Описание курсового проекта (курсовой работы)
По дисциплине «Административное право» студент может подготовить курсовую работу.
Тема курсовой работы выбирается студентом самостоятельно из списка, утвержденного на заседании кафедры.[6]Тема курсовой работы может затрагивать либо какой-то институт административного права, либо какую-то проблему административно-правового регулирования, либо особенности государственного управления и административно-правового регулирования в конкретной сфере общественной жизни или отрасли.
Если студента заинтересовала тема, не указанная в списке, то он по согласованию с преподавателем, ведущим в соответствующей группе занятия, может обратиться к руководству кафедры и получить разрешение на подготовку курсовой работы по заинтересовавшей его теме.
Научный руководитель назначается каждому студенту на основании решения кафедры. Об этом студент узнает у специалиста кафедры.
Студент должен после предварительного ознакомления с источниками подготовить проект плана курсовой работы и представить его научному руководителю на согласование.
Задание на курсовую работу. Научный руководитель помогает определить цель и задачи курсовой работы, утверждает ее план.
Научный руководитель определяет алгоритм подготовки курсовой работы, дает задания по изучению законодательных и литературных источников, устанавливает сроки подготовки и представления для проверки отдельных глав и параграфов, а также сроки окончания подготовки первого варианта курсовой работы.
При возникновении любых вопросов и сложностей, связанных с написанием курсовой работы, студент имеет право на консультацию и методическую помощь научного руководителя.
Курсовая работа должна содержать введение, не менее двух глав, заключение и список использованной литературы. Примерный объем курсовой работы – 20-30 страниц текста.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, объект, предмет и методы исследования. Примерный объем введения – 2-3 страницы.
Цель исследования должна указывать не на процесс изучения, а на результаты, которые студент стремится достичь (например, выявление особенностей административно-правового института, проведение классификации…, определение правовой природы…).
В соответствии с поставленными задачами строится структура основной части курсовой работы и определяются названия ее глав и параграфов.
В основной части курсовой работы в каждой из первой и второй глав должно быть не менее двух параграфов. В главах раскрываются отдельные аспекты темы, поэтому названия глав и параграфов не должны повторять название всей работы.
Содержание глав и параграфов должно строго соответствовать их названиям. Материалы, не относящиеся к теме исследования, не включаются в работу, даже если они заинтересовали студента.
Изложение материала должно быть последовательным и непротиворечивым.
Все основные административно-правовые понятия, используемые в работе, должны быть определены и подлежат использованию студентом в одном значении, определенном им на основании рассмотренных научных позиций.
Раскрывая тему, студент должен использовать нормативный правовой материал, но переписывать законы или иные нормативные правовые акты не следует. Нужно цитировать только самые значимые положения, остальные можно пересказать и дополнить собственным правовым анализом.
В каждом случае использования научной и специальной литературы необходимо давать ссылку на источник информации. Если текст учебника, научной статьи или монографии приводится буквально, без изменений, то этот текст должен быть подан в кавычках и в конце его обязательно должна быть сноска. Если студент использовал какое-либо научное положение или имеющий научную значимость особый подход автора, то сноска оформляется следующим образом: См. об этом:
В конце каждого параграфа или главы студент обобщает собственные аналитические выводы и предложения.
В заключении приводятся краткие выводы правового характера, сделанные в результате проведенного исследования. Примерный объем заключения – 2-3 страницы.
В списке использованной литературы приводятся все источники по теме исследования, с которыми ознакомился студент в процессе подготовки курсовой работы.
При этом студент должен изучить не менее трех учебников по административному праву, пяти научных статей и монографий по теме. Обязательно изучение соответствующих нормативных правовых актов и актов судебных органов.
Следует обратить внимание, что студент может использовать недействующие нормативные правовые акты для сравнения и выявления особенностей развития определенного административно-правового института, но он обязан анализировать действующее законодательство. Следует также актуализировать научные источники и ввести в список использованной литературы научные статьи и монографии последних двух-трех лет.
Оформление курсовой работы должно соответствовать установленным требованиям.
Форма титульного листа едина. Образцы титульного листа модно взять в деканате.
Текст курсовой работы распечатывается через 2 интервала на бумаге формата А4 шрифтом Times New Roman размером 14. Сноски печатаются постранично, 10 шрифтом.
Поля устанавливаются стандартных размеров: левое – 30 мм, правое, верхнее и нижнее – 20 мм.
Оформление текста и всех страниц должно быть единообразным.
