Статус Центральной избирательной комиссии РФ

Избирательные комиссии в РФ являются кол­легиальными органами, которые организуют и обеспечивают подго­товку и проведение федеральных, региональных, муниципальных вы­боров и референдумов.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрены следующие виды комиссий:

— Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и др.) избирательные

комиссии;

— участковые избирательные комиссии.

Система избирательных комиссий возглавляется Центральной из­бирательной комиссией РФ (ЦИК РФ), которая действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ — четыре года, она состоит из 15 членов. По пять членов назначаются: Государственной Думой — из числа кандидатур, предложенных фрак­циями и иными депутатскими объединениями, а также депутатами Думы; Советом Федерации — из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации, и их высшими должностными лицами; Президентом РФ.

Обязательным требованием к кандидатам является наличие выс­шего юридического образования или ученой степени в области права. Из числа своих членов ЦИК избирает председателя, его заместителя и

секретаря.

ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других избирательных комиссий при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Президента РФ. По отношению к выборам регионального и местного уровней ЦИК вправе издавать ин­струкции по ?ам единообразного применения норм базового фе­дерального избирательного закона, а также давать заключения о соот избирательных законов субъектов Федерации федеральному законодательству. Кроме того, ЦИК проводит ряд мероприятий, свя­занных с соблюдением избирательных прав граждан, повышением правовой культуры избирателей, осуществлением ряда федеральных целевых программ, общегосударственной регистрацией избирателей. Центральная избирательная комиссия отвечает за развитие Государст­венной автоматизированной системы РФ «Выбо­ры» (ГАС «Выборы»), при ней создан и успешно функционирует Феде­ральный центр информатизации.

Центральной и другим действующим избирательным комиссиям принадлежит важная роль в реализации таких конституционных прав и свобод граждан, как право избирать и быть избранным в органы госу­дарственной власти и местного самоуправления, право свободно выра­жать политическую волю.

Одно из существенных направлений работы ЦИК — оказание дру­гим избирательным комиссиям правовой, методической, организаци­онно-технической помощи. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Свидетельством независимости Центральной избирательной ко­миссии является и то, что финансирование ее деятельности осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета, причем она ежегодно представляет отчет о расходовании этих средств.

Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания

79. Предвыборная агитация. Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию. Информирование избирателе осуществляется орг гос вл, орг МСУ, ИК, СМИ, ФЛ и ЮЛ.. содержание материалов должно быть объективным, достоверным, не нарушать равенство кандидатов избирательных комитетов. В течении 5 дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения и прогнозов результатов выборов, в том числе и инете. ПА – деятельность осуществляемая в период избирательной компании, имеющее действие побудить или побуждающее избирателей к голосованию, за кандидата (список кандидата) или против (всех). В инструкции ЦИК называется 9 видов предвыборной агитации: выступление - личное обращение кандидата к избирателям; предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями 2 и более кандидатов; горячая линия – ответы кандидатов на ? телезрителей, радиослушателей задаваемые в прямом эфире. Запрещается проводить агитацию: орг гос вл РФ, орг МСУ, лицам находящимся на гос или муниципальной службе, воинским частям, военным учреждениям, благотворительным и религиозным организациям и др. агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (список кандидатов и создание избирательного фонда и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования. Закон запрещает злоупотреблять правом на проведение предвыборной агитации, предвыборные программы не должны призывать к насилию, изменению конституционного строя. Устанавливается административная ответственность за проведение ПА агитационный период, в местах где её проведение запрещено.

80. Финансирование выборов. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды, после письменного уведомления ИК об их выдвижении до регистрации ИК. Избирательные объединения, блоки выдвинувшее списки избирателей обязаны создавать ИФ, после регистрации их уполномоченных представителей по фин ?. ИФ создаются: собственные средства кандидата; средств выделенных кандидату от выдвинувшего его избирательного объедения; добровольное пожертвование граждан; добровольное пожертвование ЮЛ; средств выделенных кандидату, избирательного объединения соответствующей ИК. Запрещается вносить пожертвование в ИФ кандидата: лицам лишённых активного ИП; иностранные государства, международные организации, иностранцам и иностранным ЮЛ; орг гос вл и орг МСУ; ЮЛ имеющие муниципальную и гос долю в уставном капитале свыше 30%; военные части, религиозным организациям, анонимные пожертвования. Направления расходования средств ИФ: предвыборная агитация, оплата труда за выполненные работы, оплата аренды помещения.

