Право законодательной инициативы.

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Президент РФ.

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности.

Введение института Президентства в РФ:

- Всенародный референдум 17 марта 1991г.

- решение Верховного Совета РСФСР. Оформлено в виде закона от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РФ»

- Президент – глава государства, глава исполнительной власти, избирается народом, срок полномочий 4 года.

- Введена глава в КРСФСР 1978 Г. «О Президенте»

- 12 июня 1991 г. первым Президентом России был избран Б.Н.Ельцин

Президент – Глава государства – это носитель государственного суверенитета; обеспечивает устойчивость и преемственность государственной власти; Президент осуществляет высшее представительство государства внутри страны и в м\н отношениях; несёт персональную ответственность за положение дел в стране.

В КРФ статуса Президента посвящена гл.4:

1) Функции Президента

2) Полномочия Президента

3) Условия и порядок пребывания

4) Ответственность

Место Президента в системе разделения властей:

- Президент не входит ни в одну из ветвей власти, обеспечивает их согласованное функционирование, координацию и взаимодействие.

- Президент принимает прямое участие в осуществлении законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президент РФ – гос. орган в одном лице.

Администрация Президента является органом, содействующим главе государства в реализации полномочий, обладает правом лишь совещательного голоса.

Президент РФ все полномочия реализует единолично.

Президент не является гос. служащим. Он занимает гос. должность, установленную КРФ для непосредственного исполнения полномочий гос. органа.

Президент имеет гос. символы гос. власти: штандарт (флаг) и знак Президента РФ.

Наши рекомендации