В курсовой работе используются постраничные сноски. В сносках на научные издания указываются: фамилия, инициалы автора (если труд коллективный, то сначала его наименование, а затем инициалы и фамилия редактора); название произведения; место и год издания, номер цитируемой страницы.
При цитировании материалов периодических изданий (журналов, сборников) указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодического издания, год издания, номер, страница.
Примеры оформления сносок:
Административное право России: Курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2001. С.87.
Бут Н.Д. Совершенствование защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля // Законность. 2010. № 5. С.12.
График подготовки курсовой работы. Тема курсовой работы выбирается студентом в течение месяца после начала изучения дисциплины «Административное право».
Через неделю после назначения научного руководителя студент должен получить у него задание для подготовки курсовой работы и последовательно сдавать подготовленные материалы (параграфы и главы).
Лучше всего начинать работу с подготовки первой главы, которая обычно носит теоретический характер. Однако если у студента возникают серьезные затруднения с осмыслением теоретических вопросов, то по согласованию с научным руководителем он может начинать исследование с вопросов практического или прикладного характера.
Следует учитывать, что в график подготовки курсовой работы всегда закладывается время на доработку или переработку подготовленного материала. Как правило, на защиту допускается второй-третий вариант подготовленной студентом курсовой работы.
Окончательный вариант курсовой работы представляется специалисту кафедру не позднее чем за один месяц до начала экзаменационной сессии.
Курсовая работа должна быть подписана студентом и сдана на кафедру в папке (типа «скоросшиватель»). Отдельные листы вкладывать в файлы не следует, так как это существенно затрудняет работу научного руководителя.
Критерии оценки. Знакомясь с окончательным вариантом работы, научный руководитель оценивает достижение поставленных во введении цели и задач, актуальность использованного законодательства, материалов судебной практики и достаточность научных источников, а также соблюдение требований к оформлению. На основании указанных критериев научный руководитель принимает решение о допуске или недопуске работы к защите. Обязанность выяснения информации о допуске или недопуске курсовой работы к защите возлагается на студента.
В случае недопуска к защите научный руководитель делает отметки о недопуске на титульном листе курсовой работе. При этом он определяет, какие недостатки необходимо устранить, ставит дату и подпись, после чего работа возвращается студенту для исправления.
В случае допуска к защите научный руководитель оформляет рецензию, в которой могут содержаться указания на недостатки работы, указываются вопросы, на которые студенту предлагается ответить на защите. Студент вправе ознакомиться с рецензией до защиты курсовой работы.
В процессе защиты курсовой работы проверяется уровень осмысления студентом проблематики курсовой работы, степень владения материалом и выработка навыков самостоятельного исследования.
Оценка выставляется с учетом качества подготовленного текста курсовой работы, соблюдения установленных требований к ее оформлению, а также знаний и умений, полученных в процессе подготовки курсовой работы и проявленных во время ее защиты.
Соответствующая отметка, дата и подпись научного руководителя проставляются на титульном листе курсовой работы, в ведомости и зачетной книжке студента. Научный руководитель сдает курсовую работу специалисту кафедры.
