратура осуществляет надзор за точным, единообразным исполнением законов, декретов и иных нормативно-правовых актов министерствами и другими подведомственными Совмину органами власти, предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура не осуществляет надзор за деятельностью Президента, Парламента, Правительства, так как обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов.

Компетенцию, организацию и порядок деятельности органов прокуратуры определяет конституция и закон «О Прокуратуре РБ от 29 января 1993».

Цели деятельности прокуратуры:

– обеспечить верховенство закона;

– укрепление законности;

– защита прав и свобод человека и гражданина;

– защита охраняемых законом прав, свобод и интересов общества и государства.

Основные направления деятельности прокуратуры:

– надзор за точным и единообразным исполнением законов;

– надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях;

– надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных форм государственной деятельности. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в пределах собственной компетенции независимо от каких-либо других государственных органов. Прокуратура в механизме государства осуществляет особенную, свойственную только ей функцию надзора за исполнением законов, выполняет другиезадачи.

82. Порядок образования прокурорского надзора в РБ

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции (ст. 126–127) и ст. 4 Закона о прокуратуре.

Органы прокуратуры РБ:

– составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору РБ;

– осуществляют полномочия в пределах своей компетенции и независимо от органов государственной власти и управления, должностных лиц, СМИ, политических, общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией РБ и законами РБ;

– принимают меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения;

Взаимодействуют с другими правоохранительными органами в деле укрепления правопорядка;

– действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.

Генеральный прокурор РБ назначается Президентом РБ с согласия Совета Республики. Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором, заместители Ген. Прокурора назначаются им с согласия Президента РБ. Срок полномочия генерального прокурора и всех нижестоящих прокуроров – пять лет.

Ген. Прокурор РБ назначает и освобождает от должности:

– прокуроров областей;

– прокурора г. Минска;

– Белорусского транспортного прокурора;

– прокуроров районов (городов);

– межрайонных прокуроров и приравненных к ним военных, транспортных прокуроров;

– прокуроров по надзору за исполнением законов в исполнительных учреждениях.

Ген. Прокурор руководит деятельностью всех органов прокуратуры и осуществляет силами аппарата контроль за их работой. Ген. прокурор утверждает в пределах бюджетных ассигнований оргструктуру и штатное расписание органов прокуратуры.

В республиканской прокуратуре образуется коллегия в составе Ген. Прокурора РБ (председатель), его 1-го заместителя и заместителей и других работников. Персональный состав коллегии утверждается Парламентом РБ по представлению Ген. Прокурора.

Аналогичные коллегии создаются в областях и г. Минске по аналогичному принципу.

Коллегия является совещательным при соответствующем прокуроре и рассматривает наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры.

В силу ст. 127 Конституции Ген. Прокурор и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий и руководствуются законодательством. В своей деятельности Генеральный прокурор подотчетен Президенту.

В настоящее время, Генеральный прокурор Беларуси – Петр Миклашевич

Наши рекомендации