Структура механизма правового регулирования.

Некоторые ученые выделяют в механизме правового регул рования два полярных элемента:

а) нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания;

б) способы реализации, которые проявляются в фактическсом поведении людей, совершении действий или в воздержании действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма. Между этими двумя элементами существуют промежуточно звенья - юридические факты и правоотношения. Включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов.

Стадии механизма правового регулирования.

Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и прие­мы юридической техники.Наибольшее значение в нормативной основе придается та­ким юридическим средствам, как позитивные обязывания, доз­воления и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рам­ках которых стороны приобретают конкретные права и обязан­ности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - примене­ние права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоот­ношения. В рамках правоотношений устанавливается конкрет­ная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обя­занных.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), ис­пользования (прав) и применения права. Акты реализации пред­ставляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в пове­дении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возни­кает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определен­ных юридических последствий при невыполнении субъектом воз­ложенных на него обязанностей или при совершении правона­рушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуа­ции и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт.

Вопрос. Норма права.

Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Норме права присущи следующие особенности:

1) она носит общий характер, т.е. отличается нормативно­стью;

2) содержит общеобязательное правило поведения и распро­страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресу­ется не конкретному лицу или распространяется не на конкрет­ный случай жизни; а на всех или большие группы людей (воен­нослужащих, учащихся, пенсионеров и

4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;

5) облекается в письменную, документальную форму;

6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомер­ным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до примене­ния государственного принуждения;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права од­новременно возлагает на него соответствующие обязанности;

9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотиче­ском состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.

К признакам нормы права относят:

1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);

4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предо­ставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязан­ность без права)(в регулятивных нормах гражданских,тудовых,в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);

5)микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза,диспозиция и санкция). Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы,содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

Структура правовой нормы. Под структурой нормы права понимается совокупность со­ставляющих ее элементов, обеспечивающих функциональную само­стоятельность нормы.

Поскольку норма права представляет собой специфический регулятор, она должна обязательно четко определять: при каких условиях она действует, какие конкретно права и обязанности имеет субъект при данных условиях, какие санкции устанавли­вает государство в случае невыполнения предписаний нормы права. Соответственно выделяются следующие элементы нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимосвязаны. Таких частей три: Гипотеза-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва)(время,место,субьективный состав),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Гипотеза указывает на условия и обстоятельства, при нали­чии которых реализуется диспозиция нормы права, и тем самым как бы привязывает общий вариант поведения к конкретному случаю, месту, времени. Диспозиция содержит правило поведения(либо требование,запрет), права и обязанно­сти субъектов правового общения, определяет меру дозволенно­го и должного поведения. Диспозиция-это основная часть правовой нормы составляет ядро нормы права, без диспозиции нормы права не существует.

Санкция-это элемент структуры правовой нормы.Санкция называет те неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителей нормы права. Санкции содер­жат меры не только наказания, но и предупредительного воздей­ствия, защиты, а также восстановительные и компенсационные меры, например административное задержание, привод, отмена административного акта, снос самовольно возведенного объек­та, взыскание алиментов на содержание детей, возмещение материального или морального вреда, восстановление на преж­нем месте работы незаконно уволенного работника. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бес­сильна.

Законодатель использует следующиеспособы изложения норм права в нормативно-правовых актах:

1)прямой, когда все элементы юридической нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом;

2)отсылочный, когда в статье один из элементов юридической нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-правового акта;

3)бланкетный, когда статья указывает на элемент нормы права путем от­сылки не к конкретной статье, конкретному законоположению (как это име­ет место при отсылочном способе изложения), а как бы к другому порядку правового регулирования - правилам совершения какого-либо вида деятель­ности, правилам международного договора и т. п. В данном случае статья представляет собой нечто вроде «бланка», который заполняется другим зако­ном, другим источником права.

Выделяют следующие основные виды правовых норм:

1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:исходные нормы, которые определяют основы правового регулиро­вания общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направле­ния (это, например, декларативные нормы, провозглашающие прин­ципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.);общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соот­ветствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздей­ствия на поведение личности);

2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) они разделяются наконституционные, граж­данские, административные, земельные и т.п.;

3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аг­рарные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессу­альные, гражданско-процессуальные);

4) в зависимости от методов правового регулированияна: императивные (содержащие властные предписания); диспозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регио­не (содержа­щиеся в законах) и временные(содержащиеся, например, в Указе Пре­зидента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).

Наши рекомендации