Юридическая ответственность иностранных граждан за совершение ими противоправных действий.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьями 33 и 35 Закона иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации, и должностные лица организаций, принимающих в Российской Федерации иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в Российской Федерации, их передвижения в пределах Российской Федерации, изменения ими места жительства в Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные составы административных правонарушений в данной сфере определены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Основной мерой административной ответственности, применяемой к нарушителям российского миграционного законодательства, является административный штраф. В качестве альтернативного вида наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нарушивших правила привлечения иностранных граждан и использования их труда, предусмотрено административное приостановление деятельности.
Самой серьезной мерой административного наказания для иностранных граждан является административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Согласно статье 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации, как мера административного наказании, устанавливается в отношении иностранных граждан и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Как следует из статьи 34 Закона об иностранных гражданах, административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного данным Законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, оформившего приглашение на въезд в Российскую Федерацию.
Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правила расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации при невозможности установления приглашающей стороны утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 N 769.
МВД России или его территориальный орган либо ФСБ России или ее органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в МИД России, а также в ФМС России.
МИД России уведомляет об административном выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин.
Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
Статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для административных правонарушений, выразившихся в нарушении иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан (в том числе иностранных работников), установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности и составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно статье 33 Закона об иностранных гражданах в том случае, если к административной ответственности привлекается иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.
В случае административного выдворения иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства, затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранного гражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателя или заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина к трудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление об административном выдворении указанного иностранного гражданина.
В случае если иностранный гражданин, срок проживания или временного пребывания которого в Российской Федерации сокращен, не выехал из Российской Федерации в течение 3 дней (пункт 1 статьи 31 Закона об иностранных гражданах), к нему применяется такая мера административного воздействия, как депортация. Депортации также подлежит иностранный гражданин, имевший разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, если он не выехал из Российской Федерации в случае аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в течение 15 дней с момента аннулирования (пункт 2 статьи 31 Закона об иностранных гражданах).
Депортация заключается в принудительной высылке иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Депортация иностранных граждан осуществляется органами внутренних дел, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица.
В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Расходование средств на мероприятия по депортации осуществляется по Правилам расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 N 769.
Иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения о депортации.