Примерный перечень тем курсовых работ по административному праву
1. Предмет административного права как отрасли права и как науки
2. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
3. Специальные административно-правовые статусы граждан Российской Федерации
4. Административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации
5. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
6. Гарантии прав граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти
7. Административный порядок рассмотрения обращений граждан в органы исполнительной власти
8. Взаимодействие Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти
9. Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительный власти Российской Федерации
10. Система федеральных органов исполнительной власти
11. Система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
12. Правовое регулирование предоставления государственных услуг органами исполнительной власти
13. Государственный контроль и надзор в системе исполнительной власти
14. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации в системе органов государственной власти
15. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
16. Взаимодействие исполнительной и судебной властей
17. Административно-правовой статус коммерческих организаций
18. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
19. Административно-правовой статус политических партий
20. Административно-правовой статус религиозных объединений
21. Система государственной службы Российской Федерации
22. Правовое регулирование государственной гражданской службы Российской Федерации
23. Правовой статус государственных гражданских служащих Российской Федерации
24. Прохождение государственной службы в органах судебной власти
25. Правовые акты государственного управления
26. Административные договоры
27. Специальные административно-правовые режимы
28. Компетенция Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
29. Административное правонарушение как основание административной ответственности
30. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения
31. Административная ответственность должностных лиц
32. Административная ответственность юридических лиц
33. Административная ответственность индивидуальных предпринимателей
34. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
35. Административное приостановление деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как вид административного наказания
36. Административная ответственность юридических лиц за нарушения таможенных правил
37. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения
38. Административная ответственность за нарушение прав интеллектуальной собственности
39. Административные наказания
40. Судьи как субъекты административной юрисдикции
41. Мировой судья как субъект административной юрисдикции
42. Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях, вступивших в законную силу
43. Административное выдворение и депортация как административно-правовые средства борьбы с незаконной миграцией
44. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности в сфере деятельности органов исполнительной власти
45. Контроль судов за деятельностью органов исполнительной власти
46. Становление института административной юстиции в Российской Федерации
47. Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации деятельности органов исполнительной власти
48. Административно-правовое регулирование в сфере массовой информации
49. Административно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Российской Федерации
50. Административно-правовое регулирование рекламной деятельности в России и зарубежных странах
51. Государственный контроль и надзор в сфере экономики
52. Административно-правовое регулирование в области образования и науки
53. Административно-правовое регулирование в области здравоохранения
54. Административно-правовое регулирование в области социального развития
55. Государственное управление в области обороны
56. Государственное управление в области безопасности
57. Государственное управление в области юстиции
58. Государственное управление в области внутренних дел
5.4.5.Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля)
Изучение административного права предполагает освоение теоретического материала на лекционных и семинарских занятиях, в также уточнение и углубление полученных знаний в ходе семинарских и практических занятий, серьезной самостоятельной работы студента по изучению нормативных правовых актов, материалов судебной практики, учебной и научной литературы.
Лекционные занятия (теоретический курс). На лекциях студент, как правило, впервые знакомится с материалами темы. Преподаватель раскрывает наиболее важные, принципиальные вопросы каждой темы, способствующие пониманию логики построения курса, структуры и содержания основных институтов, понятий и категорий административного права. На лекции объясняются также вопросы, понимание которых вызывает наибольшие затруднения у студентов.
Лекции могут сопровождаться слайдами и иными формами визуализации. Фотографировать представленный материал или вести аудиозапись лекции можно только с разрешения преподавателя.
На лекции студент может задавать вопросы по заинтересовавшей его проблематике, отвечать на вопросы преподавателя. Можно подойти к преподавателю после лекции и подробнее обсудить заинтересовавший студента или неясный для него вопрос. Студент имеет право на получение индивидуальных консультаций лектора.
Рекомендации: Лучше вести конспект лекций, оставляя место для дополнения их записями на семинарских занятиях, выписками из учебника и научной литературы.
Перед лекцией желательно прочесть конспекты по предшествующей теме. Можно заранее ознакомиться с вопросами, вынесенными на предстоящую лекцию, прочитав соответствующие параграфы в учебнике.
Семинарские (практические) занятия. На семинарских занятиях студент получает возможность более глубокого изучения темы, уточнения теоретических и получения практических знаний, формирования профессиональных навыков. Формы проведения семинарских занятий многообразны и выбираются преподавателем в зависимости от изучаемой темы и особенностей подготовки студентов. На семинарских занятиях применяются методы и формы как индивидуальной, так и коллективной работы студентов.
В случае пропуска семинарских занятий студент должен по согласованию с преподавателем, ведущим семинарские занятия, подготовить и сдать соответствующий материал.
Рекомендации: При изучении тем, вынесенных на обсуждение на семинарском занятии, необходимо изучить сначала конспекты лекций, а затем соответствующий раздел (главу) учебника для вузов. При этом полезно воспользоваться учебниками разных авторов, сравнивая их взгляды на тот или иной вопрос. Следует также обратиться к списку рекомендованных по соответствующей теме федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, выбрав соответствующий материал из общего списка.
Аналогичная работа предполагается при подготовке заданий для практических занятий и контрольных работ, в том числе для решения задач.
При решении задач необходимо проанализировать и дать обстоятельную оценку обстоятельств дела, учесть как материальные, так и административно-процессуальные нормы, применяемые в ситуации, изложенной в условиях задачи. Вывод по конкретному делу должен быть обоснован ссылками на нормы, содержащиеся в статье (статьях) избранного для решения задачи закона или иного нормативного правового акта.
Уважайте свой труд и сохраняйте все записи, сделанные во время лекций и семинарских занятий. Подготовленные вами конспекты не только помогут подготовиться к проверочным и контрольным работам, зачету и экзамену, но также обеспечат понимание предмета и сохранение полученных знаний в долговременной памяти.
