Конституционные права, свободы и обязанности
Конституционные (основные) права человека и гражданина – это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения, в некоторых случаях в силу его гражданства, защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.
Особенности основных прав и свобод:
1) лежат в основе всех остальных прав и свобод, закрепленных иными нормативными актами;
2) характеризуются всеобщностью – закреплены за каждым человеком и гражданином;
3) имеют особый механизм реализации – выступают в качестве предпосылки любого правоотношения, постоянного и неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
4) имеют особую юридическую форму закрепления – зафиксированы в основном нормативном правовом акте, имеющем наивысшую юридическую силу – в Конституции РФ;
5) обеспечены повышенной правовой защитой.
В Конституции РФ основные права и свободы человека и гражданина сведены во 2 главу, включающую 48 статей. Общепринятым в литературе является деление основных прав на три группы: 1) личные; 2) политические; 3) социально-экономические. Иногда к последней группе относят и культурные права и свободы. Но между этими группами конституционных прав и свобод нет четких границ, поэтому данная классификация, традиционно сложившаяся в отечественном конституционализме, весьма условна.
Личные права и свободы
В единой системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации личным правам принадлежит особая роль, они представляют совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала и обеспечивающих индивидуальность личности во взаимоотношениях с обществом и государством.
Личные (гражданские) права неразрывно связаны с такими понятиями, как равенство, свобода, неприкосновенность личности. Социальная ценность личных прав состоит в том, что они сами и гарантии реального осуществления определяют положение человека в обществе, а следовательно, и уровень развития самого общества. Личные права:
являются правами и свободами каждого человека, независимо от гражданства;
неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
закрепляют естественные права личности, связанные с ее индивидуальной, частной жизнью.
1. Право на жизнь (ч. 1 ст. 20) – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасной социальной и природной среды обитания. Политика государства, обеспечивающая отказ от войны как средства разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности и генофонда, мероприятия медицинского характера, обеспечение экологической безопасности. В соответствии с ч. 2 ст. 20 в Российской Федерации временно, впредь до ее отмены, сохраняется смертная казнь, назначаемая только за особо тяжкие преступления против жизни.
2. Право на охрану государством достоинства личности (ч. 1 ст. 21). Независимо от того, каким сформировалось достоинство человека, от его самооценки, повышенной или, напротив, уничижительной, его статуса, чинов и званий, возраста, состояния здоровья, физического и психического, законопослушности государство обязано защищать достоинство личности, что, конечно, не исключает ответственности человека за свои поступки в соответствии с законом. Государство обязано защищать достоинство человека от рождения до смерти, и не существует причин или условий, при которых это конституционное требование могло бы не исполняться. Оно действует в мирное время, а также в условиях чрезвычайного и военного положения. Наиболее тяжкими видами нарушения человеческого достоинства являются пытки, насилие, а также жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание (ч. 2 ст. 21).
3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22). Право на свободу означает, что человек может действовать в соответствии со своей волей, без каких-либо ограничений. Свобода предполагает в необходимых случаях самоограничение, но исключает принуждение. В данной норме речь идет о свободе личности, что связано, прежде всего, с личной неприкосновенностью, под которой понимается неприкосновенность физическая и психическая. Однако правомочие человека, закрепленное в данной статье, не является абсолютным, и при наличии обстоятельств, приведенных в ст. 22, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и в условиях введения чрезвычайного положения (ст. 56) может быть ограничено. В числе мер, принудительно ограничивающих право на свободу и личную неприкосновенность, называются арест, заключение под стражу, содержание под стражей, а также задержание. Все эти меры связаны с изоляцией человека от общества, лишением возможности перемещаться, исполнять служебные обязанности, свободно совершать желаемые действия, свободно общаться с другими людьми.
4. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23). Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23). Указание на неприкосновенность является, несомненно, более строгим средством защиты, чем требование уважения к этим правам. Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Тайна в данном случае отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Институт личной и семейной тайны, закрепленный конституционными законами, включает также защиту своей чести и доброго имени. Вторжение в частную жизнь, не основанное на законе, недопустимо. Федеральное законодательство, гарантируя каждому неприкосновенность частной жизни, допускает некоторые возможные ограничения этого права в соответствии со ст. 55 Конституции РФ. Например, это возможно в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федеральных законов «О полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», и др.
5. Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы (ч. 2 ст. 24). Здесь уместно привести относительно свежий Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ.
6. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25). Обеспечение тайны частной жизни трудно представить без неприкосновенности жилища, где человек живет сам или с семьей, проявляет себя как индивид в соответствии со своими желаниями, взглядами, настроением, особенностями характера и т.п. Здесь он ведет переговоры, переписку, хранит документы и материалы. Все, что связано с частной жизнью в той или иной степени определяется неприкосновенностью жилища. Право на неприкосновенность жилища не является абсолютным. Ряд федеральных законов допускает при определенных условиях ограничение этого права в целях, установленных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Такие исключения предусмотрены Федеральными законами «О полиции», «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приставах» и т.д.
