Территориальная организация местного самоуправления
Традиционно выделяют три основных элемента, составляющих основу местного самоуправления. Это территориальная, организационная и финансово-экономическая составляющие.
Наличие территории является одним из необходимых элементов статуса муниципального образования, поскольку местное самоуправление осуществляется только в его границах.
Федеральный закон 2003 г. предусматривает 5 видов муниципальных образований: 2 вида поселений – сельское и городское; муниципальный район; городской округ; внутригородская территория города федерального значения. Городские, сельские поселения образуются для решения вопросов поселенческого значения, внутригородские территории – для решения внутригородских вопросов на территории городов – субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург), муниципальные районы – для решения вопросов межпоселенческого значения, городские округа – для решения одновременно вопросов поселенческого и межпоселенческого значения. Органы местного самоуправления, как правило, муниципальных районов, городских округов могут дополнительно наделяться отдельными государственными полномочиями.
При создании муниципальных образований, выборе их вида учитываются такие обстоятельства, как история складывания местного сообщества, величина его территории, тип населенных пунктов и их число, численность населения, наличие транспортной, иной инфраструктуры. Муниципальное образование не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей. Границы поселений не могут пересекаться границами населенных пунктов. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Территория городского округа, даже если она окружена со всех сторон территорией муниципального района, не входит в состав территории последнего. Границы муниципальных районов не могут пересекаться границами поселений. Границы муниципальных образований любых видов не могут пересекать границы субъекта Федерации, на территории которого созданы названные муниципальные образования.
Территориальная организация местного самоуправления имеет в России (в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ) двухуровневую систему. На первом уровне – городские и сельские поселения, внутригородская территория города федерального значения. На втором – муниципальный район, городской округ. Наличие обоих уровней обязательно, однако наличие уровней не обусловлено подчинением одного другому.
Городское поселение включает один город или один поселок, а также, в соответствии с генеральным планом городского поселения, может включать территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в соответствии с ФЗ № 131-ФЗ и законами субъектов РФ).
Сельское поселение включает один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Внутригородская территория города федерального значения включает часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельскому и городскому поселению, внутригородской территории города федерального значения как муниципальным образованиям не могут предаваться отдельные государственные полномочия.
Муниципальный район включает несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ включает городское поселение, не входящее в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом 2003 г. вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11–13 Федерального закона № 131-ФЗ 2003 г.
Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы и порядок их использования устанавливаются уставами муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
4. Компетенция муниципальных образований
Компетенцию какого-либо субъекта определяют обычно путем закрепления его предметов ведения, полномочий, указания на территорию осуществления предметов ведения, полномочий. Предметы ведения – это сферы общественной жизни, в которых вправе и должны действовать местное самоуправление и его органы. Полномочия – это права и обязанности местного самоуправления и его органов по реализации своих функций.
Компетенцию муниципальных образований составляют вопросы местного значения. Государство в лице Российской Федерации, субъектов РФ оставляет за собой право наделять органы местного самоуправления муниципальных образований отдельными государственными полномочиями. Данные государственные полномочия входят в компетенцию муниципальных образований наряду с вопросами местного значения.
Законодатель определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ от 6 октября 2003 г., осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ от 6 октября 2003 г. Большинство вопросов местного значения сформулировано широко, как предметы ведения (например, организация электро-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для массового отдыха жителей; опека и попечительство). Некоторые вопросы местного значения определены уже, как полномочия (формирование, утверждение, исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; установление, изменение, отмена местных налогов и сборов). Любые вопросы местного значения, даже те, что сформулированы предельно узко, нуждаются в их конкретизации в полномочиях органов местного самоуправления, публичных правах местного населения (например, в праве на участие граждан в местных референдумах). Без этого вопросы местного значения «повисают в воздухе» – неясно, кто, как, в каком объеме вправе и должен участвовать в их осуществлении. Что касается отдельных государственных полномочий, то на места могут передаваться лишь те из них, что не составляют исключительную компетенцию органов государственной власти.
Вопросы местного значения, отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления, осуществляются в пределах территории соответствующего муниципального образования или в пределах территории деятельности конкретного органа местного самоуправления. К примеру, территорией деятельности районной в городе администрации является соответствующий район городского округа.
В ФЗ от 6 октября 2003 г. перечислены отдельно вопросы местного значения городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. Так, вопросы местного значения городских, сельских поселений, нацеленных на проблемы собственно поселений, а вопросы местного значения муниципальных районов имеют ярко выраженную межпоселенческую природу. Если, например, поселения обладают полномочием по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то к ведению муниципальных районов отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
Отдельные вопросы местного значения, имеющиеся у поселений, отсутствуют у муниципальных районов. Например, организация освещения улиц и установка указателей с названиями улиц и номерами домов; расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством. В то же время и у муниципальных районов имеются полномочия, отсутствующие у поселений. В их числе – организация охраны общественного порядка муниципальной милицией; выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета муниципального района; организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях).
В компетенции городских округов имеются вопросы местного значения, присущие как городским поселениям, так и муниципальным районам. Дело в том, что территория городских округов включает не только населенные пункты (города, иногда поселки), но и межселенные территории. Неслучайно в некоторых субъектах РФ бывшие муниципальные районы были преобразованы в городские округа. Однако у городских округов есть полномочия, закрепляемые только за ними. Это, например, полномочие по созданию муниципальных учреждений высшего образования.
