Конституционные поправки, пересмотр конституции.
Изменения в конституцию определены гл.9. Определены четыре возможных способа:
1) Затрагивают гл. 1, 2, 9;
2) Гл. 3-8;
3) Ст. 65;
4) Ст. 65.
Супрежесткий (внепарламентский) – распространяется на положение гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только путём принятия новой Конституции РФ.
Правовая основа этого способа:
● ст.134 – определяет круг субъектов конституционной инициативы по изменению гл. 1, 2 и 9.
● Предложение вносится в Государственную Думу, которая 3/5 от общего числа депутатов должна поддержать его. Тогда предложение направляется в Совет Федерации, где должно быть поддержано не менее 3/5 от общего числа членов, если предложение нашло поддержку – созывается Конституционное собрание.
● Конституционное собрание принимает одно из двух решений:
o неизменность Конституции РФ;
o принимает решение о разработке проекта новой Конституции с учётом предложений.
● Проект новой Конституции может быть принят двумя способами:
o референдум;
o Конституционным Собранием не менее 2/3 голосов.
Жесткий(парламентский) – затрагивает главы с 3 по 8 Конституции РФ, в которые может внести поправку – исключение, новая редакция или дополнение.
Правовая основа этого способа:
● ст.134, ч.2 ст.108, ст.136 Конституции РФ, ФЗ «О принятии и вступлении в силу поправок к Конституции РФ», Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995, регламенты палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ.
● Субъекты вносят проект закона РФ о поправках к Конституции РФ (ЗоП).
● Проект вносится в ГД, где должен быть одобрен не мене 2/3 от общего числа депутатов ГД.
● В течении 5 дней – в Совет Федерации для одобрения. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее ¾ от общего числа членов СФ.
● Принятый закон публикуется председателем Совета Федерации и направляется в законодательный орган субъектов РФ для рассмотрения, которые в течении 1 года обязаны рассмотреть принятый закон и сообщить своё решение об одобрении или отклонении в Совет Федерации.
● В случае одобрения не менее 2/3 законодательных органов Советом Федерации оформляется постановление о принятии ЗоП и направляет его вместе с принятым законом Президенту РФ и субъектам РФ в течении 7 дней.
● Может обжаловать Постановление в ВС РФ. Если не возникло инициативы обжалования, тогда в течении 14 дней Президент подписывает и опубликовывает (в течении месяца).
Правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, что поправки в Конституцию РФ по ст. 136 принимаются в форме особого правового акта – это Закон РФ о поправках в Конституцию.
Гибкий способ – связан с применением в ст.65, определённый перечень субъектов в составе России. Изменения носят количественный состав и качественные характеристики.
Количественные:
1) принятие нового субъекта в состав РФ. Осуществляется путём присоединения территории иностранного государства либо его части.
2) образование нового субъекта в составе РФ. Только путём объединения 2-х и более между граничащих между собой субъектов РФ.
Качественные:
1) изменение конституционно-правого статуса субъекта РФ.
Правовая основа этого способа:
● Ч.1 ст.137 Конституции РФ, ФКЗ «О принятии и образовании новых субъектов РФ», ФКЗ «Об изменении конституционно-правового статуса».
● Изменения в Конституцию РФ в ст.65 вносятся только посредством ФКЗ.
Сверхгибкий способ– используется при внесении изменений в ст.65, связанных с изменением наименований субъектов РФ.
Правовая основа:
● ч.2 ст.137, Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года.
● Субъект принимает решение об изменении наименования.
● Данное решение направляется Президенту, который издает Указ о внесении изменений в текст Конституции РФ.
Реализация Конституции.
Реализация Конституции – это деятельность субъекта конституционно-правовых отношений, направленная на осуществление конституционно-правовых норм:
1) Использование– способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы и интересы личности и их объединения (гл.2 Конституции РФ).
2) Исполнение – способ осуществления обязывающих норм, предписывающих совершение определённого поведения. (ст.57-59 Конституции РФ).
3) Соблюдение– способ осуществления конституционных запретов (ч.1 ст.74 Конституции РФ).
4) Применение– принятие на основе конституционных норм уполномоченными субъектами каких-либо решений.
Толкование Конституции.
Причины толкования:
1) сложность юридического языка;
2) наличие специальных требований;
3) особенности формулировки норм;
4) наличие специальной юридической техники.