81. Установление результатов выборов. Выборы признаются несостоявшимися: если в них приняло участи менее 20% от числа избирателей внесённых в списки избирателей. Если за кандидата набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату было подано меньше голосов избирателе, чем против всех. Если менее чем 2 списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов приняли участие в распределении кандидатских мандатах. Если списки кандидатов получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов было подано в сумме 50 или менее % голосов избирателей принявших участие в голосовании. Если кандидаты выбыли при проведении повторного голосования. ИК признаёт итоги голосования недействительными: если если допущенные при проведении голосования нарушения, не позволяют с достоверностью определить результаты; если выборы признаны не действительными на части ИУ, списки избирателей не менее ¼ часть от общего числа избирателей; по решению суда. Если выборы признаны несостоявшиеся или недействительными, то назначаются повторные выборы. Если законодательный орган остался в неправомочном составе повторные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня их признания недействительными. Голосование должно проводиться не позднее чем через год со дня досрочного прекращения депутата. Повторные выборы не назначаются если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок не более 1 года. Решение и действия ЦИК обжалываются в ВС РФ, решение ИК субъектов, окружных ИК обжалываются в ВС республик, решение иных комиссий в рай суд.

Конституционно-правовой статус депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Конституционно-правовой статус члена СФ.

В соотв. с К. (ст. 97, 98) и ФЗ № 3 94г. "О статусе депутата ГД, СФ":

1) Член СФ не м.б. одновременно депутатом ГД.

2) Член СФ не м.б. членом иных представительных органов гос. власти и органов местного самоуправления.

3) Члены СФ работают на профессиональной постоянной основе.

4) Члены СФ не м. находиться на гос. службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5) Члены СФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не м.б. задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Ген. прокурора РФ соответствующей палатой ФС.

Депутат — это центральная фигура представительных органов власти. Депутаты Государственной Думы — это избранные народом представите­ли, уполномоченные осуществлять законодательную власть в Федераль­ном Собрании от имени всего российского народа. В основе их депутат­ского мандата лежат отношения между депутатами и избирателями. Кон­ституционный статус депутата законодательного органа РФ определяется прежде всего Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ».

Взаимоотношения между избирателями и избранным ими депута­том могут строиться на принципах «императивного мандата» и «сво­бодного мандата». Понятие «императивный мандат» включает в себя совокупность трех элементов: обязательности наказов избирателей для депутата, обязательной отчетности депутата и права избирателей на его отзыв. В данном случае депутат выступает мандатарием, представите­лем избирателей того округа, в котором он избран.

До выборов 1993 г. отношения между депутатом и его избирателя­ми строились исключительно на признании императивности его мандата. Действующая Конституция закрепила новый принцип отноше­ний с его избирателями, который получил название в науке «свобод­ный мандат». Этот принцип парламентаризма означает, что депутат юридически не связан поручениями избирателей и действует в парла­менте, сообразуясь со своими представлениями о должном и собствен­ной совестью. На этом основании отрицается право избирателей ото­звать депутата, не оправдавшего их доверия. В соот с совре­менной доктриной конституционного права депутат в парламенте — прежде всего полноправный член коллегии, обладающий властными полномочиями на всей государственной территории.

Депутатом Государственной Думы может быть только гражданин РФ, достигший 21 года и обладающий активным избирательным правом. Для депутатов Думы существуют ограничения: они не могут быть депутатами любого другого представительного орга­на, в том числе членами Совета Федерации; замещать иную государст­венную и муниципальную должность; находиться на государственной и муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. В течение всего срока своих полномочий депутаты Государственной Думы работают на про­фессиональной постоянной основе.

Формами деятельности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации являются:

а) участие в заседаниях палат, как раздельных, так и совместных;

б) участие в выполнении поручений палат Федерального Собрания;

в) участие в работе комитетов и комиссий палат, согласительных и
специальных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государ­ственной Думой;

г) участие в парламентских слушаниях;

д) внесение законопроектов;

е) внесение парламентского и депутатского запросов;

ж) обращение с ?ами к членам Правительства на заседании
палаты;

з) обращение к соответствующим должностным лицам с требова­нием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.

Кроме того, депутат Государственной Думы имеет право участво­вать в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп, а также должен работать с избирателями.

Одним из важнейших полномочий члена Совета Федерации и депу­тата Государственной Думы является право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов, поправок к ним, законодательных предложений.

Депутаты и члены палат Федерального Собрания имеют право за­проса Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных органов исполните­льной власти, руководителям исполнительных органов государствен­ной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по кругу ?ов, входящих в компетенцию этих органов, на который органы обязаны дать либо устный ответ на заседании палат Федераль­ного Собрания РФ, либо письменный не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса.

Наши рекомендации