Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
Цель мер административного пресечения:
1. предотвращение противоправного действия. Могут применяться и после завершения противоправных действий с целью привлечения лица к ответственности.
Черты мер административного пресечения:
1. Главная отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).
2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.
3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.
4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.
Основания применения мер пресечения:
1. совершение правонарушения или объективно противоправного деяния.
Виды мер пресечения:
1. общие меры пресечения
- требование прекратить противоправное поведение
- требование устранить допущенные нарушения
Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.
2. специальные меры пресечения.
- применение физической силы
- применение специальных средств
- применение огнестрельного оружия
Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.
Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.
3. процессуальные меры пресечения.
Применяются в рамках того или иного производства/процедуры. Не связаны с применением физической силы, специальных средств и как правило являются результатом контрольно-надзорной деятельности. => приостановление действия лицензии и т.д.
Специальные меры административного пресечения: применение физической силы, специальных средств, оружия.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники обязаны:
1) предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным либо невозможным;
2) обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;
3) доложить непосредственному начальнику о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия.
В случае ранения или смерти лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия сотрудники, сообщают об этом прокурору. Применение сотрудниками физической силы, специальных средств и оружия с нарушением правил, влечет за собой установленную ответственность.
Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
Специальные средства:
Огнестрельного (табельного) оружия.
Наручники и иные блокирующие движение средства.
Аэрозольные и химические препараты.
Средства электрического поражения.
Специальный автотранспорт.
Водометная техника.
Служебные животные.
Палки резиновые и т.д.
Огнестрельное оружие применяется субъектами административной власти, и только ими, а все остальные субъекты права (должностные лица, граждане) используют его не для реализации властных полномочий, а для необходимой обороны. Единого правового акта, регламентирующего применение огнестрельного оружия, нет. Об использовании оружия в целях пресечения говорится в ряде российских законов, но наиболее подробно — в Законе о полиции.
В зависимости от целей можно выделить такие виды применения огнестрельного оружия:
1) не на поражение людей:
• использование не для пресечения (для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных, подачи сигнала тревоги или вызова помощи);
• с целью пресечения (для предупреждения о намерении применить оружие, для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования сотрудника полиции);
2) на поражение людей:
• с целью необходимой обороны, для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; для отражения нападения на представителя власти, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан; помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;
• в условиях крайней необходимости (для освобождения заложников; для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление);
• для пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Закон допускает применение огнестрельного оружия против любых лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского, дипломатического и иных иммунитетов, служебного, социального положения и иных, характеризующих субъекта посягательства или задерживаемого субъекта, обстоятельств. Вместе с тем установлен и ряд ограничений. Так, по общему правилу запрещено применять огнестрельное оружие в отношении:
• беременных женщин, если это очевидно или известно;
• лиц с явными признаками инвалидности (к таким признакам относятся, в частности, отсутствие конечности, невозможность самостоятельного передвижения или крайняя ее затрудненность, слепота и т. д.);
• несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен.
В исключение из общего правила закон разрешает прибегнуть к огнестрельному оружию, если женщина, инвалид или несовершеннолетний совершает одно из следующих действий:
• в одиночку или в составе группы оказывает вооруженное сопротивление;
• в одиночку или в составе группы совершает вооруженное нападение;
• в составе группы (то есть действует совместно хотя бы еще с одним соучастником, независимо от его пола, возраста и состояния здоровья) осуществляет нападение, угрожающее жизни людей.