Самостоятельная работа студентов. Особое место среди основных видов занятий, предусмотренных учебным планом Российского государственного университета правосудия, занимает самостоятельная работа, предполагающая детальное изучение нормативных правовых актов и специальной литературы по курсу «Административное право».
Рекомендации: Приступая к самостоятельному изучению вопросов, студенту необходимо определить их место в программе курса, ознакомиться с содержанием каждой темы, а также списком нормативных правовых актов и литературой, рекомендованной для изучения указанных вопросов.
Сначала следует проработать материал, записанный на лекции, затем изучить соответствующие разделы учебника. Особое внимание следует обратить на официальные разъяснения высших судебных органов и дополнительную литературу, рекомендованные по теме.
При подготовке контрольных работ необходимо давать обстоятельный анализ норм законодательства и иных нормативных правовых актов, судебной практики и научной литературы по вопросу темы и обосновывать свою позицию по рассматриваемому вопросу.
Помимо обязательной для исполнения контрольной работы темы и решения задач, студент может подготовить научный реферат, целью которого является более глубокое усвоение темы, подготовка к выступлению на научно-практической конференции, публикация в сборнике студенческих научных работ.
Структура научного реферата (объем его, как правило, составляет 10-15 страниц) должна быть определена в плане. Во введении необходимо охарактеризовать значимость избранной темы, ее актуальность в современный период и цели, поставленные автором при написании работы.
Тема должна излагаться последовательно, могут выявлять проблемные вопросы, рассматриваться возможные варианты их решения. При анализе конкретных норм закона или подзаконного нормативного правового акта и цитировании положений, содержащихся в научной литературе, необходимо делать соответствующие ссылки на источники.
В заключении следует суммировать выводы, к которым автор пришел в результате проведенного исследования, в том числе обосновать предложения по совершенствованию законодательства.
Преподаватели кафедры могут оказывать помощь студенту в ходе подготовки реферата, организовать его обсуждение на семинарском занятии или рекомендовать реферат к опубликованию в издаваемых в РГУП сборниках работ студентов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
6.1.Контрольные мероприятия, применяемые контрольно-измерительные технологии и средства с указанием этапов формирования компетенций
№п.п. | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
Темы 1-3 | ОК-3, ОК-8, ПК-6, ПК-15 | Опрос Тестирование Контрольное задание Решение задач | |
Темы 4, 5 | ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-9, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-9 | Опрос Тестирование Контрольное задание Решение задач | |
Тема 6 | ПК-5, ПК-7, ПК-15 | Опрос Тестирование Контрольное задание | |
Тема 7-10 | ОК-9, ПК-3, ПК-5, ПК-11, ПК-16, ПК-4, ПК-12 | Опрос Тестирование Контрольное задание |
Задания для выполнения контрольных работ
Контрольное задание № 1.
Алгоритм решения задач.
1. Определить субъектов правоотношений.
2. Определить категорию спора, вид процесса, исходя из состава субъектов правоотношений.
3. Определить, какие процессуальные нормы регулируют порядок разрешения спора или рассмотрения дела.
4. Определить подведомственность (подсудность) разрешения дела.
5. Выявить источники материального и (или) процессуального права, на основании которых разрешается спор или дело по существу.
6. Уточнить их юридическую силу на дату разрешения спора или дела, если она указана.
7. Исследовать, соблюдены ли процессуальные сроки, если они указаны в задаче. Уточнить, являются ли они пресекательными или могут быть восстановлены (или продлены).
8. Осуществить юридическую квалификацию дела и разрешить спор или дело по существу.
9. Если требуется оформить решение задачи в виде судебного акта, он составляется на основании требований к содержанию и акта, закрепленных в процессуальном кодексе (АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ)
Задача.1. Частнопрактикующий врач Зубко был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Основанием для такого решения стало нарушение им условий действия лицензии, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица – врача Кореневой, нанятой им по трудовому договору.
Решите эту задачу. Определите вид процесса, субъект (субъекты) юрисдикции и принципы, которые реализованы в данном процессе
Задача 2. В результате сильного наводнения в одной из областей сложилась угроза жизни и здоровью населения, нормальной деятельности ОМС. Глава области объявил своим постановлением режим чрезвычайной ситуации. При этом он в данном постановлении санкционировал применение следующих мер принуждения: эвакуацию граждан, мобилизацию ресурсов предприятий, учреждений и организаций; ограничение въезда и выезда на затопляемую территорию. Прокурор области принес протест на данное постановление. По протесту прокурора постановление главой области не было отменено.