Компетенция внутригородских муниципальных образований в Москве и Санкт-Петербурге, источники доходов их местных бюджетов определяются законами Москвы и Санкт-Петербурга, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
5. Формы непосредственного осуществления населением
местного самоуправления и участия
в осуществлении местного самоуправления
ФЗ от 6 октября 2003 г. в развитие положений Конституции РФ выделяет две формы общественного самоуправления жителей: непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в таком осуществлении (гл. 5). Непосредственно население осуществляет местное самоуправление посредством проведения сходов, выборов, референдумов, голосований по вопросам местного значения. Формами участия населения в осуществлении местного самоуправления являются собрания, конференции жителей, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан, правотворческие инициативы граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления.
Критерием разграничения указанных форм общественного самоуправления жителей является юридическая сила решения, принятого по результатам проведения того или иного мероприятия. Для непосредственного осуществления населением местного самоуправления характерна обязательность принятого решения. Так, решение, принятое на местном референдуме, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Аналогична юридическая сила результатов муниципальных выборов, сходов граждан, голосования по отзыву выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, указанные формы являются формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Решения собраний, конференций, территориального общественного самоуправления, результаты публичных слушаний, правотворческие инициативы граждан подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления, однако носят для органов власти рекомендательный характер. Следовательно, они являются формами участия населения в осуществлении местного самоуправления. Необходимо сказать, что в определенных случаях и результаты голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципальных образований также имеют рекомендательный характер.
Местный референдум. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения (ст. 22 Ф3 от 6 октября 2003 г.). Статья 2 Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимает под местным референдумом форму прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решения, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Принципы проведения референдума аналогичны принципам участия в выборах.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, установленные ст. 14–16 ФЗ от 6 октября 2003 г.; федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Федерации. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Муниципальные выборы. Выборы – форма непосредственной демократии, прямого волеизъявления граждан, принятия ими публичных кадровых решений. В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа, форма осуществления местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 3, ч. 2 ст. 130).
Муниципальные выборы – способ обязательного и регулярного воспроизводства муниципальной власти путем свободного и добровольного избрания гражданами в статусе избирателей своих депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Сход граждан. Сход – форма непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, заменяющая представительный орган муниципального образования. В том муниципальном образовании, где созывается сход граждан, отсутствует представительный орган. Можно выделить следующие характерные черты сходов граждан. Во-первых, сходы не проводятся в городских округах и муниципальных районах. Во-вторых, сходы проводятся в таких поселениях, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет более 100 человек.
В-третьих, сходы проводятся для решения вопросов местного значения. Указанное обстоятельство отличает сходы от собраний, конференций, которые проводятся для осуществления инициатив жителей в вопросах местного значения. В-четвертых, сходы осуществляют полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа.
Собрания и конференции жителей. Под собранием (конференцией) понимается форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, представляющая собой присутствие населения муниципального образования в специально отведенном или приспособленном месте для коллективного обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. По своей сути собрания и конференции идентичны. Разница между ними лишь в том, что конференции – это собрания делегатов от жителей. Если в собрании вправе участвовать все жители соответствующей территории, то для проведения конференции указанные жители избирают из своей среды делегатов.
Собрания и конференции, проводимые для осуществления территориального общественного самоуправления, проводятся в особом правовом режиме. Порядок их назначения и проведения определяется уставом территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление жителей. Территориальное общественное самоуправление (далее также – ТОС) является, пожалуй, самой распространенной формой участия населения в осуществлении местного самоуправления. Право граждан на ТОС закреплено в ст. 27 ФЗ от 6 октября 2003 г.
Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС, входя в систему местного самоуправления, не является формой осуществления муниципальной власти. Участники ТОС не решают вопросы местного значения, а осуществляют собственные инициативы по этим вопросам. Кроме того, ТОС осуществляется не на всей территории муниципального образования, а лишь на ее части. ТОС не может осуществляться в масштабах муниципального района, а лишь на части поселения, городского округа, внутригородского муниципального образования в городах федерального значения.
Публичные слушания. Публичные слушания являются новой формой участия населения в осуществлении местного самоуправления (ст. 28 Ф3 от 6 октября 2003 г.). Целью проведения публичных слушаний является обсуждение проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Публичные слушания проводятся с обязательным участием жителей муниципального образования. Проводятся они представительным органом муниципального образования либо главой муниципального образования. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Опрос граждан. Это относительно новый институт непосредственной демократии, предусмотренный для местного самоуправления Федеральным законом № 131-ФЗ 2003 г. Опрос проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативно-правовыми актами его представительного органа. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Правотворческие инициативы граждан. Под правотворческой инициативой граждан понимается возможность населения муниципального образования, обладающего избирательным правом, вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляется в соответствии с Ф3 от 6 октября 2003 г.
Обращения граждан в органы местного самоуправления. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения установлено Конституцией РФ, оно может быть реализовано и на уровне местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ 2003 г., должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращения граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальной власти.