Понятие законодательства и способы его систематизации

Основные значения, в которых употребляется термин «законодательство».

Законодательство – все НПА, установленные или признаваемые государством, в том числе подзаконные НПА + локальные подзаконные НПА.

Второе значение: НПА государства.

Третье значение: акты высших органов госвласти (акты федерального собрания, президента, правительства).

Четвертое значение: совокупность действующих в государстве законов.

Систематизация – техника упорядочивания правовых актов.

Способы систематизации – те приемы, с помощью которых осуществляет систематизация.

1. Организация и учет (простейший способ) – не все считают это систематизацией. Сейчас она автоматизирована (Консультант +, Гарант, Кодекс). Может быть картотечна.

2. Инкорпорация – законодательные акты объединяются по определенному основанию без изменения их содержания. Основание: хронологическая, тематическая, по органу, издавшему акт, алфавитное.

3. Консолидация. Консолидация – различные, но тематические единые акты объединяются в один консолидированный акт. Отличие от тематической инкорпорации: при консолидации акты, сошедшие в состав консолидированного акта, утрачивают юридическую силу, а силу приобретает консолидированный акт в целом. То есть она может быть только официальной. Она связана с крайне незначительными изменениями правовых актов, выражающихся в исключении повторов, так как акты тематически едины. Считается, что для нашей правовой системы это не свойственно.

4. Кодификация. Ее трудно назвать систематизацией – Тимошина. Происходит как внутренняя, так и внешняя переработка содержания действующего законодательства. Завершается подготовкой кодифицированного правового акта. Может быть только официальной. Пример: кодекс, основы законодательства. Виды:

a. Всеобщая (свод законов Российской Империи), создание кодифицированного акта по основным отраслям законодательства.

b. Отраслевая – объединение норм в рамках объединенной отрасли

c. Специальная – объединяются нормы определенного правового института (таможенный, лесной кодекс)

На практике имеет место быть сочетание критериев, основ.

По юридической силе инкорпорация делится:

1.Официальную (официальный источник права) – как правило, является хронологической + орган, издавший акт. Например, собрание законодательства.

2.Неофициальное – не имеют статуса официального источника права. такой инкорпорацией может заниматься любой. Тут можно делать извлечения из законов (хрестоматия), но изменение содержания все равно не происходит.

Правовой обычай.

Обычай – правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.

Условия для правового обычая: правила поведения, вытекающие из правового обычая, должны обладать всеми признаками правовой нормы:

1. Предоставительно-обязывающий характер

2. Должен быть санкционирован государством (имеет значение для стран романо-германской правовой семьи; из этатистской теории права)

Санкционирование осуществляется путем ссылки на обычай как на общеобязательное правило поведения либо в НПА государства, либо при признании его судебно практикой.

При санкционировании правило правового обычая не раскрывается, а лишь говорится о возможности использования правового обычая для регулирования соответствующих отношений.

Подход этатистов: обычай – государственное санкционирование – правовой обычай.

Другой подход: правовой обычай – санкционированный правовой обычай.

Судебное решение будет вынесено с учетом правового обычая, сложившегося в определенной сфере общественной жизни.

Стороны в суде должны доказать существование правового обычая.

Неписаный характер правового обычая.

Классическое определение правового обычая: правовой обычай – санкционированное государством общезначимое общеобязательное правило поведения, сложившееся в результате постоянного единообразного повторения каких-либо фактических отношений (отождествление источника права с нормой права).

Другой подход к определению правового обычая: правовой обычай – устный правовой текст, сложившийся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений.

Наши рекомендации