Решите задачу. Определите вид (виды) процесса, компетенцию субъекта (субъектов), участвующих в данном деле
Задача 3.Приказом командира воинской части ефрейтор Пирожков был привлечен к материальной ответственности в размере одного оклада месячного содержания за поврежденный на учениях автомат. Военнослужащий обжаловал приказ командира воинской части в суд, поскольку, согласно Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества без решения суда.
Решите задачу. Определите вид (виды) административного процесса и компетенцию субъекта (субъектов) юрисдикции.
Задача 4. Шустриков обратился в областной суд с жалобой на постановление губернатора об отрешении от должности главы муниципального образования (городского поселения). В обоснование своих требований он указал, что эти актом нарушается его право на участие в местном самоуправлении, поскольку главу города избрал народ, и он в том числе, а не назначил губернатор. Суд в приеме заявления отказал, так как постановление Шустрикова непосредственно не касается и не нарушает его законные права и интересы.
Составьте проект судебного акта, определите вид (виды) процесса.
Задача 5..Губернатор области издал постановление о лишении квалификационного разряда заместителя руководителя департамента труда и социальной защиты Петрова за неисполнение приказа Минздравсоцразвития РФ о дополнительных мерах социальной поддержки населения. Петров обратился в суд, считая, что распоряжение губернатора незаконно.
Составьте судебный акт по данному делу.
Задача 6.Пашутин был впервые принят на государственную должность гражданской службы с испытательным сроком шесть месяцев. По истечении данного срока еще две недели он исполнял служебные обязанности. Однако впоследствии он был уволен в связи с неудовлетворительными результатами испытания. Пашутин обжаловал увольнение в суд.
Составьте судебный акт по данному делу.
Задача 7.Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения контролирующего органа по итогам проверки на том основании, что проверка продолжалась более установленного законом срока – более 1 месяца. Предприниматель обратился к прокурору с ходатайством о принесении протеста на решение. Прокурор в принесении протеста отказал, сославшись на то, что решение не является ненормативным актом, а протест приносится на нормативный или ненормативный акт. Тогда предприниматель обратился в суд. Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на то, что для признания решения незаконным необходимо доказать факт нарушения права, а таких доказательств представлено не было.
Правомерны ли действия суда и прокурора?
Задача 8. Руководитель территориального управления Ростехнадзора издал приказ, согласно которому начальником отдела по надзору за строительством может налагаться дисциплинарный штраф на руководителей строительных организаций на территории области. Руководитель одной из строительных организаций обратился в суд с заявлением о признании незаконным данного приказа.
Определите подсудность данного дела. Составьте судебный акт по данному делу.
Задача 9. Зотов, будучи в нетрезвом виде, приставал в магазине к Семагиной, нецензурно выражался, за что был привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Семагина обжаловала постановление по делу об административном правонарушении начальнику РОВД. Она просила пересмотреть вид наказания, т.к. он несоразмерен, по ее мнению, поведению правонарушителя, и назначить административный арест.
Каков должен быть результат рассмотрения жалобы?
Задача 10.2.Постановлением мирового судьи редактор газеты «Вечерние новости» Гребешкова была арестована на 5 суток за публикацию в газете материала, содержащего нецензурные выражения. Прокурор района принес протест на данное постановление, указав, что в действиях Гребешковой отсутствуют признаки мелкого хулиганства, Гребешкова также обжаловала постановление.
Какое решение примет суд?
Задача 11. По итогам проверки порядка обработки в организации персональных данных должностным лицом Россвязьохранкультуры оператор персональных данных – и организация, и ответственное должностное лицо, - были привлечены к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ на основании ст.23 ФЗ РФ «О персональных данных». Постановление было обжаловано и организацией, и должностным лицом на том основании, что Россвязохранккультура не обладает соответствующими полномочиям.
Составьте судебный акт по результатам рассмотрения жалоб.
Задача 12. Никанорова была привлечена сотрудником Комиссии по делам несовершеннолетних к административной ответственности по ст. 20.22 за противоправное поведение несовершеннолетнего сына. В жалобе на постановление она указала, что КДН – коллегиальный орган, и постановление не может быть вынесено сотрудником КДН единолично.
Каков должен быть результат рассмотрения жалобы?
