Комитеты и комиссии палат ФС РФ.

СФ образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Комитеты и постоянные комиссии образуются для предварительного рассмотрения одобренных ГД и переданных на рассмотрение СФ проектов законов РФ о поправках к КРФ, ФКЗ, ФЗ. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Комитет, комиссия Совета Федерации:

  • разрабатывает и предварительно рассматривает законопроекты и поправки к законопроектам по вопросам своего ведения
  • готовит предложения по разделам проекта федерального бюджета
  • осуществляет подготовку заключений по одобренным ГД и переданным на рассмотрение СФ проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, по принятым ГД и переданным на рассмотрение СФ федеральным законам;
  • предварительно рассматривает внесенные в ГД законопроекты;
  • рассматривает ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ

Каждый член СФ обязан состоять в одном из комитетов СФ. Член СФ может быть членом только одного комитета палаты.

Для осуществления своих полномочий ГД образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов (комитет - до 35 депутатов).

Комитеты Государственной Думы:

  • вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц;
  • осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению ГД;
  • осуществляют подготовку проектов постановлений ГД;
  • осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение ГД;
  • рассматривают и исполняют поручения Совета ГД;
  • подготавливают запросы в КС РФ;
  • проводят анализ практики применения законодательства;

(Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству; по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству; по труду и социальной политике; по бюджету и налогам и т.д.).

Решение об образовании или о ликвидации комитета ГД оформляется постановлением палаты. Комитеты ГД образуются на срок, не превышающий срока полномочий ГД данного созыва. ГД образует комитеты на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется ГД, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности. Заседание комитета ГД правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета. Заседания проводятся не реже двух раз в месяц.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия ГД может создавать рабочие группы из числа членов комитета, комиссии, других депутатов, представителей государственных органов и иных организаций. Комитет, комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата ГД и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.

ГД образует комиссии в случаях и порядке, установленных КРФ, ФЗ и Регламентом. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий ГД данного созыва.

Фракции

Фракцией является объединение депутатов ГД, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе.

Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов.

Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя (заместителей) руководителя фракции. В составе фракции численностью более 100 депутатов ГД могут создаваться внутрифракционные группы.

Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии. В положении о фракции устанавливаются:

а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;
б) структура фракции;
в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя ;
г) порядок избрания руководящих органов фракции;
д) порядок избрания (назначения) лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;
е) порядок принятия решений фракции;
ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию.

Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Для регистрации фракция представляет:

а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов

б) протокол организационного собрания фракции

в) положение о фракции.

Депутат ГД вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции.

Парламентские расследования

1. Парламентскому расследованию подлежат:

1) факты грубого или массового нарушения гарантированных КРФ прав и свобод человека и гражданина;

2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2. Парламентскому расследованию не подлежат:

1) деятельность Президента Российской Федерации;

2) деятельность суда по осуществлению правосудия;

3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия.

Срок парламентского расследования не может превышать один год со дня создания комиссии.

Основаниями для возбуждения парламентского расследования являются события, ставшие известными членам СФ или депутатам ГД.По результатам парламентского расследования готовится итоговый доклад комиссии, который направляется в палаты ФС. В итоговом докладе должны содержаться выводы комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

Наши рекомендации