Государственное управление в области обороны
Понятие «оборона» закреплено в части 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороне»: «система политических, военных, специальных правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».
Одним из основных документов стратегического планирования в России, представляющим собой систему взглядов государства на оборону, является Военная доктрина РФ, утвержденная Президентом РФ № 146 от 25 декабря 2014 г. (Пр-2976) . Это уже четвертая военная доктрина Российской Федерации после распада СССР. На основе Военной доктрины вырабатывается военное законодательство и строится система управления обороной.
В соответствии с частью 1 ст. 87 Конституции РФ Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ является Президент РФ. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы. В случае агрессии против Российской Федерации или ее непосредственной угрозы, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против России, Президент объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации, может вводить военное положение.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1 «О военном положении» под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. В Указе Президента РФ о введении военного положения должны быть определены обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения; дата и время, с которого начинает действовать военное положение; границы территории, на которой оно вводится. В период действия военного положения могут применяться меры, ограничивающие права граждан: приостановление деятельности политических партий и других общественных объединений, изъятие для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества, запрещение или ограничение выбора места пребывания, проведения публичных мероприятий и другие.
Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами; обеспечивает выполнение планов и государственных программ развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации» разрабатывает и выполняет мобилизационные планы.
Отраслевым органом управления обороной является Министерство обороны РФ, а центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ – Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ. Полномочия Генштаба обширны и многообразны: разрабатывает предложения по военной доктрине РФ и план строительства Вооруженных Сил РФ; осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; устанавливает нормы приема граждан РФ на военную службу и военные сборы и т.д.
Для организации управления в области обороны имеет значение дислокация Вооруженных Сил РФ. Указом Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1144 в Российской Федерации образованы 4 военных округа (Центральный, Западный, Восточный и Южный). В состав военного округа входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, расположенные на его территории. Военным округам придан статус оперативно-стратегических командований Вооруженных Сил РФ.
Низовым звеном в системе органов управления в области обороны являются военные комиссариаты, которые имеют статус территориальных органов Министерства обороны РФ в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и других административно-территориальных образованиях. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генштаб через управления военных округов. Среди основных задач военных комиссариатов можно выделить следующие: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных средств; организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет. Военные комиссары наделены полномочиями по привлечению к административной ответственности за правонарушения в области воинского учета.
Составной частью оборонных мероприятий является организация и ведение гражданской обороны. Правовую основу их проведения составляет Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 «О гражданской обороне». Основные задачи гражданской обороны – эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; борьба с пожарами, возникшими при проведении военных действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время. Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).