Вопрос 51. Виды правоотношений.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулирован­ное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

содержание правоотношения - это субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право и соответствующая ему обязанность образуют юридическую связь управомоченной и обязанной стороны. Причем правовое отношение может состоять из одной или нескольких юридических связей.

Субъектами правоотношений являются индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей.

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта права, ими могут также выступать предмет духовного творчества, различные нематериальные блага.

Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям:

1) в зависимости от предмета правового регулирования (отрасле­вого признака) правоотношения подразделяются на конституцион­ные, административные, уголовные, гражданские и т.п.;

2) в зависимости от характера - на материальные (финансовые, трудовые и т.д.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, граж­данско-процессуальные и др.);

3)Выделяют также частноправовые -характеризуются равенством их участников и публично-правовыеправоотношения - представляют собой отношения власти-подчинения.

4)в зависимости от функциональной роли - на регулятивные служат результатом правомерного поведения субъектов (возникают на основе норм права или договора) и охранительные правоотношения возникают в следствии неправомерного поведения субъектов, представляют собой реакцию гос-ва на него и имеют целью защиту правопорядка, наказание правонарушителя (связаны с государственным принуждением и реализацией юридпчес­пой ответственности);

5) в зависимости от природы юридической обязанности - на пас­сивные и активные.

В пассивных правоотношенияхобязаннос­ть заключается в воздержании от действий, запрещенных законом (правоотношения собственности), и активныеправоотн-я в обязанность одной из сторон входит совершние положительных действий, а право другой стороны состоит в требовании исполнения этой обязанности. (правоотноше­ния займа);

6) в зависимости от состава участников - на пpocтые, возникаю­щие между двумя субъектами (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотно­шешие отбывания уголовного наказания);

7) в зависимости от продолжительности действия - на кратковременные (правоотношения мены) и долговременные (правоотношения гражданства);

8) в зависимости от степени определенности сторон - на относительные, абсолютные и общие.

В относителъных правоотношениях конкретно (поименно) опре­делены все участники (управомоченные и обязанные субъекты- по­купатель и продавец, истец и ответчик).Общие - (или общерегулятивных) правоотоношения в отличие от конкретных выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правоот­ношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего зако­нодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений.

Вопрос 52. Государственные органы: понятие, классификация.

Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни, учитывая предназначение и место в государственном механизме; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач;7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

1) от порядка их формирования;

2) объема выполняемых полномочий;

3) широты компетенции;

4) характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

5) числа государственных гражданских служащих;

6) времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

1) на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

2) производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

1) высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

2) центральные, в частности министерства;

3) местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

1) органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

2) органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

1) коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

2) единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

1) законодательные;

2) исполнительные;

3) судебные;

4) контрольно-надзорные органы.

В зависимости от времени функционирования: 1) постоянные органы – составляют большинство государственных органов, рассчитаны на функционирование в нормальных условиях; 2) временные, которые создаются в чрезвычайных условиях, а также для реализации каких-либо крупномасштабных задач.

Наши рекомендации