Особенности права как нормативного регулятора

Право относится к соц. нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем соц. нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

· У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обяз-ти субъектов правового общения, а также меры юр. отв-ти за их нарушение.

· Нормы права в отличие от других соц. норм имеют дифференцир. внутреннее строение, т.е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

· Иерархичность (субординация) в системе права имеет строго определенное место, поскольку каждая норма занимает свое место. Например, конституц. нормы занимают самое высокое положение среди других норм права и им не могут противоречить другие правовые нормы.

· Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

· Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании люде и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливое должны лежать общечеловеческие начала, т.е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства. Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрыта его творческих возможностей.

· Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования. Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д.

· Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

· Право хар-ся связью с гос-вом, что делает его общеобяз., и возможностью применить гос. принуждение или иные меры гос. воздействия для обеспечения действия права.

· Право отличается процедурностью, т.е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уг., гражд., адм. процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс идр.
Сущность права— это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойствен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. Сложилось два главных подхода к определению сущности права. (Морозова)

1. Право выражает волю экономически господств. класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а нац. интересы — над общечел. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для маркс. науки, которая рассматривает право как соц.-классовый регулятор общ. отнош-й.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом — механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким обр., в юр. науке сложилось мнение о двойственном хар-ре сущности права. С одной стор., право выра­жает волю господств. класса на гос. уровне. Оно инструмент не только полит. господства, но одновременно и общесоц. рег-я, т.к. обеспечивает функц-е общества как единого соц. организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как соц. регулятор обеспечивает порядок в общ. отнош-ях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедл-ти, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам.

Поэтому проф. Лифшиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно поддерживать определенный порядок, стабильность. Это обеспечивается с помощью нормативного регулирования общ. отнош-й. Таким обр.,сущность права отождествляется с правопорядком.

Сущность права предст. собой нормат. форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую гос. принуждением. Отсюда сущностными кач-ми права явл. нормативность, стабильность и авторитетность.

Право- это система общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

Признаки права- это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе:

Признаки характеризуют право как понятие;

Свойства характеризуют право как реальное явление.

Признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе.

Право - система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Свойства (признаки) права:

1. Нормативность - право представлено нормами (образец, правило поведения); имеет нормативный характер. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они определены в соответствии с действующими нормами. В результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Специфика нормативности права - право возведено в закон, в ранг официальных правил. Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.

2. Интеллектуально-волевой характер права - право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права: право - форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.

3. Обеспеченность исполнения возможностью государственного принуждения - если предписания не исполняются добровольно, то компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность, обеспеченность "будущего".

Государственное принуждение реализуется в двух направлениях:

^ обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению

обязанности в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба);

^ в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается

наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф).

4. Формальная определенность - правовые нормы точно, в деталях отражают требования, предъявляемые к поведению людей. Формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам (корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах). В перечисленных случаях форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (общественными, религиозными). Государство придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных НПА, которые подлежат единообразному толкованию:

^ в прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных

решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел;в обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

5. Системность - право есть упорядоченная внутренне согласованная система норм; сложное системное образование. В настоящее время особую значимость приобретает деление его на три элемента:

- естественное право (состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества). Важнейшая часть естественного права - права человека (возможности, которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину);

· позитивное право (законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-правовые притязания граждан, организаций, социальных групп);

· субъективное право (субъективное право, т. е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя) социальных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность.

·

Источники права

Одним из признаков права, которые отличают его от других социальных регуляторов (норм морали, традиций, обычаев, религиозных норм), является формальная определенность. Напомним, что право возникает в обществе, расколотом на классы и сословия, на бедных и богатых. Потребность в праве была обусловлена тем, что прежние социальные регуляторы не могли успешно согласовывать столь различающиеся и часто противоположные интересы. Упорядочить взаимоотношения людей — носителей разнородных интересов можно было только с помощью четких правил поведения, закрепленных в официальных действующих документах государства (законах, указах, постановлениях). Право закрепляло не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в различных сферах жизни человека. Только четко закрепляя правила поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах, государство придает им общеобязательный характер, который обеспечен возможностью государственного принуждения.

Какое значение имеет для рядового члена общества понятие «источник права»? Дело в том, что незнание закона не освобождает гражданина от юридической ответственности. Поэтому важно знать, где может содержаться информация о правилах поведения, обязательных для всех. И еще один вопрос, имеющий практический смысл, на который отвечает понятие «источник права»: кто и как придает правилам поведения значение правовых норм, т.е. обеспечивает их обязательность? Понятие «источник (форма) права» имеет несколько значений:

1) определяется как источник познания, т.е. то, откуда люди черпают свои знания о праве. Это могут быть исторические юридические документы, подобные законам Ману в Индии, «Русской правде» на Руси, законам царя Хаммурапи в Вавилоне, и т.п.;

2) выражает материальные условия жизни общества, обусловливающие содержание правовых норм. В первую очередь это существующий уровень развития производства, определяющий характер потребностей людей. Данные потребности являются материальным источником права. Так, в XX в. возникли материальные предпосылки для реализации многих социальных прав: на труд, социальное страхование, пособия по безработице. Будучи объективно обусловленными, они были закреплены в конституциях и законах развитых западных стран;

3) определяется в юридическом смысле. Оно отражает то, какими путями образуется право и что сообщает правилу поведения качество правовой нормы, т.е. общеобязательную силу, опирающуюся на

возможность применения государственного принуждения. Именно в юридическом смысле и используется чаще всего понятие «источ ник (форма) права».

В этом контексте понятие «источник (форма) права» состоит из двух частей: «источник права» и «форма права». Обычно они используются как тождественные понятия разными авторами, которые акцентируют внимание на различных сторонах единого понятия:

а) одни авторы имеют в виду процесс правотворческой деятельности государства как источник образования норм. Следовательно, они склонны использовать понятие «источник права»;

б) другие — результат правотворческой деятельности, т.е. различные нормативные правовые акты государства: законы, указы, декреты и т.п. Поэтому они предпочитают использовать понятиеи «форма права».

Таким образом, источник (форма) права есть способ, внешняя форма выражения и закрепления содержания правил поведения, которые сообщают им качество правовой нормы, т.е. становятся определенными, постоянными и обязательными.

Исторически первым источником права был правовой обычай. Правовой обычай — это правило поведения, сложившееся в результате постоянного применения людьми и перешедшее в привычку; соблюдение этого правила обеспечивается государственным принуждением. Однако обычай становится правовым только тогда, когда появляется государство. В этом случае он становится обязательным, опирающимся на возможность применения принуждения со стороны государства.

Судебный прецедент — распространенный источник права в Англии, США, Канаде, Австралии, бывших колониях Великобритании.

Судебный прецедент — решение суда, вынесенное по конкретному делу, которое становится правилом, обязательным для всех судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела.

Создателем права является само государство в лице такого органа, как суд. Решения вышестоящих судов по аналогичным делам являются обязательными для судов низших инстанций.

Наши рекомендации