7. Право на определение и указание своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). Статья устанавливает, что определение национальности – сугубо личное дело, и никто не вправе в него вмешиваться. Предопределяется, что указание своей национальности, как и отказ от него, не влекут никаких юридических последствий. Принцип равноправия, независимо от национальности и от указания лицом своей национальности, означает уважительной отношение к лицу любой национальной принадлежности и стремление к искоренению национальных предрассудков.
8. Право на пользование родным языком (ч. 2 ст. 26). Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Родные языки существуют, действуют и развиваются на всей территории РФ наряду с государственным языком – русским. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, в государственных учреждениях республик национальные языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
9. Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В Действующем законодательстве отменен институт прописки и введен регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и жительства. Ч. 2 ст. 27 Конституции РФ признает право каждого свободно выезжать за пределы России и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Законодательство определяет основания ограничения граждан РФ в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение.
10. Право на свободу совести и вероисповедания (ст. 28). Право каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения, на что прямо указывает ст. 56 Конституции РФ. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» конкретизирует конституционные положения, устанавливает систему различных взаимоотношений государства и религиозных объединений.
11. Право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29). Никто не может быть принужден к выражению своих мыслей, мнений и убеждений или отказу от них. Гарантии свободы мысли могут заключаться в защите от ограничений мыслить свободно и независимо, от подвергания человека незаконному воздействию на мозг или сознание медикаментозными препаратами, техническими средствами, незаконными экспериментами. Свобода мысли означает, что человеку нельзя навязывать и чужие мысли помимо его воли. Свобода слова – это мысли человека, в каком бы виде они ни высказывались, они не имеют ограничений, беспрепятственно сообщаются или иным образом передаются как отдельным людям, так и широкому кругу лиц. Решая задачу обеспечения свободы слова, государству в то же время приходится считаться с возможностью злоупотребления словом, так как нередко это орудие используется не только для созидания, но и для разрушения, для причинения вреда человеку, обществу, государству. Этим вызвана необходимость ограничения свободы слова в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.
12. Право на свободу информации (ч. 4 ст. 29). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами.
Политические права и свободы связаны с обладанием гражданства государства; служат отражением суверенитета народа; выражаются в праве граждан участвовать в управлении делами государства.
1. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 ст. 30).
Само по себе понятие объединения в широком смысле слова подразумевает всякое коллективное образование субъектов. Однако временные, неустойчивые коллективные образования (такие как собрания, демонстрации, презентации, группы экскурсантов и т.п.) не могут признаваться объединением по смыслу как ст. 30 и 31 Конституции, так и соответствующих норм международного права. Свобода собраний и свобода объединений (ассоциаций) являются схожими формами реализации и естественным дополнением свобод, закрепленных в ст. 29 Конституции, они направлены на защиту коллективной мысли и общественного мнения.
Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида. Это право также содержит в себе правомочие на защиту, в том числе и международную, в случае ограничения свободы деятельности общественных объединений.
Право на объединение непосредственно не регулирует отношения между участниками объединения, а также между его органами. Лицо не может, ссылаясь на свое право на объединение, требовать принять его в объединение или восстановить его в объединении в случае исключения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об общественных объединениях под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Но под это определение попадает определенная часть иных некоммерческих организаций. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Однако в соответствии со ст. 2 Закона об общественных объединениях его действие не распространяется на религиозные организации, а также и на создаваемые коммерческими организациями союзы. Вероятно, его действие не должно распространяться и на все иные некоммерческие объединения, создаваемые в соответствии с гражданским законодательством.
Основной целью ст. 30 Конституции является защита политических, профессиональных и иных некоммерческих объединений; защищать коммерческие организации она иногда может лишь косвенно. Такие объединения попадают под правовое регулирование иных статей Конституции и соответствующих международно-правовых актов; их свобода деятельности в большей степени защищается ст. 8, 34, 35 Конституции (более подробно см. тему 7).
