Внутреннее устройство и органы Государственной Думы
При изучении структуры Государственной Думы РФ следует обратиться к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Государственная Дума является палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации и состоит из 450 депутатов.
В структуре Государственной Думы выделяют следующие элементы:
председатель, первые заместители и заместители председателя Государственной Думы;
Совет Государственной Думы;
комитеты и комиссии Государственной Думы;
депутатские фракции.
Председатель Государственной Думы и его заместители
Председатель Государственной Думы, первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы избираются из числа депутатов тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты.
В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться за или против кандидата, после чего обсуждение прекращается.
В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов (226 и более).
В случае, если на должность Председателя было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал более половины голосов депутатов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
Решение об освобождении Председателя, первых заместителей и заместителей Председателя от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Председатель Государственной Думы:
а) ведет заседания палаты;
б) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;
в) организует работу Совета Государственной Думы;
г) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы;
е) представляет палату во взаимоотношениях с Президентом, Советом Федерации, правительством, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом, Верховным Судом, Высшим арбитражным судом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека, Счетной палатой, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
ж) участвует в согласительных процедурах;
и) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;
к) подписывает постановления Думы;
л) направляет в Совет Федерации проекты законов.
Заместители замещают Председателя в его отсутствие, по поручению Председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий.
Совет Государственной Думы
Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты.
Членами Совета Думы с правом решающего голоса являются Председатель, первые заместители и заместители Председателя. Заседание Совета Думы ведет Председатель. В работе Совета Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Думы.
Совет Думы:
а) формирует проект примерной программы законопроектной работы Думы на текущую сессию;
б) принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Думы на текущую сессию;
в) формирует проект календаря рассмотрения Государственной Думой вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров Российской Федерации);
г) формирует проект порядка работы Думы на очередное заседание;
д) созывает заседания палаты и определяет даты их проведения;
е) назначает соответствующий комитет ответственным за подготовку законопроекта и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;
и) по предложению комитетов Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы;
к) принимает решение о проведении парламентских слушаний;
л) принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы;
Заседания совета Думы проходят по вторникам и четвергам.
Комитеты и комиссии Государственной Думы
Комитеты Государственной Думы:
а) вносят предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;
б) осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;
в) осуществляют подготовку проектов постановлений Думы;
г) осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;
е) подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;
и) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
к) дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
л) проводят анализ практики применения законодательства;
м) вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
Государственная Дума образует комитеты на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты.
Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном для избрания заместителей Председателя Государственной Думы.
Каждый депутат Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы может быть членом только одного ее комитета.
Заседания комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
Комитет своим решением вправе установить порядок передачи депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы – члену данного комитета в связи с отсутствием на заседании комитета по уважительной причине.
В заседании комитета, комиссии Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, не входящие в их состав.
На заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.
Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, они могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.
Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.
Государственная Дума образует комиссии. По общему правилу в отличие от комитета деятельность комиссии носит временный характер и комиссия прекращает свое существование после достижении поставленной цели. Но имеются и исключения, например, комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы.
Депутатские фракции
Депутатская фракция – это объединение, сформированное на основе партии, прошедшей в Государственную Думу. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной депутатской фракции. Исключение из фракции влечет утрату депутатского мандата.