Задача 13. Грачев, воспользовавшись минутным отсутствием продавца за прилавком сельского магазина, взял бутылку водки, банку икры из кабачков, вышел из магазина, выпил и закусил в парке неподалеку, однако был уличен свидетелями. В ходе рассмотрения дела по ст. 7.27 КоАП РФ он был освобожден от административной ответственности, получив устное замечание.
Правомерно ли разрешено дело?
Задача 14. Горин впервые летел в Париж, очень волновался и несколько раз покурил, хотя находился в салоне для некурящих, и получил замечания от бортпроводницы. После возвращения в Москву должностным лицом аэропорта ему был назначен административный штраф. Горин обжаловал постановление, ссылаясь на отсутствие нарушения закона с его стороны, и на наличие у него стойкой зависимости от курения, в силу которых он был способен понимать значение своих действий, но не мог руководить ими. Как следует разрешить дело?
Составьте текст судебного акта.
Задача 15.Мировой судья, получив дело об административном правонарушении по ст. 15.12 (ч.2) КоАП РФ, вынес определение о направлении его в районный суд, указав, что в материалах дела имеется определение о проведении административного расследования.
Правомерны ли действия мирового судьи?
Задача 16.Прокурор района вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Кристалл» по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ и направил его в арбитражный суд в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ. Судья возвратил постановление без рассмотрения, указав, что согласно ч.2 ст. 202 АПК РФ производство в арбитражном суде возбуждается на основании заявлений должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, а прокурор к таким субъектам не относится.
Как следует разрешить данное дело?
Задача 17. 25 марта начальник РОВД Орловский получил протокол об административном правонарушении от 20 марта в отношении гражданина Махно. В протоколе было указано, что Махно выяснял отношения с женой, грубил и нецензурно выражался. Протокол составил участковый инспектор Анискин, вызванный женой Махно. 26 марта Орловский обнаружил, что в протоколе отсутствует подпись правонарушителя о том, что ему разъяснены его права и обязанности, нет также и подписи его супруги. Орловский поручил устранить недостатки протокола. Однако Махно уехал в командировку, а его супруга отказалась от подписи свидетеля, сославшись на примирение с супругом и на то, что она не намерена свидетельствовать против близкого родственника. 1 апреля протокол был возвращен Орловскому в первоначальном виде. 18 мая Орловский назначил Махно административный штраф. Копия постановления была направлена Махно на домашний адрес. Махно после своего возвращения постановление обжаловал, ссылаясь на нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении.
Составьте текст судебного акта по результатам рассмотрения жалобы.
Задача 18. Постановлением мирового судьи от 19 июля Макаров был лишен права управления транспортным средством на 2 года. Решением районного суда 2 августа по жалобе Макарова постановление было изменено – был назначен административный штраф вместо лишения права. Прокурор района принес протест на решение районного суда. Областной суд оставил протест без рассмотрения, мотивируя это тем, что решение районного суда вступило в силу и не может быть опротестовано прокурором района.
Дайте юридическую оценку дела.
Задача 19. 26 марта в отношении Зимина в его отсутствие мировой судья вынес постановление о лишении права управления транспортным средством на 1 год. 20 апреля Зимин обратился в районный суд с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления, т.к. повестку он не получал (выяснилось, что в ней была указана другая квартира) в заседании не участвовал, а постановление получил 15 апреля у секретаря мирового судьи. Судья срок на обжалование восстановил и при этом изменил постановление – лишение права заменил административным штрафом.
Дайте оценку действиям судьи.
Задача 20. Безработный Быстров, управляя а/м «Ягуар», совершил административное правонарушение по ст.12.9 КоАП РФ. Ему был наложен административный штраф в размере 300 рублей. Штраф не был им уплачен, поскольку, как позднее пояснил Быстров, у него отсутствуют необходимые денежные средства. Через полтора месяца на «Ягуар» был наложен арест, транспортное средство помещено на специальную стоянку возле здания РОВД.
Правомерен ли порядок исполнения наказания?
Задача 21. Генеральный директор ООО «Луч» Обломов в январе 2006 г. был дисквалифицирован постановлением мирового судьи сроком на 3 года по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Общим собранием участников общества было принято решение о расторжении договора с Обломовым. Обломов обратился в суд за разрешением трудового спора, полагая, что такого основания увольнения, как дисквалификация, Трудовой кодекс РФ не содержит.
Составьте проект судебного акта.
Контрольное задание № 2.