2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31). Данное конституционное право детализируется в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». В соответствии с данным Законом к организации публичного мероприятия относятся:
оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о его проведении в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Уведомление подается его организатором в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования – не позднее трех дней до дня его проведения. Порядок подачи уведомления регламентируется соответствующим законом субъекта РФ. В уведомлении указываются: цель, форма, место, дата, время начала и окончания, предполагаемое количество участников, формы и методы обеспечения общественного порядка и медицинской помощи, информация об организаторе и лицах, выполняющих распорядительные функции и т. д. В Законе представлен перечень мест, в которых запрещено проведение публичных мероприятий: опасные производственные объекты, путепроводы, железнодорожные магистрали, нефте-, газо- и продуктопроводы, высоковольтные линии передач, резиденция Президента РФ, здания судов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, пограничные зоны и т. д. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени;
проведение предварительной агитации. С момента подачи уведомления организаторы имеют право беспрепятственно доводить до граждан информацию о готовящемся публичном мероприятии, использовать средства массовой информации, устные призывы, распространять листовки, плакаты, объявления, использовать другие, не запрещенные законодательством РФ формы агитации. Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина;
изготовление и распространение средств наглядной агитации. Материально-техническое обеспечение проведения публичного мероприятия осуществляется его организатором и участниками за счет собственных средств, а также за счет средств и имущества, собранных и переданных для его проведения. Полномочия участников, осуществляющих изготовление и распространение наглядной агитации, должны быть письменно удостоверены его организатором;
3. Право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32). Право на участие в управлении делами государства относится к числу основных политических прав, воплощающих сущность демократической идеи народовластия. По своей юридической природе оно может быть отнесено к непосредственно действующим субъективным публичным правам. Будучи проявлением политической свободы гражданина, право на участие в управлении делами государства характеризует не только субъективные правопритязания, связанные с возможностями индивидуального влияния на положение в стране, но и социальную значимость и публичную потребность в стабильной и эффективной системе организации публичной (государственной и муниципальной) власти. В этом плане оно заключает в себе как субъективно-личностное (частное), так и публично-правовое начала, соотношением которых во многом определяются не только статусные характеристики гражданина в политической сфере, но и публично-правовая природа данной сферы отношений. Из этого вытекает и еще одна важная юридическая характеристика данного права: обладая качествами субъективного и одновременно публичного политического права, оно может получать реализацию как на индивидуальной, так и коллективной основах. Данные характеристики находят свое подтверждение и в практике Конституционного Суда, который, в частности, применительно к избирательным правам неоднократно указывал на то, что в силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции соответствующие права как права субъективные выступают в качестве элемента конституционного статуса избирателя; вместе с тем они являются элементом публично-правового института выборов, в них воплощаются как личный интерес каждого конкретного избирателя, так и публичный интерес, реализующийся в объективных итогах выборов и формировании на этой основе органов публичной власти.
4. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 32) (более подробно см. тему 8).
5. Право на участие в референдуме (ч. 2 ст. 32). Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Гарантии свободного волеизъявления граждан РФ закреплены в Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (более подробно см. тему 9).
6. Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Обращения граждан – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Правовую основу составляет Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В Законе перечислены требования к письменному и устному обращениям. Гражданин в письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование государственного органа или органа местного самоуправления либо Ф.И.О. соответствующего должностного лица, свои Ф.И.О., почтовый адрес, по которому должен быть направлен запрос, ставит личную подпись и дату. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления, запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Общий срок рассмотрения обращения – 30 дней, в исключительных случаях он может быть продлен не более чем на 30 дней.
7. Право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Данное право необходимо толковать в системной связи с конституционными положениями, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, а судьями могут быть отвечающие установленным профессиональным требованиям российские граждане. Привлечение граждан к осуществлению правосудия традиционно рассматривается как существенный признак демократии. Вместе с тем конституционные понятия осуществления судебной власти, правосудия и участия граждан в отправлении правосудия имеют разное значение. Последнее понятие даже применительно к гражданам, наделенным соответствующими полномочиями наравне с профессиональными судьями (арбитражные заседатели), не означает их судебно-властной профессиональной деятельности. Даже входя в состав суда определенной инстанции, и, как судьи, участвуя в коллегиальном разрешении конкретного дела (определенной подведомственности), в том числе при принятии судебного акта, они действуют не на профессиональной основе. В настоящее время основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитражных заседателей.
Социально-экономические и культурные права и свободы
1. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).
2. Право на частную собственность (в том числе и на землю) и на ее наследование (ст. 35, 36).
3. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Труд свободен (ч. 1 ст. 37).
4. Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Право на защиту от безработицы.
5. Право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37).
6. Право на индивидуальные и коллективные споры (ч. 4 ст. 37).
7. Право на участие в забастовке (ч. 4 ст. 37).
8. Право на отдых (ч. 6 ст. 37).
9. Право на защиту государством материнства, детства, семьи (ч. 1 ст. 38).
10. Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
11. Право на жилище (ч. 1 ст. 40).
12. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 1 ст. 41).
13. Право на благоприятную окружающую среду (ч. 1 ст. 42).
14. Право на свободу массовой информации. Цензура запрещена (ч. 5 ст. 29).
15. Право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44).
16. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).
Обязанности человека и гражданина
Не только права и свободы составляют правовой статус личности. Другими его общепризнанными элементами являются обязанности. Обязанность – это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.
Обязанности можно условно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, государственные органы и которые отражены в позитивном праве.
Конституционные (основные) обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые законом требования, предъявляемые к человеку и гражданину и связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов человека, общества, государства.
1. Каждый обязан соблюдать Конституцию РФ и законы государства (ч. 2 ст. 15).
2. Забота о детях, их воспитание – обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38).
4. Основное общее образование обязательно (ч. 4 ст. 43).
5. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43).
6. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44).
7. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).
8. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
9. Защита отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ч. 1 ст. 59). Гражданин РФ несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59).