Особенности социально-гуманитарного знания.

Социально-гуманитарные науки – науки о духе, о культуре.

Неокантианство, конец XIX-начало XX века – последователи Канта.

Различия между естественными и социально-гуманитарными знаниями – различия в объекте научного познания. Виндельбанд и Риккерт провели разлияи по методу.

Естественнонаучное знание

· Номотетический метод (номос – закон, тетический – устанавливать), т.е. законоустанавливающий метод

· Цель – установление закономерностей (в них - причинно-следственные связи).

· Классическая наука в качестве образца использует знания ествественнонаучные. Научно только то знание, которое использует номотетический метод. Это привело к проникновению естественнонаучных методов в социально-гуманитарные науки. Сформировался этатизм и юснатурализм под влиянием методов естественных наук.

Социально-гуманитарное знание

· Идиографический метод, то есть описывающий индивидуальные особенности.

Классическая социально-гуманитарная наука не могла объяснить, как право связано с человеком, не могла обосновать своего социально-гуманитарного характера. Три критерия:

1. Объект познания.

2. Отношение субъекта к объекту.

3. Методология.

В природе действуют законы общего, которые человек может познать, но не может изменить. Природа – объективная реальность. Общество создается самими субъектами в процессе их взаимодействия; социальные отношения всегда опосредуются человеческим сознанием; вне человеческого сознания социальные отношения не существуют. Право является результатом человеческой деятельности, воспринимается субъектами как обладающее свойствами независимости, объективности. Общество – субъективно-объективная реальность.
Субъект сохраняет дистанцию по отношению к объекту . Дистанции нет и быть не может! Исследователь вовлечен в те отношения, которые он изучает. Социально-гуманитарные знания часто подвергаются влиянию идеологии (к примеру, Карл Маркс).
Характерно обобщающее объяснение повторяющихся фактов в их причинно-следственной обусловленности. Все социальные явления обладают смыслом, а, следовательно, идет понимание смысла социального мира

Предмет ТГП

Объект науки не равен предмету науки.

Объект науки – то, на что направлено научное познание. В частности, объект ТГП – право (государственно-правовое явление).

Предмет науки – теоретические знания, полученные в результате исследования объекта.

Субъект мысленный образ объект

Предмет

Предмет ТГП – теоретические знания о сущностных свойствах права, а также его связи с человеком, обществом и государством.

Право – объект изучения многих наук. Предметы разные, а объект один.

Теорию права интересуют отличительные признаки права, отличающие право от других явлений.

Различие предмет и объекта общей теории права было обосновано доцентом Козловым В.А. в 1989 году. Профессор Честнов И.Л., профессор Тарасов Н.Н., профессор Поляков.

Вторая позиция определения предмета науки – нет оснований для различения предмета и объекта, это все право.Следствие из этатистского подхода к праву: чтобы познать, достаточно открыть кодекс. Под объектом понимаются закономерности возникновения, развития и функционирование права.Профессор Явич – приверженец к идеалам классической науки.

Предмет ТГП в постнеклассическом типе научной рациональности – исторически развивающаяся система знаний о праве, формировавшаяся под влиянием определенных условий.

От чего зависит предмет науки?

1. От научной парадигмы, которая господствует сегодня в научном обществе.

2. От культуры общества, в котором существуют ученые.

3. От методов познания.

4. От господствующей идеологии (не должно так быть!).

5. От уровня уже накопленных знаний.

6. От отношения общества к научной дисциплине.

7. От тенденции развития общества и науки.

8. От личности ученого.

9. От типа правопонимания.

Предмет теории права формируется самими членами научного сообщества в конкретных культурных условиях.

Научный метод

Научный метод – способ познания, основанный на философской либо научной концепции, состоящей из последовательности интеллектуальных действий, применение которых ведет к получению нового знания об объекте.

У юриспруденции нет собственных методов, она заимствует их как из социально-гуманитарных наук, так и из наук естественных. Научные методы необходимо отличать от формально-логических приемов мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Научные методы нужно отличать от технических приемов (соцопрос, интервьюирование) – способы сбора опытного материала.

Наши рекомендации