Метод правового регулирования в этатизме – способ правового воздействия на общественные отношения со стороны государства.
Метод правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения с целью подчинения поведения субъектов требованиям правовых норм.Метод правового регулирования определяется предметом правового регулирования. Дваметода правового регулирования:
1. Императивный метод – способ правового воздействия на отношения субординации путем властного определения лишь одного возможного варианта поведения обязанной стороны.
2. Диспозитивный (автономный, метод децентрализации) –Диспозитивный метод – способ правового воздействия на отношения между юридически равными субъектами, не связанными друг с другом отношениями власти и подчинения путем предоставления субъектам права выбора варианта поведения в границах, установленных правовой нормой, в том числе право добровольно и по взаимному согласию принимать на себя обязанности по отношению друг к другу.
Диспозитивный и императивный метод нужно сопоставлять по следующим позициям:
1. Правовое положение субъектов
2. Основание возникновения, изменения и прекращения правовых отношений
3. Способы определения содержания прав и обязанностей участников правоотношений
4.Характер санкций.
Критерий | Императивный | Диспозитивный |
Правовое положение субъектов | Один из участников отношений обладает властными полномочиями, а другой – обязанностью подчинения. | субъекты не связаны друг с другом отношением власти и подчинения, юридически равные субъекты. |
Основание возникновения, изменения и прекращения правовых отношений | Указ сверху | Договор |
Способы определения содержания прав и обязанностей участников правоотношений | Субординация, публично-правовые отношения, правила поведения – императивные (властно определен только один возможный вариант поведения обязанной стороны): a. Соблюдение запрета b. Исполнение обязанности | Координация, частноправовые отношения, нормы предоставляют субъектам право выбора поведения в границах, установленных нормой, субъекты права добровольно и по взаимному согласию принимают на себя обязанности по отношению друг к другу. Преобладание управомочивания (дозволения), предоставленная мера социальной свободы, границы очерчиваются с помощью запретов. |
Характер санкций | Нарушение правовой обязанности вызывает наступление негативных последствий независимо от воли и желания потерпевшего. | Нарушение влечет наступление негативных последствий не из самого факта правонарушения, а лишь по требованию заинтересованной стороны в исковом порядке. |
Способы правового регулирования
Определяется характером сформулированного в норме правила поведения. Три способа:
1. Дозволение (управомочивание) – относится к диспозитивному методу правового регулирования. Адресат — управомоченный субъект. Предоставление права
2. Обязывание – относится к императивному методу правового регулирования. Адресат — субъект аткивной правовой обязанности. Возложение активной правовой обязанности.
3. Запрет – относится к императивному методу правового регулирования. Адресат — субъект пассивной правовой обязанности. Возложение пассивной правовой обязанности.
Запрет нужно соблюдать, обязывание исполнять, а дозволение использовать.
Концепция В.Д. Сорокина единого метода правового регулирования, соответствующего единому предмету правового регулирования. Три первичных способа воздействия на общественные отношения: дозволение, обязывание, запрет. Метод правового регулирования – определенное сочетание этих трех способов, воздействие при преобладании какого-либо одного из них, соответствующего характеру регулируемых отношений. Метод один.
Правовой режим
Разработан для того чтобы охарактеризовать своеобразие правового регулирования каждой отрасли права.
С.С. Алексеев: правовой режим – порядок регулирования, который характеризуется особым сочетанием дозволений, запретов и обязанностей соответственно предмету правового регулирования каждой отрасли права.
Типы правового регулирования.
С.С. Алексеев: тип правового регулирования – общая направленность правового регулирования, зависящая от того, что лежит в основе регулирования – дозволение или запрет.Существует два типа:
1. Общедозволительный (разрешено все, что не запрещено) – установление только тех запретов, без которых общество не может существовать (частно-правовые отношения)
2. Общезапретительный (разрешительный, запрещено все, что прямо не разрешено) – разрешается совершать все действия, прямо предписанные законодателем (публично-правовые отношения, этот тип доминирует в сфере применения юридической ответственности).
В.Д. Сорокин считает, что существует три типа правового регулирования, которые можно выделить в зависимости от того, что преобладает: обязывание, дозволение или запрет:
1. Гражданско-правовой (дозволение)
2. Административно-правовой (обязывание)
3. Уголовное-правовой (запрет)