Становление и развитие Российской Федерации
Началом формирования федеративных отношений в российском государстве можно считать 1917 г., когда стремление ряда народов России к обретению собственной государственности потребовало радикального изменения государственного устройства. Нельзя забывать, что исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, а федерализм в официальных императорских кругах резко осуждался. Тем не менее, элементы автономии можно было найти в особом положении Финляндии и Польши в составе Российский империи.
Первым правовым актом, определившим новые принципы государственной политики по национальному вопросу и государственному устройству, стала принятая 15 ноября 1917 г. Декларация прав народов России. Она провозгласила равенство и суверенность народов России, их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Данные положения нашли дальнейшее развитие и конкретизацию в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 г., которая объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Был взят курс на то, что субъектами Федерации могут быть только национальные образования, а остальные регионы рассматривались как компоненты унитарного государства. Значимость норм данной Декларации по национальному вопросу и государственному устройству была подтверждена ее включением в качестве раздела в Конституцию РСФСР 1918 г.
Процесс формирования субъектов Федерации в первой российской советской республике в основном завершился к концу 1922 г., когда в ее состав входили 8 автономных республик (Туркменская, Киргизская, Горская, Татарская, Башкирская, Дагестанская, Якутская, Крымская), 11 автономных областей (Чувашская, Марийская, Калмыцкая, Удмуртская, Коми (Зырян), Бурятская, Ойротская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская, Адыгейская, Чеченская) и 2 трудовые коммуны (Немцев Поволжья и Карельская).
Развитие федеративных отношений в России продолжалось и после ее вхождения в состав Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г. Однако в советский период федеративные начала в основном провозглашались лишь формально: и Россия, и СССР на конституционном уровне провозглашались как федеративные государства, а фактически были централизованными унитарными государствами. Следует учитывать, что РСФСР являлась самой крупной союзной республикой по всем основным показателям: территории, численности населения, экономическому и научно-техническому потенциалу. В нее входили 16 автономных республик (из 20 во всем СССР), 5 автономных областей (из 8) и все 10 автономных округов.
Верховный Совет РСФСР в 1990 г. стал двухпалатным органом, состоявшим из Совета Республики и Совета Национальностей. При этом конституции автономных республик не подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР, а главы их правительств входили в состав Совета Министров РСФСР. Края и области, крупнейшие города имели ограниченные права и во многом зависели от республиканского и общесоюзного центра. Но если исключить особые права в сфере языка и национальной культуры, официальную символику автономных республик, областей и округов, то почти во всем остальном Россия оставалась де-факто унитарным государством.
Таким образом, реальный федерализм в России начал формироваться с провозглашения ею суверенитета 12 июня 1990 г. Современная модель российского федерализма, характеризующаяся как объединение 83 субъектов, связана с тремя федеративными договорами 1992 г., но окончательно утвердилась в результате принятия Конституции 1993 г. Конституционная форма Российской Федерации явилась закономерным следствием тех реформ, которые проводились в России в период с 1989 по 1993 гг.
25 мая 1989 г. на I общесоюзном Съезде народных депутатов был поднят вопрос о перестройке Союза ССР с учетом реального суверенитета, в результате чего были созданы предпосылки для расшатывания целостности республик, особенно РСФСР, в составе которой было больше всего национальных образований. В 1990-е годы общесоюзным законодательством был поставлен знак равенства между союзной и автономной республиками. Автономные республики становились полноправными субъектами СССР. Отношения между союзными и автономными республиками предполагалось строить на договорных началах.
Проблема двух договоров – союзного и федеративного обрекла один из них на поражение, так как вопрос о двойной субъектности республик на практике вел либо к распаду РСФСР, либо к распаду СССР, поэтому уже на 1 Съезде РСФСР в июне 1990 г. была поддержана идея общероссийского Федеративного договора.
В результате событий августа 1991 г. сорвался процесс формирования новых союзных отношений между суверенными государствами. Был предложен союз по типу конфедерации, но только семь суверенных республик высказались за его создание.
8 декабря руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря руководители 11 суверенных государств на встрече в Алма-Ате достигли договоренности о прекращении существования СССР. К соглашению об образовании СНГ присоединились на правах учредителей еще 8 республик бывшего Союза, а впоследствии и Грузия. 24 декабря 1991 г. Советский Союз перестал быть членом Организации Объединенных Наций, его место заняла Российская Федерация.
Со второй половины декабря 1991 г. до марта 1992 г. продолжилась работа над созданием Федеративного договора. В его основу был положен разумный принцип: сила государства не в механизмах подчинения и подавления, а в учете интересов всех народов, осознающих государственное единство, территориальную целостность России как свой общий интерес. Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 г., приостановил нарастание открытого всеобщего национального конфликта, локализовал его. Федеративный договор изначально был компромиссом между слабой центральной властью и рядом сильных республик. Ныне это действующий источник конституционного права, представляющий собой юридический акт, выработанный в результате согласования позиций Федерации и субъектов РФ по поводу разграничения их полномочий.
Сразу же после подписания Федеративного договора началась борьба руководителей республик с федеральным центром за его практическую реализацию. Особенность этого периода заключалась в том, что центр противостоял сепаратизму и экономическому эгоизму республик уже не в одиночку: края, области и регионы начиная с 1993 г. стали все решительнее выступать против сложившегося неравенства. Появились первые ростки будущего государственного устройства России, построенной не по этническому, а по территориальному принципу. Такое развитие событий зимой – летом 1993 г. благоприятно сказалось на подготовке новой Конституции России, предусматривающей выравнивание прав субъектов Федерации.
Принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г., безусловно, способствовало укреплению российской государственности. Современное состояние федеративных отношений в России характеризуется углублением и повышением статуса межрегиональных ассоциаций в стране; возвращением в российское политико-правовое пространство Республики Татарстан; начавшимся процессом «десуверенизации» (приведение Калмыкией своего Основного закона в соответствие с Конституцией РФ и др.): подписанием Договора об общественном согласии (апрель 1994 г.), договоров и соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов власти с органами государственной власти более чем 40 субъектов Федерации, в том числе краями и областями; постепенным наведением конституционного порядка в Чеченской Республике.