Конституционные поправки, пересмотр конституции.

Изменения в конституцию определены гл.9. Определены четыре возможных способа:

1) Затрагивают гл. 1, 2, 9;

2) Гл. 3-8;

3) Ст. 65;

4) Ст. 65.

Супрежесткий (внепарламентский) – распространяется на положение гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только путём принятия новой Конституции РФ.

Правовая основа этого способа:

● ст.134 – определяет круг субъектов конституционной инициативы по изменению гл. 1, 2 и 9.

● Предложение вносится в Государственную Думу, которая 3/5 от общего числа депутатов должна поддержать его. Тогда предложение направляется в Совет Федерации, где должно быть поддержано не менее 3/5 от общего числа членов, если предложение нашло поддержку – созывается Конституционное собрание.

● Конституционное собрание принимает одно из двух решений:

o неизменность Конституции РФ;

o принимает решение о разработке проекта новой Конституции с учётом предложений.

● Проект новой Конституции может быть принят двумя способами:

o референдум;

o Конституционным Собранием не менее 2/3 голосов.

Жесткий(парламентский) – затрагивает главы с 3 по 8 Конституции РФ, в которые может внести поправку – исключение, новая редакция или дополнение.

Правовая основа этого способа:

● ст.134, ч.2 ст.108, ст.136 Конституции РФ, ФЗ «О принятии и вступлении в силу поправок к Конституции РФ», Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.1995, регламенты палат Федерального Собрания и законодательных органов субъектов РФ.

● Субъекты вносят проект закона РФ о поправках к Конституции РФ (ЗоП).

● Проект вносится в ГД, где должен быть одобрен не мене 2/3 от общего числа депутатов ГД.

● В течении 5 дней – в Совет Федерации для одобрения. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее ¾ от общего числа членов СФ.

● Принятый закон публикуется председателем Совета Федерации и направляется в законодательный орган субъектов РФ для рассмотрения, которые в течении 1 года обязаны рассмотреть принятый закон и сообщить своё решение об одобрении или отклонении в Совет Федерации.

● В случае одобрения не менее 2/3 законодательных органов Советом Федерации оформляется постановление о принятии ЗоП и направляет его вместе с принятым законом Президенту РФ и субъектам РФ в течении 7 дней.

● Может обжаловать Постановление в ВС РФ. Если не возникло инициативы обжалования, тогда в течении 14 дней Президент подписывает и опубликовывает (в течении месяца).

Правовая позиция Конституционного Суда РФ сводится к тому, что поправки в Конституцию РФ по ст. 136 принимаются в форме особого правового акта – это Закон РФ о поправках в Конституцию.

Гибкий способ – связан с применением в ст.65, определённый перечень субъектов в составе России. Изменения носят количественный состав и качественные характеристики.

Количественные:

1) принятие нового субъекта в состав РФ. Осуществляется путём присоединения территории иностранного государства либо его части.

2) образование нового субъекта в составе РФ. Только путём объединения 2-х и более между граничащих между собой субъектов РФ.

Качественные:

1) изменение конституционно-правого статуса субъекта РФ.

Правовая основа этого способа:

● Ч.1 ст.137 Конституции РФ, ФКЗ «О принятии и образовании новых субъектов РФ», ФКЗ «Об изменении конституционно-правового статуса».

● Изменения в Конституцию РФ в ст.65 вносятся только посредством ФКЗ.

Сверхгибкий способ– используется при внесении изменений в ст.65, связанных с изменением наименований субъектов РФ.

Правовая основа:

● ч.2 ст.137, Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года.

● Субъект принимает решение об изменении наименования.

● Данное решение направляется Президенту, который издает Указ о внесении изменений в текст Конституции РФ.

Реализация Конституции.

Реализация Конституции – это деятельность субъекта конституционно-правовых отношений, направленная на осуществление конституционно-правовых норм:

1) Использование– способ осуществления норм, закрепляющих права, свободы и интересы личности и их объединения (гл.2 Конституции РФ).

2) Исполнение – способ осуществления обязывающих норм, предписывающих совершение определённого поведения. (ст.57-59 Конституции РФ).

3) Соблюдение– способ осуществления конституционных запретов (ч.1 ст.74 Конституции РФ).

4) Применение– принятие на основе конституционных норм уполномоченными субъектами каких-либо решений.

Толкование Конституции.

Причины толкования:

1) сложность юридического языка;

2) наличие специальных требований;

3) особенности формулировки норм;

4) наличие специальной юридической техники.

Наши рекомендации